Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру". Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру»
Матерям*, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам - военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, положены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей.
*Или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.
Данная норма установлена Указом Президента РФ от 30.05.1994г. №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» и действует начиная с 1 января 2001 года.
Конечно, 50 рублей - это не слишком большая сумма, с другой стороны, за время отпуска по уходу за ребенком до трех лет «набежит» чуть больше 1500 руб. - сумма тоже не огромная, но и лишней для многих молодых мам она не будет.
Несмотря на то, что выплата компенсации является обязательной, в настоящее время многие ее не получают, т.к. ими не соблюдается важное условия ее получения: компенсация выплачивается только по заявлению сотрудницы. Соответственно, если заявления сотрудницы на выплату компенсации нет, то работодатель компенсацию не выплачивает и при этом ничего не нарушает.
В нашей статье будут рассмотрены:
В соответствии с положениями ст.287 ТК РФ, совместители имеют право на те же гарантии и компенсации, что и основные работники. А законодательные акты, устанавливающие особенности назначения данной компенсации не устанавливают соответствующих ограничений (в отличие от пособия по уходу за ребенком, которое можно получать только по одному из мест работы).
Для назначения (и последующей выплаты) компенсации, необходимо подать заявление о назначении ежемесячных компенсационных выплат по месту работы (службы). К заявлению необходимо приложить копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.
Заявление составляется в произвольной форме и может выглядеть следующим образом:
«Генеральному директору ООО «Ромашка» Иванову М.М. от Петровой В.В.
Заявление.
На основании положений Указа Президента РФ от 30.05.1994г. №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан», прошу назначить мне ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб. в месяц, как матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.»
В случае, если заявление подается с опозданием, его можно дополнить фразой «В том числе за 6 месяцев, предшествующих настоящему обращению».
Обратите внимание: Нетрудоустроенные лица подают заявление в орган социальной защиты населения по месту жительства.
Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается администрацией организации в 10-дневный срок со дня поступления документов. В случае отказа в назначении ежемесячных компенсационных выплат заявитель письменно извещается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования.
Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются:
Это означает, что если сотрудница, например, ушла в отпуск по уходу за ребенком с 01.01.2012г., а заявление о назначении и выплате компенсации написала 01.01.2013г., то ей выплатят компенсацию за предыдущие 6 месяцев (с 01.07.2012 по 31.12.2012г.) и далее будут выплачивать ежемесячно до достижения ребенком возраста 3х лет.
Выплата ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет*.
*В соответствии с п.51 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009г. №1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы (иных выплат, вознаграждений).
В соответствии с п.4 ст.136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячных компенсационных выплат, в частности:
Так же, безусловно, основанием для прекращения компенсационных выплат является окончание отпуска по уходу за ребенком (достижение ребенком 3х летнего возраста, выход матери на работу и т.п.).
При этом, если дата окончания отпуска по уходу за ребенком до 3х лет, приходится, например, на 2 января, выплата компенсации прекращается лишь с февраля месяца. А за январь она будет осуществляться в полном размере.
В соответствии с п.18 Постановления №1206, получатели ежемесячных компенсационных выплат обязаны извещать администрацию организации обо всех изменениях, влияющих на их выплату.
Согласно п.19 Постановления №1206, назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время в размерах, предусмотренных законодательством РФ, на каждый соответствующий период, если обращение за их получением последовало в течение трех лет со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком.
Таким образом, мать может получить всю сумму назначенной компенсации в конце отпуска по уходу за ребенком до 3х лет.
Ежемесячные компенсационные выплаты, не выплаченные своевременно по вине работодателя , их назначающего и выплачивающего, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком .
Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм. То есть - за счет собственных средств работодателя.
При этом, для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется:
В соответствии с положениями п.5 и п.8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы на выплату компенсации в размере 50 рублей необходимо отражать:
Аналогичную позицию изложил Минфин в своем Письме от 15.09.2009г. №03-03-06/4/78:
«В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1206 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан.
Так, п.15 Порядка предусмотрено, что ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска.
На основании п.20 Порядка ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм.
В соответствии с положениями ст.255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 7 ст.255 Кодекса установлено, что к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, ежемесячные компенсационные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, состоящим в трудовых отношениях с организацией, назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, осуществляются за счет средств, направленных на оплату труда, и учитываются в составе налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со ст.255 Кодекса.»
Аналогичной позиции Минфин придерживался и ранее. Например, в своем Письме от 16.05.2006г. №03-03-04/1/451.
«На основании Указа Президента Российской Федерации от 30.05.1994 №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (далее - Указ №1110) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с организациями, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, производится ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 руб.
Указанную выплату работодатель производит в силу обязательного предписания, закрепленного в Указе №1110, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с Указом №1110 не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст.7 Федерального закона №212-ФЗ.»
При этом, в настоящее время нет четкого ответа на вопрос - следует ли облагать компенсационные выплаты в размере 50 руб. страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно положениям ст.20.1 федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», объектом обложения страховыми взносами признаются:
Соответственно, трактовать эту норму можно по разному. Если в качестве облагаемых страховыми взносами выплат рассматривать только те выплаты, которые напрямую связаны с выполнением работником его трудовой функции, то компенсационные выплаты по уходу за ребенком до 3х лет, безусловно, к таким выплатам не относятся. Соответственно, компенсация не является объектом для начисления страховых взносов на страхование от несчастных случаев.
Такой же вывод можно сделать, проведя аналогию со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование.
Однако вполне возможна (со стороны представителей ФСС) и другая позиция:
Сложность заключается в том, что компенсация в размере 50 рублей, выплачиваемая матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет в статье 20.2 закона №125-ФЗ не поименована.
Соответственно, если исключить данную компенсацию из базы для расчета страховых взносов на страхование от несчастных случаев, то существуют определенные налоговые риски (не слишком значительные из-за размера компенсационной выплаты).
Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"
Практически со всех выплат сотруднику предприниматель должен отчислять налог. Однако существует ряд исключений, связанных с оплатой пособий государственными структурами. Платится ли с пособий по беременности или выплат, связанных с воспитанием малыша до 1,5 лет? Рассмотрим в этой статье.
Перечень выплат, подлежащих обложению НДФЛ, перечислен в статье 217 НК РФ. Однако даже в том случае, если выплата не упомянута в этой статье, но она выражена в денежных средствах и влечет за собой материальную выгоду для сотрудника, с нее уплачивается налог. Также средства, выданные трудящемуся, должны быть упомянуты в справке 2-НДФЛ.
Так что же с пособием по беременности и родам (БиР)? Ранее считалось, что оно должно облагаться НДФЛ, так как это доход женщины. Однако сейчас была внесена существенная поправка в НК РФ, согласно которой государственная компенсация (к ней относится пособие), освобождается от обложения. Законодатели утверждают, что разработка поправки была обусловлена разночтениями и противоречиями в прочтении закона. Было не ясно, относятся ли пособия к доходу сотрудника. Поправка прояснила этот момент. Сейчас все предприниматели обязаны соблюдать единую норму.
Еще до принятия поправки было издано Письмо Минфина от 1 июня 2011 года № 03-04-06/3-127, по которому все государственные пособия не должны облагаться НДФЛ. Цель издания его была также в прояснении неоднозначного вопроса.
Размер пособия по беременности определяется по средней зарплате сотрудницы за 2 последние года работы. Данный порядок определен частью 1 статьи 14 ФЗ №255. Суммарный ежегодный доход сотрудника не может быть больше максимальной базы по страховым выплатам в ФСС. Правило содержится в части 3.2 статьи 14 ФЗ №255. Если реальный заработок работницы больше предельной суммы, пособие выплачивается в меньшем объеме.
Важно также учитывать следующие моменты: не каждый сотрудник получает выплаты в 100% от средней зарплаты. Иногда пособие определяется согласно МРОТ. Во всех этих случаях работодатель может доплачивать сотруднице определенную сумму для того, чтобы пособие равнялось ее реальной средней зарплате. Это и есть доплата до среднего заработка.
Выплаты предприниматель делает из своего кармана, а не из средств ФСС. По этой причине доплата облагается НДФЛ, так как она не относится к государственному пособию. Данное правило оговорено статьями 209 и 217 НК РФ. Более того, с доплаты нужно выплачивать страховые взносы в различные фонды (к примеру, в ФСС).
ВНИМАНИЕ! Из рассмотренного правила есть исключения. Закон позволяет предпринимателям оказать материальную поддержку сотрудникам и не платить с этого налог. «Лазейку» можно найти в статье 217 НК РФ. Согласно норме закона, НДФЛ не будет облагаться доплата до 50 тысяч рублей, выплаченная на протяжении года с момента рождения малыша. То есть руководитель может сделать единовременную выплату в положенных пределах.
ВАЖНО! Доплату при составлении бухгалтерских документов нужно указывать в качестве расходов на оплату труда.
Пособие выплачивается не только матери ребенка, но и любому лицу, занимающемуся уходом за ним. Начинает начисляться с даты рождения детей. Дата окончания выплат – это:
При расчете этого вида пособия нужно учитывать его минимальный и максимальный уровень:
Пособие по уходу за малышом до 1,5 лет – это выплаты, освобожденные от обложения НДФЛ. Данное правило содержится в пункте 1 статьи 217 НК РФ. То есть работодатель, делая выплаты, не должен ничего выплачивать в бюджет государства.
ВАЖНО! Если работодатель доплачивает сотруднице сумму сверх установленного уровня пособия, эти деньги будут облагаться НДФЛ.
В справке 2-НДФЛ указываются только те выплаты, которые облагаются налогом. Если же пособие освобождено от НДФЛ, то и в справке учитывать его не нужно. То есть в документе не нужно указывать информации о:
Если же работодатель доплачивает женщине определенную сумму сверх установленного уровня пособия, она должна фигурировать в справке, так как облагается налогом.
Основание для отсутствия обложения в виде НДФЛ – это то, что данные пособия являются государственной компенсацией. Выплачиваются они ФСС. С 2017 года контроль над выплатами пособий был передан ИФНС.
ВАЖНО! Выплаты по БиР и уходу за ребенком должен делать любой предприниматель. Это относится и к ИП, которые выбрали особый режим налогообложения: вмененку, упрощенный.
Рассмотрим различные особенности начисления пособий:
Размер пособий определяется индивидуально в каждом случае, в зависимости от зарплаты трудящейся.
Для получения выплат сотрудница должна предоставить работодателю соответствующее заявление, а также лист нетрудоспособности. Бумаги подаются не позже полугода с даты окончания отпуска по БиР. Если сотрудница хочет уйти в отпуск по беременности позже даты, указанной в листе нетрудоспособности, работодатель должен предоставить его со дня, прописанного в заявлении.
ВАЖНО! Выплаты по БиР за период, в который сотрудница фактически работала, делать не рекомендуется. Связано это с тем, что ФСС вряд ли будет возмещать эти расходы предпринимателю.
К СВЕДЕНИЮ! Освобождение от налогов обусловлено тем, что предприниматель, выдавая пособия, не тратит средства своей компании. Все расходы компенсируются государством. Это мера защиты беременных женщин, одна из социальных льгот.
Пособие по БиР, начисляемое из финансового резерва ФСС, не будет считаться расходом организации применительно к пункту 1 статьи 252 НК РФ. Связано это с тем, что компания не тратит свои средства на выплаты сотрудницам.
Рассмотрим содержание проводимых операций:
Порядок внесения записей должен соответствовать Инструкции по бухучету, утвержденной 31 октября 2000 года Приказом Минфина РФ.
Работодатель должен выплатить своей работнице пособие по беременности и родам за период отпуска, который предоставляется ей в связи с беременностью. В общем случае он составляет 70 календарных дней до родов и столько же после родов. Отпуск предоставляется и пособие выплачивается на основании заявления работницы и листка нетрудоспособности (ст. 255 ТК РФ , ч. 1 ст. 2 , ч. 1 ст. 10 , ч. 1 ст. 13 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ , п. 14 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 23.12.2009 № 1012н). Для правильного расчета пособия работодателю также может понадобиться справка о сумме заработка с прежнего места работы сотрудницы (ч. 5 ст. 13 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
После выплаты пособия работодатель сможет уменьшить на него сумму взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС (ч. 2 ст. 15 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ , ч. 1, 2 ст. 4.6 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). То есть в итоге вся сумма пособия будет выплачена за счет средств ФСС.
Пособие по беременности и родам относится к государственным пособиям, которые (п. 1 ст. 217 НК РФ). Поэтому исчислять и удерживать с него налог не нужно.
По общему правилу пособие рассчитывается исходя из среднего заработка работницы за 2 последних календарных года, предшествующих году, в котором сотрудница оформляет отпуск по беременности и родам (ч. 1 ст. 11 , ч. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ , п. 6 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375). При этом размер среднего заработка ограничен предельной величиной базы для начисления страховых взносов за соответствующий календарный год (ч. 3.2 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Из-за этого ограничения среднемесячное пособие может оказаться меньше, чем среднемесячный заработок.
В связи с этим некоторые работодатели за счет своих средств доплачивают сотрудницам пособие по беременности и родам до среднего заработка. Такая доплата не относится к государственным пособиям, поэтому должна облагаться НДФЛ в общем порядке (Письмо Минфина РФ от 12.02.2009 № 03-03-06/1/60).
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет также является государственным пособием, освобожденным от налогообложения НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ). Следовательно, удерживать с него налог тоже не нужно.
Поскольку пособия и по беременности и родам, и по уходу за ребенком до 1,5 лет не облагаются НДФЛ, в справке 2-НДФЛ пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком не отражаются (
Минфин предложил дополнить Налоговый кодекс главой «Экологический налог».
Налоговая служба разместила на своем сайте первую партию сведений, которые раньше признавались налоговой тайной.
Верховный суд отказался признавать недействующим письмо Минфина от 12.02.2018 № 03-15-07/8369.
Подписан закон, устанавливающий стандартную ставку НДС на уровне 20% (вместо нынешних 18%).
Минтруд выпустил обширное разъяснение, касающееся сравнения платы за труд, получаемой работником, с установленным МРОТ.
С 01.01.2019 налог на имущество организациям нужно будет платить только в отношении недвижимости.
В Налоговом кодексе появилась новая статья, посвященная так называемому единому налоговому платежу физического лица. В чем же его суть?
Компенсационную выплату по уходу за ребенком до 3 лет платите за каждый месяц отпуска по уходу за ребенком. Это пособие платят за счет организации сверх пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, возмещаемого из ФСС п. 20 Порядка назначения компенсационных выплат.
Для назначения пособия работница должна написать заявление. Его можно объединить с заявлением на отпуск и пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет п. 12 Порядка.
Размер пособия — 50 руб. в месяц. Он не зависит от среднего заработка, стажа и того, какой ребенок по счету. В местности с районным коэффициентом увеличьте на него пособие п. п. 11, 21 Порядка.
Пособие платите в день выплаты зарплаты по итогам месяца п. 16 Порядка.
Пособие НДФЛ и страховыми взносами не облагайте и включайте в расходы на оплату труда п. 1 ст. 217 НК РФ, Письма Минфина от 21.03.2017 N 03-15-06/16239, от 16.05.2006 N 03-03-04/1/451 .
Проводка по начислению пособия по уходу за ребенком до 3 лет.
Добрый вечер, уважаемые форумчане.
Как считаете, нужно ли отражать в расчете страховых взносов Компенсацию по уходу за ребенком до 3 лет (в строке «суммы, не подлежащие обложению»)? Относится ли данная выплата к государственным пособиям? Или ее не нужно показывать в расчете?
Спасибо всем откликнувшимся.
pringl1,
Я нашел комментарий к статье 422 НК РФ:
«К пособиям, на которые распространяются положения подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, например, относятся суммы страхового обеспечения, установленные п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», а именно:
1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) пособие по временной нетрудоспособности;
6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
7) пособие по беременности и родам;
8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
9) пособие по безработице;
10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
11) единовременное пособие при рождении ребенка;
12) пособие на санаторно-курортное лечение;
13) социальное пособие на погребение;
14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Как разъяснено в письме ПФР от 18 октября 2010 г. N 30-21/10970, в соответствии с Указом Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» с 1 января 2001 г. установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 руб. матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Таким образом, данные пособия и компенсации, выплачиваемые в соответствии с законодательством, на основании подп. 1 п. 1 комментируемой статьи не будут подлежать обложению страховыми взносами.»
Лермонтов Ю.М. Комментарий к главе 34 Налогового кодекса Российской Федерации «Страховые взносы» (постатейный). М.: Статут, 2017. 176 с.
Отсюда следует, что надо отразить в общих выплатах и в выплатах, не облагаемых СВ.
А это, в свою очередь, означает, что у налогоплательщиков, у которых есть декретницы, будут получать от налоговых требования о предоставлении пояснений, т.к. не будет выдерживаться соотношение:
ст. 020 р. 1 6НДФЛ — ст. 025 р. 1 6НДФЛ >= ст. 030 гр. 1 подр. 1.1 р. 1 СВ (из Письма ФНС России от 13.03.2017 N БС-4-11/ «О направлении Контрольных соотношений»), т.к. пособия по уходу за ребенком до 3 лет не отражаются в строке 020 расчета 6-НДФЛ — Ответ на вопрос 4 в Письме ФНС России от 01.08.2016 N БС-4-11/
Когда женщина уходит в отпуск по уходу за ребенком, ей полагается пособие. До полутора лет пособие выплачивается за счет ФСС. Помимо этого работнице положено пособие за счет работодателя. Оно выплачивается в течение всего отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет. О том, какое пособие по уходу до 3-х лет положено женщинам в 2018 году - расскажем в статье.
Сначала выплачивается пособие по уходу до полутора лет. Подробный расчет мы привели в отдельной статье на сайте .
После того, как у работницы заканчивается отпуск по уходу до 1, 5 лет, работодателю необходимо продолжить выплату пособия по уходу за ребенком до 3-х лет.
Обязанность работодателя выплачивать работнице пособие по уходу за ребенком до 3-х лет установлена Указом президента Ельцина от 30 мая 1994 года. Размер пособия составляет 50 рублей в месяц.
Данная выплата утверждается приказом руководителя. Для ее получения сотрудница должна написать заявление и предоставить его в бухгалтерию.
От того, когда было представлено заявление, зависит период, за который будет начислено и выплачено пособие:
Важный нюанс!
Некоторые бухгалтеры ошибочно предполагают, что пособие по уходу за ребенком до 3-х лет необходимо выплачивать в период, когда закончился оплачиваемый отпуск до 1,5 лет и начался неоплачиваемый до 3-х лет. Но это не так.
Ежемесячная выплата в размере 50 рублей положена работнице, вышедшей в декрет, начиная с первого дня отпуска по уходу за ребенком. То есть общий период выплаты данного пособия составляет 3 года.
Размер пособия за полный месяц отпуска по уходу за ребенком составляет 50 рублей. Но бывают ситуации, когда отпуск начинается или заканчивается не с начала месяца. В этом случае пособие нужно рассчитать пропорционально дням отпуска.
Формула расчета пособия по уходу за ребенком за неполный месяц:
Размер пособия по уходу за ребенком до 3-х лет за неполный месяц
Сотрудницы, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком до трех лет, получают пособия от работодателя. Фактически они не работают, но данные о них и выплатах в их пользу нужно отражать в расчете по страховым взносам.
Наши «декретницы» ежемесячно получают пособия по уходу за детьми в размере 50 рублей, выплачиваемые за счет средств фирмы. Мы их выплачиваем вместе с зарплатой за месяц. Нужно ли отражать эти суммы в расчете по страховым взносам?
Отпуск по уходу за ребенком может продолжаться до исполнения ему трех лет, и в течение всего отпуска по уходу за ребенком до трех лет работнику за счет работодателя выплачивается ежемесячная компенсация в сумме 50 рублей (п. 1 Указа Президента РФ от 30 мая 1994 г. № 1110). Эту компенсацию назначает руководитель своим приказом в течение 10 календарных дней со дня, когда было получено заявление работника о ее назначении.
Компенсацию компания платит за свой счет в следующие сроки (ч. 8 ст. 13, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ):
Компенсация по уходу за ребенком до трех лет в размере 50 рублей не облагается НДФЛ и страховыми взносами (п. 1 ст. 217 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, письмо Минфина от 21 марта 2017 г. № 03-15-06/16239). Ее можно учитывать в составе расходов на оплату труда в налоговых целях – как для налога на прибыль, так и для единого налога при УСН (ст. 255 НК РФ, письмо Минфина от 16 мая 2006 г. № 03-03-04/1/451).
В расчете по страховым взносам эту компенсацию нужно отразить в составе доходов по строке 030 подраздела 1.1 приложения 1 к разделу 1. Не облагаемые страховыми взносами выплаты расшифровывают в строке 040 (п. 7.5, 7.6 приложения 2 к приказу ФНС России от 10 октября 2016 г. № ММВ-7-11/). Дополнительно данные о работницах, получающих данные суммы, нужно заполнить в разделе 3 расчета.
Бухгалтерская профессиональная пресса
Для тех бухгалтеров, которые предпочитают работать с первоисточниками. Гарантия профессионализма и личная ответственность эксперта и автора.
Каков порядок назначения пособия по уходу за ребенком? Как оно рассчитывается? Как определить максимальный размер такого пособия?
В марте сотрудники Минтруда и ФСС выпустили письма от 03.03.2017 № 17-1/ООГ-314 и 02-08-01/22-04-1049л соответственно, в которых дали разъяснения об исчислении максимальной суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком за 2017 год. В этой статье напомним порядок расчета и выплаты данного пособия с учетом разъяснений чиновников.
Cогласно ч. 1 ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Для назначения и расчета пособия необходимо руководствоваться Федеральным законом № 255-ФЗ и Порядком № 1012н.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ним, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
К сведению:
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.
При этом назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем (работодателем) по месту работы застрахованного лица (работницы) в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами (ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ).
Для назначения пособия необходимо представить документы, перечисленные в ч. 6 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ или п. 54 Порядка № 1012н. Итак, застрахованное лицо обязано подать следующие документы:
заявление о назначении пособия;
свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход;
копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки;
свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию;
справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует (не используют) отпуск по уходу за ребенком и не получает (не получают) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит) (не работают (не служат)) либо обучается (обучаются) по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, – справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Выплата пособия осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты заработной платы (ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 255-ФЗ, п. 58 Порядка № 1012н).
Обратите внимание:
Вся сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком, рассчитанная в соответствии с законодательством, выплачивается за счет средств бюджета ФСС (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ, пп. «а» п. 59 Порядка № 1012н).
При расчете пособия необходимо руководствоваться Федеральным законом № 255-ФЗ и Положением № 375. Итак, согласно ч. 1 ст. 11.2 Федерального закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом № 81-ФЗ. При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.
К сведению:
С 01.02.2017 ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:
минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком – 3 065,69 руб.;
минимальный размер пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми – 6 131,37 руб.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка работницы, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком (расчетный период) (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, п. 6 Положения № 375). Таким образом, в расчетный период включаются 2015 и 2016 календарные годы. Отметим, что 2016 год является високосным и составляет 366 дней. Соответственно, количество календарных дней в расчетном периоде равно 731 (365 + 366).
При этом средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней в данном периоде (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, п. 15(2) Положения № 375). Кроме того, ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ установлена предельная величина среднего дневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Средний дневной заработок для исчисления указанного пособия не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) согласно законодательству РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на два календарных года, предшествующих году наступления соответствующего отпуска по уходу за ребенком (ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).
Таким образом, предельный размер среднего дневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в 2017 году, составляет 1 901,37 руб. ((718 000 + 670 000) руб. / 730 дн.).
К сведению:
Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС, составляет:
на 2015 год – 670 000 руб.;
на 2016 год – 718 000 руб.
Следовательно, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется с учетом всех календарных дней расчетного периода, в том числе с учетом особенности високосного года, при этом средний дневной заработок, исчисленный в соответствии с ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, не может превышать 1 901,37 руб.
К сведению:
Согласно ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 данной статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
на период освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в ФСС согласно Федеральному закону № 212-ФЗ (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) законодательству РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).
Если средний заработок застрахованного лица за 2016 и 2015 годы равен предельным величинам базы для начисления страховых взносов для соответствующих лет и в указанном периоде отсутствуют исключаемые периоды, обозначенные в ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, при расчете пособий в связи с материнством в 2017 году средний дневной заработок может быть равен 1 898,77 руб. ((718 000 + 670 000) руб. / 731 дн.).
Такие разъяснения представлены в Письме ФСС РФ от 03.03.2017 № 02-08-01/22-04-1049л.
В Письме Минтруда РФ от 03.03.2017 № 17-1/ООГ-314 представлен расчет максимального размера пособия по уходу за ребенком в 2017 году. Итак, средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней в этом периоде. Согласно ч. 5.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4.
Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленный в процентном отношении к среднему заработку (40% среднего заработка). Таким образом, максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2017 году составляет 23 089 руб. ((670 000 + 718 000) руб. / 731 дн. x 30,4 дн. x 40%).
Если же производить расчет по правилам ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, средний дневной заработок для расчета пособия в 2017 году не может превышать 1 901,37 руб. ((670 000 + 718 000) руб. / 730 дн.). Таким образом, в соответствии с данным законом максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2017 году – 23 120,66 руб. (1 901,37 руб. х 30,4 дн. х 40%).
Из приведенных разъяснений следует: если заработок работницы за 2016 и 2015 годы равен предельным величинам базы для начисления взносов (718 000 и 670 000 руб. соответственно), максимальный размер пособия зависит от того, были ли в расчетном периоде исключаемые дни.
Если расчетный период отработан полностью, средний дневной заработок равен 1 898,77 руб. ((718 000 + 670 000) руб. / 731 дн.). Он меньше максимального среднедневного заработка – 1 901,37 руб. ((718 000 + 670 000) руб. / 730 дн.). Соответственно, сумма пособия, на которую может рассчитывать сотрудница, равна 23 089,03 руб. (1 898,77 руб. х 30,4 дн. х 40%).
Если расчетный период отработан не полностью, например, по причине болезни сотрудницы (пять дней), средний дневной заработок составляет 1 911,85 руб. ((718 000 + 670 000) руб. / (731 — 5) дн.). Это больше 1 901,37 руб., поэтому максимальная сумма пособия по уходу за ребенком составляет 23 120,66 руб. (1 901,37 руб. х 30,4 дн. х 40%).
Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ ежемесячное пособие по уходу за ребенком не облагается НДФЛ.
Указанное пособие, выплачиваемое за счет средств ФСС, не подлежит обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ).
Кроме того, на сумму выплачиваемого пособия уменьшается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2 ст. 431 НК РФ, ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ).
В заключение еще раз обратим ваше внимание на то, что пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое застрахованному лицу, не может быть меньше минимальных размеров пособия по уходу за первым ребенком – 3 065,69 руб., за вторым ребенком и последующими детьми – 6 131,37 руб., но и не может быть больше максимального размера пособия, исчисленного в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ. При этом порядок определения максимального размера пособия зависит от того, были ли в расчетном периоде исключаемые дни.
Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н.
Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудопособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.
Федеральный закон от 19.05.1995 № 81 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Федеральный закон от 24.07.1998 № 125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».