Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

» » Рене декарт годы жизни и смерти. Рене декарт открытия и вклад в науку

Рене декарт годы жизни и смерти. Рене декарт открытия и вклад в науку

Рене Декарт – математик, философ, физиолог, механик и физик, чьи идеи и открытия сыграли большую роль в развитии сразу нескольких научных отраслей. Он разработал алгебраическую символику, которую мы используем и по сей день, стал «отцом» аналитической геометрии, заложил основы для становления рефлексологии, создал механицизм в физике – и это далеко не все достижения.

Детство и юность

Рене Декарт появился на свет в городе Лаэ 31 марта 1596 года. Впоследствии название этого города было переименовано в «Декарт». Родители Рене были представителями старинного дворянского рода, который в XVI веке еле сводил концы с концами. Рене стал третьим сыном в семье. Когда Декарту исполнился 1 год, мать скоропостижно скончалась. Отец будущего прославленного ученого работал судьей в другом городе, потому редко навещал детей. Поэтому после смерти матери воспитывать Декарта-младшего взялась бабушка.

С ранних лет Рене демонстрировал поразительную любознательность и стремление к получению знаний. При этом у него было хрупкое здоровье. Первое образование мальчик получил в иезуитской коллегии Ла Флеш. Это образовательное учреждение отличалось строгим режимом, но Декарту, учитывая состояние здоровья, делали в этом режиме послабления. К примеру, мог просыпаться позже, чем другие ученики.

Как и в большинстве колледжей того времени, в Ла Флеш образование носил религиозный характер. И хотя учеба много значила для юного Декарта, такая направленность образовательной системы зародила и укрепила в нем критичное отношение к философским авторитетам того времени.


Завершив учебу в коллегии, Рене отправился в Пуатье, где получил степень бакалавра в области права. Затем некоторое время провел во французской столице, а в 1617 году поступил на военную службу. Математик участвовал в военных действиях на территории Голландии, в то время поглощенной революцией, а также в непродолжительном сражении за Прагу. В Голландии Декарт подружился с физиком Исааком Бекманом.

Потом Рене еще некоторое время жил в Париже, а когда о его смелых идеях узнали последователи иезуитов, отправился обратно в Голландию, где прожил 20 лет. На протяжении жизни подвергался гонению и нападкам со стороны церкви за прогрессивные идеи, опережавшие уровень развития науки XVI-XVII веков.

Философия

Философскому учению Рене Декарта был свойственен дуализм: он полагал, что существует и идеальная субстанция, и материальная. И то, и другое начала признавались им самостоятельными. Концепция Рене Декарта также предполагает признание наличия в нашем мире двух видов сущностей: мыслящей и протяженной. Ученый полагал, что источником обеих сущностей является Бог. Он формирует их по одинаковым законам, творит материю параллельно с ее покоем и движением, а также сохраняет субстанции.


Своеобразный универсальный метод познания Рене Декарт видел в рационализме. При этом само познание ученый считал предпосылкой к тому, что человек будет господствовать над силами природы. Возможности разума по Декарту скованы несовершенством человека, его отличиями от совершенного Бога. Рассуждение Рене о познании в таком ключе, по сути, заложило базу рационализма.


Исходным пунктом большинства поисков Рене Декарта в области философии было сомнение в правдивости, безошибочности знаний, относящихся к общепризнанным. Цитата Декарта «Я мыслю – следовательно, я существую» обусловлена этими рассуждениями. Философ заявлял, что каждый человек может сомневаться в существовании своего тела и даже внешнего мира в целом. Но при этом однозначно существующим останется это сомнение.

Математика и физика

Главным философско-математическим результатом работы Рене Декарта стало написание книги «Рассуждение о методе». Книга содержала несколько приложений. Одно приложение содержало азы аналитической геометрии. Другое приложение включало в себя правила изучения оптических приборов и явлений, достижения Декарта в этой отрасли (впервые правильно составил закон преломления света) и так далее.


Ученый ввел используемый сейчас показатель степени, черту над выражением, которое взято под корень, начал обозначать неизвестные символами «x, y, z», а постоянные величины – символами «a, b, c». Математик также разработал каноническую форму уравнений, которая и сегодня используется при решении (когда в правой части уравнения оказывается нуль).


Еще одно достижение Рене Декарта, важное для совершенствования математики и физики, это разработка системы координат. Ученый ввел ее для того, чтобы сделать возможным описание геометрических свойств тел и кривых на языке классической алгебры. Другими словами, именно Рене Декарт сделал возможным анализ уравнения кривой в Декартовой системе координат, частным случаем которой является известная прямоугольная система. Это нововведение также позволило гораздо подробней и точней трактовать отрицательные числа.

Математик исследовал алгебраические и «механические» функции, при этом утверждая, что единого метода для изучения трансцендентных функций нет. Декарт преимущественно изучал вещественные числа, однако начал принимать во внимание и комплексные. Он ввел понятие мнимых отрицательных корней, сопряженных с понятием комплексных чисел.

Исследования в области математики, геометрии, оптики и физики впоследствии стали основой научных трудов Эйлера, и ряда других ученых. Все математики второй половины XVII века основывали свои теории на работах Рене Декарта.

Метод Декарта

Ученый полагал, что опыт необходим лишь для помощи разуму в тех ситуациях, когда прийти к истине исключительно размышлениями невозможно. Через всю научную жизнь Декарт пронес четыре основные составляющие метода поиска истины:

  1. Начинать необходимо из наиболее очевидного, не подлежащего сомнениям. С того, противоположное чему даже невозможно допустить.
  2. Любая проблема должна разделяться на столько мелких частей, сколько потребуется, чтобы добиться ее продуктивного решения.
  3. Начинать следует с простого, от которого нужно постепенно передвигаться ко все более сложному.
  4. На каждом этапе необходимо перепроверять правильность составленных умозаключений, чтобы по результатам исследования быть уверенным в объективности полученных знаний.

Исследователи отмечают, что эти правила, которые Декарт неизменно использовал, создавая труды, ярко демонстрируют стремление европейской культуры XVII века к отказу от устаревших правил и к построению новой, прогрессивной и объективной науки.

Личная жизнь

О личной жизни Рене Декарта известно мало. Современники утверждали, что в обществе он был высокомерным и молчаливым, предпочитал уединение компаниям, однако в кругу близких людей мог проявлять поразительную активность в общении. Жены у Рене, по всей видимости, не было.


В зрелом возрасте он был влюблен в служанку, которая родила ему дочь Франсину. Девочка была незаконно рожденной, однако Декарт сильно ее полюбил. В пятилетнем возрасте Франсина скончалась из-за скарлатины. Ее смерть ученый назвал самой большой трагедией своей жизни.

Смерть

На протяжении многих лет Рене Декарт подвергался травле за свежий взгляд на науку. В 1649 году он переехал в Стокгольм, куда его пригласила шведская королева Кристина. С последней Декарт много лет переписывался. Кристина поражалась гению ученого и обещала ему спокойную жизнь в столице своего государства. Увы, жизнью в Стокгольме Рене наслаждался недолго: вскоре после переезда он простудился. Простуда быстро переросла в воспаление легких. Ученый ушел в мир иной 11 февраля 1650 года.


Существует мнение о том, что Декарт умер не из-за пневмонии, а по причине отравления. В роли отравителей могли выступать агенты католической церкви, которой было не по нраву присутствие вольномыслящего ученого рядом с королевой Швеции. Последнюю католическая церковь намеревалась обратить в свою веру, что и случилось через четыре года после смерти Рене. Объективных подтверждений эта версия на сегодняшний день не получила, однако к ней склоняются многие исследователи.

Цитаты

  • Главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело.
  • В большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время, как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит.
  • Обыкновенный смертный сочувствует тем, кто больше жалуется, потому что думает, что горе тех, кто жалуется, очень велико, в то время как главная причина сострадания великих людей - слабость тех, от кого они слышат жалобы.
  • Философия, поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания, одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов.
  • Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться.

Библиография

  • Философия духа и материи Рене Декарта
  • Правила для руководства ума
  • Разыскание истины посредством естественного света
  • Мир, или Трактат о свете
  • Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках
  • Первоначала философии
  • Описание человеческого тела. об образовании животного
  • Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года под заглавием: Объяснение человеческого ума, или разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть
  • Страсти души
  • Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом
  • Возражения некоторых учёных мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора
  • Глубокочтимому отцу Дине, провинциальному настоятелю Франции
  • Беседа с Бурманом
  • Геометрия
  • Космогония: Два трактата
  • Первоначала философии
  • Размышления о первой философии
Оглавление

  1. Введение …………………………………………………………………2

  2. Взгляды Рене Декарта на устройство мира

    1. Краткая биография и основные труды Рене Декарта …3

    2. Философия Рене Декарта ……………………………….….8

    3. Рене Декарт о психологии………………... … … … … … 10

    4. Научные труды Декарта ……………………..………….. ..11

  3. Заключение ………………………………………………………………13

  4. Список литературы ……………………………………………………..14

Введение

Рене Декарт - величайший мыслитель Франции, философ, математик, естествоиспытатель, основатель философии нового времени, заложил традиции, которые живы и сегодня. Поле деятельности его творческих интересов было широко. Оно охватывало философию, математику, физику, биологию, медицину.

Декарт соединил интерес к математике с интересом к физическим и астрономическим исследованиям. Он был одним из главных создателей аналитической геометрии усовершенствованной алгебраической символики.

Декарт отверг схоластическую ученость, которая, по его мнению, делала людей менее способными к восприятию доводов разума и игнорировала данные повседневного опыта и все знания, не освященные церковной или светской властью.

Краткая Биография и основные труды Рене Декарта.
Рене Декарт (латинизированное имя – Renatus Cartesius(отсюда картезианство) - французский философ, математик, физик, физиолог. Родился 31 марта 1596–1650).

Декарт родился в провинции Турень (на границе с Пуату) в семье мелкопоместного дворянина Иоахима Декарта, советника парламента Бретани. О детстве и юности Декарта известно немногое, в основном из его сочинений, в частности из Рассуждения о методе , переписки и биографии, написанной Адрианом Байе, правильность данных которой подвергалась, с одной стороны, критике, с другой – защищалась позднейшими историками. Там, пишет Декарт в Рассуждениях , он убедился, сколь мало мы знаем, хотя в математике дела в этом смысле обстоят лучше, чем в любой другой области; он понял также, что для обнаружения истины необходимо отказаться от опоры на авторитет, принадлежащий традиции или сегодняшнему дню, и не принимать ничего на веру, пока оно не будет окончательно доказано. Декарт – продолжатель великого интеллектуального наследия греков, бывшего в забвении в римскую эпоху и средние века.

Прошло немало времени, прежде чем взгляды Декарта окончательно оформились и были опубликованы. В 1616 он получил степень бакалавра права в университете города Пуатье (где занимался изучением права и медицины), хотя впоследствии никогда не занимался юридической практикой. В возрасте 20 лет Декарт прибыл в Париж, а оттуда отправился в Голландию, где в 1618 записался добровольцем в протестантскую армию, через год был направлен под командование Морица Оранского (Нассауского), затем вступил в армию герцога Баварии Максимилиана I. Счастливый случай свел его с профессором математики Бекманом . Под руководством Бекмана Д. на протяжении двух лет изучал математику. Оставив военную службу (1621), в качестве вольнонаемного офицера путешествовал по Германии, Австрии, Италии и, по-видимому, также по Дании, Польше и Венгрии. Затем возвратился в Париж и приступил к написанию своих трудов.

Будучи своего рода затворником (следуя девизу «Bene vixit, bene qui latuit», «Тот жил счастливо, кто хорошо укрылся»), Декарт посвящал время узкому кругу друзей и детальной разработке своих научных, философских и математических теорий. Его первая опубликованная работа, Рассуждение о методе , появилась лишь в 1637, однако благодаря ей и последующим трудам он завоевал известность в Европе. В 1649 Декарт переехал в Стокгольм, чтобы наставить в принципах картезианства королеву Швеции Кристину по ее просьбе. Возвращаясь как-то с уроков, назначенных на пять утра, он простудился и умер от пневмонии на девятый день болезни 11 февраля 1650. Спустя шестнадцать лет останки Декарта были перенесены во Францию, и сейчас его прах покоится в церкви Сент-Жермен-де-Пре в Париже.

Философия Рене Декарта

Философия Декарта, называемая обычно картезианством, кратко изложена в Рассуждении , в более полном виде – в Размышлениях о первой философии , 1641). Основная черта философского мировоззрения Декарта – дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Отождествляя материю с протяжением, Декарт понимает её не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности (это противоречило идеям возрождённой во времена Декарта античной атомистики, которая мыслила мир состоящим из неделимых частиц, разделённых пустотами). Каждую частицу материи Декарт рассматривал как инертную и пассивную массу. Движение, которое Декарт сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Декарта является бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их.

Чувственный опыт, говорил Декарт, не способен дать достоверное знание, ибо мы часто сталкиваемся с иллюзиями и галлюцинациями, а мир, воспринимаемый нами с помощью чувств , может оказаться сном. Не являются достоверными и наши рассуждения, ибо мы не свободны от ошибок; кроме того, рассуждение есть выведение заключений из посылок, и до тех пор, пока у нас нет достоверных посылок, мы не можем рассчитывать на достоверность заключений.

Скептицизм, конечно, существовал и до Декарта, и эти аргументы были известны еще грекам. Существовали и различные ответы на скептические возражения. Однако Декарт первым предложил использовать скептицизм в качестве инструмента исследования. Его скептицизм – не учение, а метод. После Декарта среди философов, ученых и историков получило распространение настороженное отношение к недостаточно обоснованным идеям, какой бы источник они ни имели: традицию, авторитет или личные особенности высказывающего их человека.

Методологический скептицизм, таким образом, образует только первую ступень. Декарт полагал, что если бы мы знали абсолютно достоверные первые принципы, то могли бы вывести из них все остальное знание. Поэтому поиск достоверного знания составляет вторую ступень его философии.

Существование материи как автономной, независимой от духа субстанции приводит к предположению, что ее законы могут быть сформулированы исчерпывающим образом в терминах пространства и времени. Это обычное для физической науки допущение полезно для ее развития, но в конечном счете приводит к противоречиям. Если, согласно гипотезе, пространственно-временная-материальная система самодостаточна, а ее собственные законы полностью определяют ее поведение, неизбежно крушение Вселенной, содержащей нечто другое, кроме материи, что существует наряду с материей во взаимозависимом целом. Так, если причиной движения материи является разум, то он производит энергию и тем самым нарушает принцип сохранения энергии. Если мы скажем, ради того чтобы избежать этого заключения, что разум не может быть причиной движения материи, но направляет ее движение по тому или иному конкретному пути, то это будет нарушать принцип действия и противодействия. А если мы зайдем еще дальше и предположим, что дух действует на материю, только освобождая физическую энергию, но не создавая ее и не управляя ею, то приходим к нарушению фундаментального допущения, что причины освобождения физической энергии могут быть лишь физическими.

Картезианство оказало значительное влияние на развитие науки, однако в то же время породило разрыв между физической наукой и психологией, который не преодолен до настоящего времени. Представление о существовании такого разрыва выражено также в материализме Ж.Ламетри (1709–1751), согласно которому человек есть не что иное, как сложно организованная материя, и в концепции эпифеноменализма, по которой сознание есть побочный продукт тела, не влияющий на его поведение. Эти взгляды были в моде у естествоиспытателей. Вместе с тем предполагалось, что вера в способность разума быть причиной материальных явлений есть предрассудок, подобный вере в призраки и домовых. Это представление серьезно задержало исследование ряда важных феноменов в психологической науке, биологии и медицине.

Что касается философских аспектов проблемы, то Декарт избавился от них, заявив, что всемогущий Бог повелел, чтобы дух и материя взаимодействовали. Взаимодействие происходит в шишковидной железе у основания мозга – местопребывания души. Спиноза и Лейбниц (последний с некоторыми оговорками) пытались решить эту проблему, рассматривая дух и материю в качестве двух аспектов единой субстанции. Однако эта попытка, какими бы онтологическими достоинствами она ни обладала, совершенно бесполезна, когда мы переходим к космологии, ибо помыслить, каким образом ментальная «характеристика», или «аспект», воздействует на физическую характеристику, столь же трудно, как помыслить, каким образом духовная субстанция воздействует на телесную субстанцию. Философские взгляды Декарта подвергались преследованиям со стороны церкви. В 1663 сочинения Д. были внесены Ватиканом в "Индекс запрещенных книг".

Рене Декарт о человеке и психологии.

Рене Декарт был основоположником совершенно нового учения о человеке. Он ориентировался на модель организма как механически работающей системы. Тем самым, живое тело, которое во всей прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, т. е. одаренное и управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства. Отныне различие между неорганическими и органическими телами объяснялось по критерию отнесенности последних к объектам, действующим по типу простых технических устройств. В век, когда эти устройства со все большей определенностью утверждались в общественном производстве, далекая от производства научная мысль объясняла по их образу и подобию функции организма. Первым большим достижением в этом плане стало открытие Уильямом Гарвеем (1578-1657) кровообращения: сердце предстало своего рода помпой, перекачивающей жидкость. Участия души в этом не требовалось. Второе достижение принадлежало Декарту. Он ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже), ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. Если Гарвей устранил душу из круга регуляторов внутренних органов, то Декарт отважился покончить с ней на уровне внешней, обращенной к окружающей среде работы всего организма. Три столетия спустя И. П. Павлов, следуя этой стратегии, распорядился поставить бюст Декарта у дверей своей лаборатории.


Достоверное знание об устройстве нервной системы и ее функциях было в те времена ничтожно. Декарту эта система виделась в форме “трубок”, по которым проносятся легкие воздухообразные частицы (он называл их “животными духами”). По декартовой схеме внешний импульс приводит эти “духи” в движение и заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Когда горячий предмет обжигает руку, это побуждает человека ее отдернуть : происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Термин “рефлекс” и означал отражение. Реакция мышц - неотъемлемый компонент поведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе, как движущей телом силе.

Декарт надеялся, что со временем не только простые движения (такие, как защитная реакция руки на огонь или зрачка на свет), но и самые сложные удастся объяснить открытой им физиологической механикой. “Когда собака видит куропатку, она, естественно, бросается к ней, а когда слышит ружейный выстрел, звук его, естественно, побуждает ее убегать. Но тем не менее, легавых собак обыкновенно приучают к тому, что вид куропатки заставляет их остановиться, а звук выстрела подбегать к куропатке”. Такую перестройку поведения Декарт предусмотрел в своей схеме устройства телесного механизма, который, в отличие от обычных автоматов, выступил как обучающаяся система. Она действует по своим законам и “механическим” причинам; их знание позволяет людям властвовать над собой. “Так как при некотором старании можно изменить движения мозга у животных, лишенных разума, то очевидно, что это еще лучше можно сделать у людей и что люди даже со слабой душой могли приобрести исключительно неограниченную власть над своими страстями”,- писал Декарт. Не усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинных законов его. механики обеспечит человеку власть над собственной природой, подобно тому как эти законы могут сделать его властелином природы внешней.

Одно из важных для психологии сочинений Декарта называлось “Страсти души”. Этот оборот следует пояснить, так как и слово “страсть”, и слово “душа” наделены у Декарта особым смыслом. Под “страстями” подразумевались не сильные и длительные чувства, а “страдательные состояния души” - все, что она испытывает, когда мозг сотрясают “животные духи” (прообраз нервных импульсов), которые приносятся туда по нервным “трубкам”. Иначе говоря, не только мышечные реакции (рефлексы), но и различные психические состояния производятся телом, а не душой. Декарт набросал проект “машины тела”, к функциям которой относятся “восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления...” “Я желаю,-продолжал он,-чтобы вы рассуждали так, что эти функции происходят в этой машине в силу расположения ее органов: они совершаются не более и не менее как движения часов или другого автомата”.

Веками, до Декарта, вся деятельность по восприятию и обработке психического “материала” считалась производимой душой, особым агентом, черпающим свою энергию за пределами вещного, земного мира. Декарт доказывал, что телесное устройство и. без нее способно успешно справляться с этой задачей. Не становилась ли душа в таком случае “безработной”? Декарт не только не лишает ее прежней царственной роли во вселенной, но возводит в степень субстанции (сущности, которая не зависит ни от чего другого), равноправной великой субстанции природы. Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное, какое только может быть, знание субъекта о собственных актах и состояниях, .невидимых более никому; она определяется единственным признаком - непосредственной осознаваемостью собственных проявлений, которые, в отличие от явлений природы, лишены протяженности. Это был существенный поворот в понимании души, открывший новую главу в истории построения предмета психологии. Отныне этим предметом становится сознание.

Сознание, по Декарту, является началом всех начал в философии и науке . Следует сомневаться во всем- естественном и сверхъестественном. Однако никакой скепсис не устоит перед суждением: “Я мыслю”. А из этого неумолимо следует, что существует и носитель этого суждения - мыслящий субъект. Отсюда знаменитый декартов афоризм “Cogito, ergo sum” (“Мыслю -- следовательно существую”). Поскольку же мышление-единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании, зримом изнутри; бессознательной психики не существует.

Позже это “внутреннее зрение” стали называть интроспекцией (видением внутрипсихических. объектов”-образов, умственных действий, волевых актов и др.), а декартову концепцию сознания-интроспективной. Впрочем, как в случае с представлениями о душе, претерпевшими сложнейшую эволюцию, понятие сознания, как мы увидим, также меняло свой облик. Однако сначала оно должно было появиться.

Признав, что машина тела и занятое собственными мыслями (идеями) и “желаниями” сознание-это независимые друг от друга сущности (субстанции), Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в целостном человеке. Решение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием.. Тело влияет на душу, пробуждая в ней “страдательные состояния” (страсти) в виде чувственных восприятии, эмоций и т. п. Душа, обладая мышлением и волей, "воздействует на тело, понуждая эту “машину” работать и изменять свой ход. Декарт искал в организме орган, с помощью которого эти несовместимые субстанции все же могли бы общаться. Таким органом он предложил считать одну из желез внутренней секреции - шишковидную, (эпифиз). Это эмпирическое “открытие” никто всерьез не принял. Однако, теоретический вопрос о взаимодействии “души и тела” в декартовой постановке поглотил энергию множества умов.

Освобождение живого тела от души было поворотным событием в научных поисках реальных причин всего, что совершается в живых системах, в том числе возникающих в них психических эффектов (ощущений, восприятии, эмоций). При этом у Декарта не только тело освобождалось от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться” душа только мыслить. Принцип работы тела -рефлекс. Принцип работы души-рефлексия (от лат. “обращение назад”). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором -сознание отражает собственные мысли, идеи.


Попытки опровергнуть дуализм Декарта предприняла когорта великих мыслителей ХVII века. Их поиски были направлены на то, чтобы утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания.

Научные труды Декарта

Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Основные идеи философа намечены в первой опубликованной работе – Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках В ней Декарт предложил метод, который, как он утверждал, позволяет решить любую проблему, поддающуюся решению с помощью человеческого разума и имеющихся в наличии фактов. К сожалению, приведенная им формулировка метода весьма лаконична. В Рассуждении содержится совсем немного информации о методе, если не считать советов не принимать ничего за истину, пока это не доказано, разделять всякую проблему на столько частей, на сколько возможно, располагать мысли в определенном порядке, начиная с простого и переходя к сложному, и делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Гораздо более подробное описание метода Декарт собирался дать в трактате Правила для руководства ума (Regulae ad directionem ingenii ), который остался наполовину незаконченным (Декарт работал над ним в 1628–1629) и был опубликован только после смерти философа.

Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагающего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Рационализм (от лат. – разум) – философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием истинности. Метод Декарта (дедуктивный ) называется аналитическим или рационалистическим. Метод в четырех правилах .

Первое, нельзя принимать за истинное то, что не является очевидным.

Второе требует делить исследуемую проблему на множество частей.

Третье, от простого к сложному.

Четвертое требует постоянно составлять детальные перечни и обзоры исследуемого явления.

В Рассуждении также рассмотрен вопрос о кровообращении; Декарт принимает теорию Уильяма Гарвея, но ошибочно заключает, что причиной сокращения сердца является теплота, которая концентрируется в сердце и по кровеносным сосудам сообщается всем частям тела, а также само движение крови.

В диоптрике он формулирует закон преломления света, объясняет, как функционируют нормальный глаз и глаз, имеющий дефекты, как действуют линзы, зрительные трубы (телескопы и микроскопы), и развивает теорию оптических поверхностей. Декарт формулирует идеи «волновой» теории света и делает попытку «векторного» анализа движения (свет, по Декарту, есть «стремление к движению»). Он развивает теорию сферической аберрации – искажения изображения, вызванного сферической формой линзы, – и указывает, каким образом ее можно исправить; объясняет, как установить световую силу телескопа, открывает принципы работы того, что в будущем назовут ирисовой диафрагмой, а также искателя для телескопа, гиперболической поверхности с определенным параметром для повышения яркости изображения (впоследствии названной «зеркалом Либеркюна»), конденсора (плоско-выпуклой линзы) и конструкций, позволявших осуществлять тонкие движения микроскопа.

В следующем приложении, Метеорах , Декарт отвергает понятие теплоты как жидкости (т. н. «калорической» жидкости) и формулирует по сути кинетическую теорию теплоты; он также выдвигает идею специфической теплоты, согласно которой у каждого вещества своя мера получения и сохранения тепла, и предлагает формулировку закона соотношения объема и температуры газа (впоследствии названного законом Шарля). Декарт излагает первую современную теорию ветров, облаков и осадков; дает верное и детальное описание и объяснение явления радуги.

В г еометрии он разрабатывает новую область математики – аналитическую геометрию , соединяя ранее существовавшие раздельно дисциплины алгебры и геометрии и решая за счет этого проблемы той и другой области. Из его идей впоследствии возникает главное достижение математики Нового времени – дифференциальное и интегральное исчисления, которые были изобретены Готфридом Лейбницем и Исааком Ньютоном и стали математической основой классической физики. И если все эти достижения действительно были продуктом нового метода, то Декарту удалось самым убедительным образом доказать его эффективность.

Математические исследования Д. тесно связаны с его философскими и физическими работами. В "Геометрии" (1637) Д. впервые ввел понятие переменной величины и функции. Алгебра Декарта имеет всегда один основной элемент - линейный отрезок, операции над которым приводят опять - таки к некоторому отрезку. Эти отрезки по свойствам равносильны действительным числам. Таким образом, у Декарта действительное число выступало как отношение длины отрезка к единичному, хотя сформулировал такое определение числа лишь И. Ньютон. Отрицательные числа получили у Декарта. реальное истолкование в виде направления ординат. Декарт ввел общепринятые теперь знаки для переменных и искомых величин (х, у,z,) и для буквенных коэффициентов (a, b, c,), а также степеней. Записи формул алгебры у Рене. почти не отличаются от современных. Большое значение для формулировок общих теорем алгебры имела запись уравнений, при которой в одной из частей стоит нуль. Декарт положил начало исследованиям свойств уравнений; сформулировал положение о том, что число действительных и комплексных корней уравнения равно его степени (это основная теорема алгебры, которою строго доказал К. Гаусс в конце 18 в.); привел правила знаков для определения числа положительных и отрицательных корней уравнения; поставил вопрос о границах действительных корней и выдвинул проблему приводимости многочлена. Он указал, что уравнение 3-й степени разрешимо в квадратах радикалах и решается с помощью циркуля и линейки, когда левая часть его приводима. В аналитической геометрии, которою одновременно с Декартом разрабатывал П. Ферма, основным достижением Рене явился созданный им метод прямолинейных координат. В область изучения геометрии Декарт включил "геометрические" линии, которые можно описать одним или несколькими непрерывными движениями шарнирных механизмов, причем последующие движения вполне определяются предшествующими. Трансцендентные "механические" кривые Декарт исключил из своей геометрии, т. к. для их изучения его алгебраический метод был недостаточен. Рене дал кинематическую характеристику этих двух основных классов плоских линий, указав, что "геометрические" кривые выражаются в прямоугольной системе координат алгебраическими уравнениями Декарт отметил тот факт, что степень уравнения кривой не зависит от выбора прямоугольной системы координат.

В "Геометрии" Декарт изложил алгебраический способ построения нормалей и касательных к плоским (алгебраически) кривым и применил его, в частности, к некоторым кривым 4-го порядка (овалам Декарта). Заложил основы аналитической геометрии. "Геометрия" Д. оказала огромное влияние на развитие математики, и в течение около 150 лет алгебра и аналитическая геометрия развивались преимущественно в направлениях, указанных Д.

Из переписки Декарта видно, что он сделал и другие открытия. Среди них заслуживают внимания ценные результаты в области исчисления бесконечно малых: вычисление площади циклоиды по методу неделимых; проведение касательной к циклоиде и ее разновидностям, основанное на идее о мгновенном центре вращения ; определение свойств логарифмической спирали; приближенное решение задачи об определении кривой по данному свойству касательной.

Заключение
Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно. Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Он является творцом аналитической геометрии. Достойны внимания и его труды, посвящённые проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к области естественных наук, серьёзнейшим образом повлияли на развитие французского, в частности механистического, материалистического, философского и естественнонаучного мышления.

Список литературы


1. Исаков А.Я. Концепция современного естествознания. Ч 2: Классический период естествознания: Учебно-методические пособие.- Петропавловск-Камчатский, КамчатГТУ, 2004.

  1. История философии в кратком изложении/ Пер. с чешского И.И. Богута – М.: Мысль, 1991.

  2. Лосев А.Ф. История философии в конспективном изложении. – М.: Мысль, 1989.

Все мы еще со школы знаем утверждение Ньютона: "Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов". Одним из этих "гигантов", ученых-предшественников, был Рене Декарт.

Глава 1. Детство Декарта и краткая история семьи

Рене появился на свет 31 марта 1596 г. в городе Лаэ, находящемся в провинции Турень. Отец принадлежал к старинному дворянскому роду, но не слишком богатому. Иоахим Декарт являлся членом парламента и служил судьей в бретонском Высшем суде в городке Ренн (620 км от дома). Поэтому семья его видела только полгода. Мать, Жанна Брошар, была дочерью наместника короля в провинции. Один из родственников Рене, Пьер Декарт, был доктором медицины, а другой изучал почечные болезни и слыл прекрасным хирургом. Декарт был третьим ребенком в семье. Его мать умерла через год после его рождения. Отец передал детей на попечение бабушки по матери, поэтому Рене до 10 лет воспитывался у нее вместе с братом Пьером и сестрой Жанной.

Глава 2. Школьные годы чудесные

Декарт с детства отличался любопытством и задавал столько вопросов, что отец прозвал его "маленьким философом". В 1606 г., в возрасте 10 лет Рене отправился в иезуитскую коллегию города Ла Флеш. Это учебное заведение было основано, чтобы выпускать образованных священников, способных восстановить престиж католической церкви. Ирония судьбы, именно из этих стен вышел человек, который призвал всех искать истину о мире не на страницах Библии, а с помощью личных исследований и наблюдений. И хоть раз жизни усомниться во всех вещах. Он изучал древние языки (латынь и греческий), произведения античных и средневековых писателей, правила риторики, философию, логику, этику, метафизику, математику и физику. Коллегия Ла Флеш славилась углубленным изучением математических дисциплин. Декарт писал, что ему очень нравилась математика из-за ее достоверности, но он абсолютно не понимал, как ее применить в повседневной жизни, кроме как в ремеслах. Именно здесь Рене, имевший значительные математические способности, начал изучать геометрию и алгебру, навигацию и фортификацию. Это объяснялось тем, что все ученики были из дворянских родов, а младшие сыновья после окончания школы могли стать либо священниками, либо военными.

Глава 3. Его университеты

В 1613 г. Рене завершает обучение в Коллегии. Не имея склонности ни к военной карьере, ни к духовной, он решает немного развлечься в Париже, примыкает к "золотой молодежи", ведет веселый образ жизни. Даже увлекается карточной игрой, но его привлекала необходимость производить математические вычисления, а не возможность выигрыша.

Через полтора года он полностью утратил интерес к светской жизни. Декарт на некоторое время заперся в доме на улице Фобур Сен-Жермен, попытавшись написать трактат "О божестве". Затем он поступает в университет Пуатье для изучения права и медицины. В 1616 г. Рене получает степень бакалавра права, однако и юридическая стезя его не привлекает. На что его отец иронично замечает, что, видимо, он годится только на писательство. Нужно также заметить, что Рене еще много раз был студентом: в 1618 г., будучи в Голландии, поступил в военное училище в Бреде, в 1629 г. он изучал философию в университете Франекера, в 1630 г. – математику в Лейденском университете. И везде, как и в Коллегии, его раздражало засилье схоластических методов, которые признавали только умозрительные размышления о сути вещей, подкрепленные лишь цитатами из Библии и уже существующих научных трактатов.

Глава 4. Книга жизни

Декарт понял, что познать истину о природе и человеке можно только путем непрерывных наблюдений и размышлений. Поэтому почти десять лет он путешествовал по Европе, терзаемой Тридцатилетней войной. Передвигаться в одиночку было опасно, поэтому Рене придумал интересное решение. Он поступал волонтером-офицером (без оплаты) в разные армии, чтобы не иметь обязанностей. Декарт жил на ренту от земельных угодий, доставшихся в наследство от матери, а потому мог обойтись и без "зарплаты".

Для первого путешествия им была выбрана Голландия, на тот момент передовая буржуазная держава, известная свой веротерпимостью и интенсивным развитием экономики. Сюда стекались вольнодумцы со всей Европы, здесь публиковались самые последние открытия, которые в католических странах сразу попадали в "Индекс запрещенных книг".

В 1618 г. произошло его знакомство с директором Дортрехтской школы и доктором медицины И.Бекманом. Одна история рассказывает, что тот от отчаяния написал на уличной стене трудную математическую задачу, с которой долго не мог справиться, а проходивший мимо Декарт решил ее в тот же день. Бекман обладал обширными знаниями и подтолкнул Рене к научным изысканиям, извлекши из праздности и заставив вспомнить, что тот учил раньше. Уже в конце года появилось сочинение "О музыке", с благодарностью Бекману.

В 1619-21 гг. он побывал в Германии и близлежащих странах. В 1622-28 гг. Рене был в Париже, ведя снова рассеянный светский образ жизни. Правда, в 1623-24 гг. он побывал в Италии и Швейцарии, специально посетив Рим. Нужно сказать, что именно Декарт подал идею нумеровать сидения в парижских операх и театрах, чтобы избежать драк и скандалов за самые лучшие места. Современники считали это гениальным решением, а для нас билет с указанием ряда и места – это обычное дело.

В конце 1620-х в Париже он подружился с М.Мерсенном. В то время не существовало журналов, поэтому узнавать об открытиях или идеях коллег можно было только в процессе приватной переписки. Мерсенн был центром такого общения во Франции.

Рене охотно делился своими умозаключениями с друзьями, и те уговаривали его приступить к написанию трактата. Как он сам говорит, ему это казалось таким трудным, что он все не решался на это, пока кто-то не пустил слух, что работа уже создана. После этого пришлось ее все-таки создать.

Глава 5. Слова, слова, слова…

Лучше всего для работы над трактатом подходила Голландия. Туда Декарт и отправился в 1628 г. Будучи по жизни беспокойным и малоразговорчивым ипохондриком, он постоянно менял свое место жительство. Так начались 20 лет непрерывной научной деятельности Рене Декарта, когда он каждый день подтверждал свое известнейшее изречение: "Я мыслю, следовательно, существую".

Здесь он начал писать "Правила для руководства ума", которые забросил в 1629 г., приступив к работе над огромным произведением "Мир". Задача перед ним стояла масштабная – нарисовать и объяснить картину мироздания. К 1633 г. работа была завершена, но Декарт, как добрый католик и весьма осторожный человек, решил не публиковать ее, ведь она основывалась на тех же принципах, что и печальноизвестный труд Галилея. Часть труда вошла затем в сочинение "Размышление о методе", опубликованное в 1637 г. Оно стало основой для законов логики и философского течения картезианства. В нем философ затронул вопросы о научном методе, о науках и способах их дальнейшего развития, о морали, существовании Бога и бессмертии души. К трактату прилагались работы: "Диоптрика", "Метеоры", "Геометрия".

Когда он жил в Амстердаме, то познакомился с простолюдинкой-служанкой Еленой Янс. В 1635 г. у них родилась дочь Франсина. Любопытно, что ученый и историк Джон Магаффи попытался связать воедино два факта: в 1634 г. Декарт создает эссе "О человеке и образовании зародыша", а в одной из личных книг ученого была найдена запись "Зачата 15.10.1634 г.". До сих пор никто не может сказать, был ли этот ребенок плодом любви или любознательности Рене Декарта. Впрочем, он был к ней весьма привязан, хотя и представлял ее всем, как свою племянницу. Дочь умерла от скарлатины в 5 лет, что причинило ему большую боль. Практически в это же время ушли из жизни отец и сестра Жанна. Только работа отвлекает от грустных дум. В 1641 г. публикуется трактат "Размышления о первой философии", в 1644 г. – "Первоначала философии". В 1648 г. Декарт дописал "Описание человеческого тела. Об образовании животного", но не опубликовал. При его написании ученый сам препарировал животных, не полагаясь на анатомические атласы и имеющиеся труды. В 1649 г. он издал "Страсти души", которые, несмотря на название, достойное любовного романа, рассказывали о духовных и телесных качествах человека.

Глава 7. Нет пророка в своем отечестве

В 1640-е годы его идеи нашли много приверженцев. Его друзьями считались Б.Паскаль, П.Гассенди, Т.Гоббс, А.Арно. Картезианцами объявили себя профессоры Х.Ренери и Х.Деруа из Утрехта и А.Хеерборд из Лейпцига. На него началась травля со стороны церкви, ведь в опасности были привычные схоластические традиции. Противниками Декарта были голландский профессор Г.Воэций и парижский математик Ж.Роберваль. После смерти ученого появился указ Людовика XIV, согласно которому запрещалось преподавать картезианство в школах Франции. Тем не менее, его труды оказали влияние на работы ученых следующего поколения: Б.Спинозы, Н. Мальбранша, И.Канта, Д.Локка, Г. Лейбница, А.Арно, Э.Гуссерля.

Глава 8. "Пора в путь, душа моя!"

Чтобы уехать из этой "зоны боевых действий", ученый принимает в 1649 г. приглашение королевы Христины, которая не просто просила его приехать, а даже прислала за ним корабль. Ей очень хотелось создать в Стокгольме Академию наук и стать первой королевой-философом. Но всего за несколько месяцев слишком суровый климат и нарушение привычного режима дня (королева требовала занятий в 5 утра) привели к пневмонии. Ученый жаловался, что шведская зима настолько сурова, что здесь у человека даже мысли промерзают. Декарт признавал только два лекарства: отдых и диета, а потому запустил болезнь. Его друзья долго не верили в его смерть, ведь ему еще не исполнилось и 54 лет. Об отравлении мяшьяком шептались одно время придворные Христины, да и надпись на могильной плите ученого была двусмысленная: "Он заплатил за нападки соперников своей невинной жизнью".

В 1666 г. Франция все-таки спохватилась и решила, что место Декарта на родной земле. Останки перевезли, но исчез череп. Во время Французской революции гроб опять перезахоронили, теперь он в часовне церкви Сен-Жермен-де-Пре, где туристы могут увидеть черную мраморную плиту с надписью "Renatus Cartesius". Череп всплыл через какое-то время на аукционе и был передан Франции, теперь он хранится в парижском Музее человека. Так голова и тело ученого оказались разделены Сеной. В этом тоже есть какая-то ирония, ведь и при жизни Рене Декарт отделял требования рассудка от желаний тела, уделяя больше времени науке, нежели проявлению человеческих чувств.

Глава 9. За что должны поблагодарить Декарта

Математики: благодаря ему появились аналитическая геометрия, термины "мнимое число" и "действительное число", привычные обозначения степеней и переменных значений x, y, z, теория касательных к кривым, формулы для расчета объемов тел вращения; основы теории уравнений, связь между величиной и функцией, прямолинейная система координат. В его честь названы координаты, овал, парабола и лист;
- философы: сформулировал философский метод "радикальное сомнение" и рационализм Нового Времени;
- физики: поставил вопрос о научном объяснении возникновения Солнечной Системы; создал первую теорию радуги и формулы для определения центра тяжести тел вращения, сформулировал закон преломления света на границе различных сред, понятие "инерция тела", практически совпавшее с ньютоновским. Появилась возможность усовершенствовать оптические приборы, а потому астрономы назвали в его честь лунный кратер;
- медики: сформулировал теорию об организме, как о сложном механизме; ввел понятие "рефлекс", за что его особо отблагодарил академик И.П.Павлов, поставив бюст ученого возле своей лаборатории. Создал описание анатомии глаза, почти не уступающее современному.

«Высказывания мудрецов могут быть
сведены к очень небольшому числу общих правил...»

Рене Декарт, 1619 г.

Французский учёный. Один из немногих, кто заложил основания современной методологи науки.

«Декарт полагает, что в нашем уме имеются некоторые мысли, полученные не от внешних объектов и не благодаря самопроизвольному определению нашей воли. Они прирождены нашему уму, как породистость или наследственная подагра некоторым семьям. Это, например, идеи движений, фигур, красок, звуков, боли, которые ум должен иметь до того, как мы в опыте воспримем конкретные явления, в которых воплощаются эти идеи. «Главная и первейшая» из врождённых идей - идея Бога. Врождённость идей не означает, что они от рождения в готовом виде присутствуют в нашем уме. «Говоря, что у нас есть некая врождённая идея, мы не считаем, будто эта идея постоянно нам явлена [...] я утверждаю лишь, что у нас есть способность вызывать её в своём сознании» (Рене Декарт, Сочинения в 2-х томах, Том 2, М., 1994 г., с. 148)».

Кармин А.С. , Интуиция: философские концепции и научное исследование, СПб, «Наука», 2011 г., с. 64.

«Метод, его правила, подчёркивает Декарт, - фундамент, на котором сооружается здание науки.
«Всю философию можно сравнить с деревом, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветки, растущие из этого ствола, - все остальные науки, которые сводятся к трём основным: медицине, механике и этике - я имею в виду наиболее высокую и совершенную этику, которая при условии цельности знания является самой высокой ступенью мудрости». Конечно, «как плоды не собирают ни с корней, ни со ствола, а лишь с ветвей, так и главная полезность от философии зависит от тех её частей, постижение которых возможно лишь в самую последнюю очередь».
Однако без корней не вырастить дерево, без фундамента (без метода) не построить здание науки.
В чём же суть метода, каковы его правила?
В «Правилах для руководства ума» Декарт формулирует 21 правило, в «Рассуждении о методе» - лишь 4 .
Столь резкое сокращение правил Декарт объясняет следующим образом: «Поскольку большое число законов часто служит лишь предлогом для их незнания и нарушения, то, чем меньше законов имеет народ, тем лучше он управляем, - при условии строгого соблюдения законов; и я подумал, что вместо множества законов логики мне достаточно следующих четырёх - при условии твердого и неукоснительного соблюдения их безо всяких исключений».

Бессонов Б.Н., Философские портреты, Омск, ОГУ, 2013 г., с. 10-11.

Рене Декарт писал и о саморазвитии / эволюции под действием законов природы, которые «…были бы достаточны, чтобы заставить части материи распутаться и расположиться в весьма стройный порядок. Придя благодаря этим законам сама собою в порядок, материя наша приняла бы форму весьма совершенного мира, в котором можно было бы наблюдать не только свет, но также и все остальные явления, имеющие место в нашем действительном мире».

Рене Декарт - французский математик, физик, механик и философ. Он первым отошел от схоластики Аристотеля, сформулировав современную версию дуализма души и тела, и продвигал науку, основанную на наблюдениях и экспериментах. Изобрел аналитическую геометрию и сделал скептицизм неотъемлемой частью научного метода. Считается одним из величайших философов в истории.

Его аналитическая геометрия стала огромным концептуальным прорывом, связав разрозненные области геометрии и алгебры. Декарт показал, что может решить сложные геометрические задачи, преобразуя их в более простые алгебраические. Он представлял горизонтальное направление как Х и вертикальное как Y. Эта концепция сейчас общепринята в математике и многих других науках.

Рене Декарт: биография в ранние годы жизни

Родился в хорошо образованной семье из высшего общества 31 марта 1596 года, во французской деревне Ла-Э-ан-Турен, которая ныне носит имя знаменитого математика. Его отец Иоахим Декарт работал адвокатом в суде в Бретани. Его мать Жанна Брошар была дочерью генерал-лейтенанта Пуатье. Рене был их третьим ребенком. Через год после его рождения мать Декарта умерла при родах. Отец Рене шесть месяцев в году проводил в суде в Ренне, расположенном в 300 км от дома. Мальчика воспитывали его бабушка и дядя. Иоахим Декарт женился во второй раз, когда Рене было четыре года, и навсегда переехал в город, но продолжал горячо любить своего сына.

Рене от рождения страдал слабым здоровьем и постоянно кашлял. Местные врачи думали, что он умрет ребенком. Отец нанял сиделку, которая посвятила себя уходу за мальчиком. Уже взрослый Декарт, считая, что она спасла ему жизнь, платил ей постоянную пенсию.

Образование

В возрасте 10-11 лет Рене, наконец, достаточно выздоровел, чтобы начать учебу. Он поступил в Иезуитскую школу Ла-Флеша. Из-за слабого здоровья ему было разрешено вставать утром позже других учеников. Декарт обладал огромным любопытством и без конца задавал вопросы. Он провел 7-8 лет в Ла-Флеше, изучая логику, теологию, философию, латинский и греческий языки. Последние два предмета, которые изучал Рене Декарт, - математика и аристотелева физика, которая почти полностью была неверна.

Рене узнал что-то из работ Галилея, включая его недавние удивительные открытия спутников Юпитера. В это время Галилео еще не опубликовал свои величайшие произведения, опровергшие физику Аристотеля, которые в будущем стали источником его проблем с католической церковью.

В 1614 году в возрасте 18 лет Рене Декарт покинул Ла-Флеш. Позже он записал свои мысли о своем образовании. О математике он сказал, что получал от нее удовольствие, прежде всего, из-за определенности и безусловности ее рассуждений, но он еще не открыл ее предназначение. Он был поражен тем, что на таком прочном фундаменте ничего выдающегося еще не было построено.

Как полагал Рене Декарт, философия культивировалась самыми мощными умами, но в ней не было ни одной вещи, которая бы не оспаривалась, и поэтому она оставалась открытой для сомнений, и не было оснований надеяться на то, что в ней можно преуспеть лучше других. Учитывая количество разных мнений и маловероятность того, что они могут оказаться верными, он считал, что к ним следует относиться лишь немного лучше, чем ко лжи. О науках Рене Декарт писал, что поскольку все они заимствуют свои принципы из философии, то ничего прочного на таком ненадежном фундаменте построить нельзя.

Закон, армия и математика

Отец поощрял Рене следовать по его стопам и изучать право. И тот сделал это, окончив Университет Пуатье в 1616 году в возрасте 20 лет с дипломом и лицензией юриста по церковному и гражданскому праву. Вместо того чтобы стать адвокатом, Декарт на два года отправился путешествовать, включая время, проведенное в Париже. В 1618 году он вступил в голландскую армию и начал изучать инженерное дело в военной академии. Рене Декарт, биография которого после встречи с нидерландским ученым и философом Исааком Бекманом вошла в совершенно иное русло, в 1619 году писал, что тот вытащил его из праздности и заставил вспомнить то, что он когда-то знал и едва не забыл: «Когда мой ум ушел в сторону от серьезных математических вопросов, вы вернули меня на правильный путь». Так в возрасте 23 лет Рене укрепился в своем стремлении совершить новые открытия в математике.

Чудесные видения

10 ноября 1619 Декарт дремал в теплой отапливаемой камином комнате в немецком городе Нойбург-на-Дунае. Там его посетила серия видений, которые в конечном итоге изменили способ работы всех ученых. По мнению Декарта, дух, посланный Богом, дал ему новые идеи о научном методе, аналитической геометрии и философии. 18 лет спустя, в 1637 году, он опубликовал свои мысли в книгах «Рассуждение о методе», «Геометрия», «Метеорология» и «Диоптрика». Первые две из этих работ представляют собой его наиболее значительный вклад в философию, науку и математику.

Метод

В работе «Рассуждение о методе» Декарт изложил свой взгляд на то, как следует заниматься наукой. Он попытался определить фундаментальный набор принципов, истинность которых никто бы не мог оспорить. С этой целью ученый создал метод радикального сомнения. Он отвергал все безосновательные идеи, чтобы воссоздать их на прочном фундаменте доказательств.

Учение Рене Декарта о научном прогрессе основано на следующих идеях:

  1. Никогда ничего не следует принимать за истину, пока все основания для сомнений не будут исключены.
  2. Задачи необходимо делить на максимально возможное число частей, чтобы можно было найти адекватное решение.
  3. Мысли должны быть упорядочены: начиная с самых простых и легких, постепенно повышая сложность, шаг за шагом подходить к более сложным знаниям.
  4. Перечисления должны быть такими полными, а комментарии настолько общими, чтобы ничего не было пропущено.

Именно в этом произведении впервые был упомянут философский постулат «я мыслю, следовательно, существую». Декарт пришел к заключению, что если он в чем-то сомневается, то что-то или кто-то делает сомнительные вещи, и сам факт его сомнения доказывает его существование.

Парадоксально, что собственный метод французского философа может привести к сомнению в том, что идеи Рене Декарта могли быть вызваны сновидениями 18-летней давности!

Аналитическая геометрия

Декарт сделал революционное открытие, которое позволило решить геометрические задачи путем их преобразования в алгебраические. В «Геометрии» он показал, что кривые можно выразить в терминах x и y на двумерной плоскости и, следовательно, алгебраическими уравнениями. Картезианская система координат названа в его честь.

Французский философ в своей работе никогда не рисовал оси X и Y. Это предполагалось в его диаграммах. Оси формально предложил Франс Ван Шоотен и другие математики Лейдена, которые переводили «Геометрию» с французского на латынь, в то же время развивая ее. Книга издавалась в 1649, 1659 и 1661 гг. Декарт также ввел современные обозначения для экспоненты. Например, вместо записи a∙a∙a он писал а 3 . Воспользовавшись мощным математическим аппаратом алгебры, Декарт превзошел достижения блестящих геометров Древней Греции: теперь он мог решать задачи гораздо большей сложности.

Независимо от французского ученого и раньше него к аналитической геометрии пришел его современник Пьер Ферма. Он занимался математикой в свое удовольствие и часто ни с кем не делился результатами своей работы. Ферма, однако, с наслаждением принимал вызовы других математиков. В 1638 г. он прислал работу под названием «Введение в плоские и пространственные локусы» Марену Мерсенну, чтобы показать, как могут быть решены составленные им задачи. Подход Ферма отличался от метода Декарта: последний показал, как геометрия может быть выражена через алгебру, а первый продемонстрировал, что алгебру можно выразить через геометрию.

Влияние на Исаака Ньютона и изобретение матанализа

Математический анализ имел решающее значение для прогресса математики и наук. Он был разработан в 1660 годы Исааком Ньютоном и развивался независимо в 1670 годах Готфридом Лейбницем. В «Геометрии» Декарт показал, как найти касательные к кривым. Этот процесс является важной частью дифференциального исчисления. Сопернику Декарта Ферма также удалось найти касательные к кривым, и его методы были проще. Таким образом, они оба помогли Ньютону и Лейбницу разработать математический анализ.

Страх перед церковью

За четыре года до выпуска своих 1637 работ Декарт намеревался издать книгу «Мир». В 1633 году, однако, он узнал, что католическая церковь обвинила Галилея в ереси и приговорила его к пожизненному заключению. Наказание свелось к постоянному домашнему аресту, так как Галилео был довольно пожилым. Кроме того, церковь запретила произведения опального ученого. Декарт, как и Галилей, считал, что Солнце находится в центре Солнечной системы. Он решил не испытывать судьбу и не опубликовал свою книгу «Мир», содержащую трактаты о свете и о человеке.

Рене Декарт: философия

Декарт считается одним из величайших философов всех времен. Самое известное его заявление - «Я мыслю, следовательно, существую». Простейшей интерпретацией этой фразы является утверждение о том, что если кто-то сомневается в своем существовании, то уже это является доказательством этого факта. Он расценивал это заявление как непоколебимое основание, на котором могут быть построены все другие философии. Его самая известная работа в данной области, «Размышления о первой философии», была издана в 1641 году.

Выведение законов природы из первых принципов

Наиболее полный труд Декарта, «Принципы философии», был опубликован в 1644 году. В нем он пытался вывести законы природы из первых принципов. Хотя философы высоко оценили книгу, ее научная часть не была верной. Декарт утверждал, что действие на расстоянии невозможно, и согласился с древнегреческим философом Аристотелем, отрицавшим существование вакуума. Вскоре, однако, вся эти идеи были опровергнуты научными экспериментами: в 1654 г. Отто фон Герике построил первый вакуумный насос, а в 1662 г. Роберт Бойль показал, что магнитные силы смогут действовать через вакуум, установив, что действие на расстоянии возможно, и опровергнув то, что утверждал Рене Декарт. Биография французского философа оборвалась слишком рано, и он так и не узнал об этих открытиях.

Личная жизнь

Декарт был достаточно богат, чтобы преследовать свои собственные интересы. Отец подарил ему ряд владений, которые он в возрасте 24 лет продал. Это позволило Декарту собрать достаточно денег для того, чтобы всю остальную часть своей жизни жить комфортно.

Французский философ провел большую часть времени в движении. В 1622 он переехал в Париж. Здесь Декарт играл, занимался верховой ездой, фехтованием, посещал суды, концерты и театры. В число его друзей входил Жан-Луи Гез де Бальзак, посвятивший ему книгу «Христианский Сократ». Последние 20 лет он жил в различных местах Голландии, изучая и преподавая математику. Декарт обнаружил, что в этой стране он может работать лучше, так как здесь он меньше отвлекался от своей научной работы, чем во Франции.

Хотя он никогда не был женат, в 1635 году в возрасте 39 лет стал отцом. Матерью его дочери Франсин была служанка из Амстердама Хелена Янс ван дер Штром. Все они жили в одном доме, но окружающим Декарт говорил, что девочка - его племянница. Он планировал воспитывать свою дочь во Франции, но, к сожалению, в возрасте пяти лет она умерла от скарлатины. Позже мать Франсин вышла замуж, а Декарт, играя роль отца, обеспечил ее приданым.

Последние годы жизни и кончина

В 1649 году ученый был приглашен в Стокгольм королевой Швеции Кристиной. Она хотела, чтобы он создал новую академию наук. Там 11 февраля 1650 года Рене Декарт умер в возрасте 53 лет от воспаления легких. Французский философ был похоронен в церкви Адольфа Фредрикса. Однако это продолжалось недолго.

Рене Декарт, биография которого отмечена постоянными переездами, после смерти тоже подолгу не оставался на одном месте. Чрез 16 лет после первого погребения его останки были перенесены в парижскую церковь Сен-Этьен-дю-Мон. В 1819 г. его прах, кроме черепа и пальца, снова был перезахоронен, на этот раз в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре в Париже, где находится по сей день.

В 1663 году, несмотря на усилия Декарта избежать такой участи, так как он считал себя набожным католиком, ряд его работ был занесен в список произведений, запрещенных католической церковью. И только более 300 лет спустя, в 1966 году, ведение этого перечня было окончательно прекращено.