Величайшее событие в истории России двадцатого века, радикальным образом изменившее её существование, не могло не найти своего отражения в творчестве хоть сколько-нибудь значимых художников, живших в эту переломную эпоху. Но для некоторых из них эта тема стала доминирующей.
У многих деятелей культуры существует свой устоявшийся образ в общественном сознании. Согласно традиции, сформировавшейся в советский период истории, имя поэта Владимира Маяковского неразрывным образом связано с образом русской революции. И для подобной взаимосвязи имеются очень веские основания. Автор стихотворения "Ода революции" отдал её воспеванию всю сознательную жизнь. Он делал это яростно и самозабвенно. И в отличие от многих своих коллег по литературному цеху, Маяковский не кривил душой. Творения, выходившие из-под его пера, шли от чистого сердца. Это было написано талантливо, как и всё, что создавал Маяковский. "Ода революции" - одно из его ранних произведений. Но оно отнюдь не ученическое, поэт проявил себя в нём как уже сформировавшийся мастер. У него свой стиль, своя образность и своя экспрессия.
Это стихотворение написано в 1918 году по горячим следам революционных событий. И только на первый взгляд оно представляется однозначно восторженным. Да, поэт всей душой принимает свершившуюся революцию. Её неизбежность он чувствовал и предрекал ещё в самых первых своих литературных опытах. Но даже поверхностный Маяковского "Ода революции" не позволяет игнорировать кричащих противоречий, которые видит автор в вихре происходящих событий. Грандиозность творящегося переустройства мира только подчёркивается, казалось бы, совсем неуместными прилагательными, которыми награждает Маяковский происходящую революцию - "звериная", "детская", "копеечная", но при этом, вне всякого сомнения, "великая". Восторг перед процессом рождения нового мира никоим образом не отменяет те ужасы и мерзости, которые при этом происходят. Читая Маяковского, трудно не вспомнить известное изречение вождя мирового пролетариата о том, что "революции не делаются в белых перчатках". Ленин знал, о чём говорил. А поэт знал, о чём писал. Свои образы он черпал не из романтических мечтаний, а из окружающей реальности.
Первое, чем обращает на себя внимание это произведение, - это рваный поэтический ритм и, вроде бы, хаотический поток образов. Вот только в подобных композиционных построениях нет ни хаоса, ни случайности. Всё, что проходит перед мысленным взором, гармонично подчиняется поэтической логике. Это стихотворение неплохо иллюстрирует то, чем прославился ранний Маяковский. "Ода революции" - одно из его программных произведений. Принято считать, что многие характерные Маяковский заимствовал у европейских поэтов-футуристов начала века. Но даже если согласиться с этим утверждением, нельзя не отдать ему должное в том, с каким виртуозным блеском этот набор заимствованных особенностей применён в русской поэзии. До появления в ней Маяковского подобный синтез казался просто невозможным.
Только ли о событиях 1917 года написал в своём "Ода революции" даёт нам основания для более широкого истолкования этого стихотворения. В нём есть и очевидный философский смысл. Оно повествует о переменах в обществе и о цене этих перемен. Читая произведения этого поэта, совершенно несложно заметить тот простой факт, что так до него не писал практически никто. В русской литературе Владимир Маяковский - это поэт-новатор и поэт-революционер. Его образная система, поэтическое мышление и выразительные средства открыли магистральный путь развития не только для русской поэзии двадцатого века, но и для многих эстетических сфер, непосредственно с ней не связанных. Влияние творчества Маяковского легко проследить и обнаружить во многих произведениях искусства, от живописи и графики до кинематографа включительно. Даже когда в тридцатые годы калёным железом выжигала всё, что отклоняется от генеральной линии партии, включая футуризм и все прочие "-измы", значение творческого наследия Маяковского никто не смог поставить под сомнение. Его приписали к классикам Поэт уже ничего не мог на это возразить по причине отсутствия в этом мире.
Много раз сказано о том, что "революция пожирает своих детей". Именно это и приключилось с Маяковским. Трудно найти другого творца, который бы столь самозабвенно посвятил себя одной теме, "наступая на горло собственной песне". "Ода революции" была далеко не единственным произведением поэта о ней. Но после победы восстания Маяковский оказался совершенно неуместен и невостребован новой властью. Он подвёл итог своей жизни одной пулей.
Восторженное отношение Владимира Маяковского к революции красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и разруху, голод, болезни и пьяный разгул. Поэтому в своей оценке событий 1917 года Маяковский беспристрастен, он не возносит дифирамбы и не тешит себя иллюзиями. В 1918 году поэт публикует стихотворение “Ода революции” , судя по названию которого можно сделать вывод, что речь в произведении
Пойдет именно о восхвалении диктатуры пролетариата. Но это совсем не так, потому что поэт живет в реальном, а не вымышленном мире, и каждый день сталкивается с обратной стороной свободы, равенства и братства, провозглашенных новой властью.
“Ода революции” , выдержанная в традициях этого стихотворного жанра, действительно начинается с хвалебных строк, в которых поэт сразу же очерчивает тематику произведения, заявляя, что восторженно возносит “над руганью реемой оды торжественное “О”!”. И сразу же награждает революцию такими нелестными эпитетами, как “звериная”, “копеечная”,
“детская”, подчеркивая при этом, что все равно она является великой.
“Как обернешься еще, двуликая?”, – интересуется поэт, и в этом вопросе нет праздного любопытства, так как за очень короткий период времени Маяковский увидел не только достижения новой власти, но и ее беспардонность, грубость, несостоятельность. Поэтому автор теряется в догадках, что именно сулят его родине эти перемены, пугающие своей беспощадностью. Поэт не знает, чем именно обернется революция для России – “стройной постройкой” или же “грудой развалин”, так как любой из этих вариантов на фоне общей эйфории может быть запросто претворен в жизнь. Чего только стоят слова так популярного в эти дни “Интернационала”, призывающего до основания разрушить старый мир!
Впрочем, Маяковского такое развитие событий нисколько не пугает, он действительно верит в то, что мир станет другим, более справедливым и свободным. Однако автор понимает, что для этого его еще предстоит освободить от “седых адмиралов” и “тысячелетий Кремля” – символов прошлой жизни, которым не место в новом обществе. При этом Маяковский прекрасно понимает, как именно все это будет происходить, так как еще свежи в воспоминаниях недавние события, когда революция “пьяной толпой орала” и требовала расстрела для всех, кто не согласен с большевистскими идеями. Действительно, одним пришлось после революции долго зализывать “вчерашние раны”, вспоминая о славных сражениях с “контрой”. Однако были и те, кто предпочел “вскрытые вены” позору и унижению. И таких оказалось немало. Из их уст, по словам поэта неслись обывательские проклятья, так как вполне успешные и обеспеченные сословия вмиг потеряли не только свое благосостояние, но и саму родину, ставшую для них чужой. В то же время Маяковский в восторге от перемен, поэтому, обращаясь к революции, с воодушевлением восклицает “О, четырежды славься, благословенная!”. И в этой строчке нет пафоса, так как поэт искренне верит в новое общество, не подозревая, что двойственная суть революции, которую он воспевает, еще не раз проявит себя, обернувшись для народа лишениями и унижениями. Однако это осознание придет к Маяковскому гораздо позже и выльется с цикл саркастических стихов, в которых критика смешивается с юмором, а негодование – с беспомощностью. Но даже на фоне общественных, политических и социальных перегибов поэт остается верен своим идеалам, считая революцию не злом, а великим достижением русского народа.
(No Ratings Yet)
Восторженное отношение Владимира Маяковского к революции красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и разруху, голод, болезни и пьяный разгул. Поэтому в своей оценке событий 1917 года Маяковский беспристрастен, он не возносит дифирамбы и не тешит себя иллюзиями. В 1918 году поэт публикует стихотворение «Ода революции», судя по названию которого можно сделать вывод, что речь в произведении пойдет именно о восхвалении диктатуры пролетариата. Но это совсем не так, потому что поэт живет в реальном, а не вымышленном мире, и каждый день сталкивается с обратной стороной свободы, равенства и братства, провозглашенных новой властью.
«Ода революции», выдержанная в традициях этого стихотворного жанра, действительно начинается с хвалебных строк, в которых поэт сразу же очерчивает тематику произведения, заявляя, что восторженно возносит «над руганью реемой оды торжественное «О»!». И сразу же награждает революцию такими нелестными эпитетами, как «звериная», «копеечная», «детская», подчеркивая при этом, что все равно она является великой.
«Как обернешься еще, двуликая?», - интересуется поэт, и в этом вопросе нет праздного любопытства, так как за очень короткий период времени Маяковский увидел не только достижения новой власти, но и ее беспардонность, грубость, несостоятельность. Поэтому автор теряется в догадках, что именно сулят его родине эти перемены, пугающие своей беспощадностью. Поэт не знает, чем именно обернется революция для России - «стройной постройкой» или же «грудой развалин», так как любой из этих вариантов на фоне общей эйфории может быть запросто претворен в жизнь. Чего только стоят слова так популярного... в эти дни «Интернационала», призывающего до основания разрушить старый мир!
Впрочем, Маяковского такое развитие событий нисколько не пугает, он действительно верит в то, что мир станет другим, более справедливым и свободным. Однако автор понимает, что для этого его еще предстоит освободить от «седых адмиралов» и «тысячелетий Кремля» - символов прошлой жизни, которым не место в новом обществе. При этом Маяковский прекрасно понимает, как именно все это будет происходить, так как еще свежи в воспоминаниях недавние события, когда революция «пьяной толпой орала» и требовала расстрела для всех, кто не согласен с большевистскими идеями.
Действительно, одним пришлось после революции долго зализывать «вчерашние раны», вспоминая о славных сражениях с «контрой». Однако были и те, кто предпочел «вскрытые вены» позору и унижению. И таких оказалось немало. Из их уст, по словам поэта неслись обывательские проклятья, так как вполне успешные и обеспеченные сословия вмиг потеряли не только свое благосостояние, но и саму родину, ставшую для них чужой. В то же время Маяковский в восторге от перемен, поэтому, обращаясь к революции, с воодушевлением восклицает «О, четырежды славься, благословенная!».
И в этой строчке нет пафоса, так как поэт искренне верит в новое общество, не подозревая, что двойственная суть революции, которую он воспевает, еще не раз проявит себя, обернувшись для народа лишениями и унижениями. Однако это осознание придет к Маяковскому гораздо позже и выльется с цикл саркастических стихов, в которых критика смешивается с юмором, а негодование – с беспомощностью. Но даже на фоне общественных, политических и социальных перегибов поэт остается верен своим идеалам, считая революцию не злом, а великим достижением русского народа.
Анализ стихотворения В.Маяковского Ода революции
В. М. - мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к нему изменилось. Многие мои сверстники думают, что, кроме стихов о Ленине и партии, поэт ничего не писал. Но это совсем не так. Да, В. М. во имя революции наступал на «горло собственной песне» , отдавая «звонкую силу поэта» пролетариату. «У каждого поэта своя драма…» - писала Анна Ахматова. Есть она и у В. М. Он верил в революцию, боролся стихом с ее врагами, видя их не только в Колчаке и Деникине, но и в советских, новых мещанах, «дряни» . А сегодняшние противники поэта не хотят этого замечать. Не знают они и другого: есть ранний М., тонкий лирик, необычайно одаренный стилист, подлинный новатор стихосложения, экспериментатор в области формы. Располагая стихи «лесенкой» , он добился того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В. М. - необычайная, она как бы «внутренняя» , чередование слогов не явное, не очевидное - это белый стих. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии - самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.
Некоторые мои ровесники думают также, что стихи В. М. надо кричать, надрывая голосовые связки. Да, у него есть стихи для «площадей» . Но в ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот, М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания. Именно такого В. М. я и люблю.
Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914году. В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой - ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных и эстетических идеалов обособляли В. М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. А ведь он о них мечтал.
Стихотворение - крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто произносит, а, я бы сказал, «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу» , это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем. Ведь люди рождаются для счастья.
Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.
(ЦИТАТА) А дальше... Дальше, мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у В. М., в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды - «плевочки» , а для другого - «жемчужины» .
Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то» , для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним.
(ЦИТАТА) Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную муку» .
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В. М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали - у него «жилистая рука» . Эпитет «жилистая» настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ, привычный для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно заменяется, как видим, просто «рукой» . Значит Господь Бог, будто пахарь или хлебопек, - простонародный.Лирический герой, по моему мнению, глубоко и тонко чувствует и переживает все, что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми. Вот он говорит кому-то: (ЦИТАТА) И ели первые два предложения вопросительные, то третье - вопросительное, и восклицательное одновременно. Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, так силен, что иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом «Да?!» , обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие, и любовь... Я не один, еще кто-то так же думает, как я, так же чувствует, болеет за этот мир, небо, Вселенную всей душой, всем сердцем.
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не волновался... Последняя строфа стихотворения (всего их три) начинается так же, как и первая, с того же слова: (ЦИТАТА) Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.
(ЦИТАТА) В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В. М.. «Послушайте!» - взволнованный и напряженный монолог лирического героя. Поэтические приемы, используемые В. М. в этом стихотворении, на мой взгляд, очень выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд глаголов: «врывается» , «плачет» , «просит» , «клянется» - передает не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги («ходит тревожный») , смятения, затаенную даль.
Стихотворение «Послушайте!» - развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл - «не хлебом единым жив человек» . Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды-«жемчужины» , а не звезды-«плевочки» . Имманиула Канта поражали более всего на свете две вещи: «звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» . В. М. тоже волнуют вечные философские вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.
Однако в «звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не думает ни о какой «протянутости» слова к Вселенной, но В. М. ни в коей мере не уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный полет мысли был подсказан В. М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральные образы, сатирические или трагические, его творчество проникнуто верой в Человека, в его разум и великое предназначение.
Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать В. М. только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и стихотворение «Послушайте!» - истинный шедевр русской и мировой поэзии.
Основная проблема стихотворения маяковского прозаседавшиеся основная проблема стихотворения маяковского прозаседавшиеся. Анализ стиха маяковского РАЗГОВОР С ФИНИНСПЕКТОРОМ анализ стиха маяковского РАЗГОВОР С ФИН ИНСПЕКТОРОМ. Анализ стихотворения ода револ