Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

» » Кто такие рутульцы и их происхождение. От рима до рутула

Кто такие рутульцы и их происхождение. От рима до рутула

— это коренное население Республики Дагестан. Сами Рутульцы называют себя МыхIабыр по наименованию села Рутул МыхIа . В основном Рутульцы проживают на территории Рутульского района, расположенного на юго-западе Республики Дагестан в долине реки Самур. Рутульский район был образован в Советское время правительством Дагестана в 1929году. На северо — западе Рутульский район граничит с Чародинским и Тляратинским районами, на севере с Лакским, на северо — востоке с Кулинским, на востоке с Курахским и Агульским районами, на юго — востоке с Ахтынским районом и на юго — западе его с Азербайджанской Республикой отделяет Главный Кавказский хребет.

Помимо этого представители этой малочисленной народности заселяют и территории Бабаюртовского района, Кизлярского района, а также Шекинского и Кахского района Республики Азербайджан.

Официально численность Рутульцев в мире насчитывает около 60 000 человек. По данным переписи, которая проводилась в России в 2010 году, на территории Российской Федерации проживает около 35000 Рутульцев, из них в Дагестане около 28000 людей. По оценкам специалистов около 1000 Рутульцев проживают на территории Азербайджана. Численность Рутульцев неуклонно растёт. Об этом можно судить по результатам переписей, которые проводились как в советский период так и в период Российской Федерации.

Родным языком Рутульцев считается Рутульский язык. Он относится к группе Нахско-Дагестанских языков. Рутульский язык имеет несколько диалектов. Это Шиназский, Мюхрекский, Ихрекский, Борчинский и Рутульский. В некоторых аулах одно и то же слово иногда выговаривается по разному. Например: в с. Рутул слово «Кушай» одни произносят как «уле», а другие как «иле». И таких примеров много.

Практически во всех аулах разговаривают на разных диалектах Рутульского языка. Единственным лезгиноязычным аулом в Рутульском районе является с. Хлют, где основным языком является Лезгинский язык.

Аулы Рутульского района в основном расположены вдоль берега реки Самур, а также на берегах мелких речек впадающих в реку Самур. Это села: , Кала, Куфа, Лучек, Амсар, Шиназ, Ихрек, Мюхрек, Хлют, Киче, Кина, Джилихур, Верхний Катрух, Нижний Катрух, Хнюх, Мишлеш, Цудик, Кусур, Хнюх, Согют, Курдул.

Два аула расположены в долине реки Ахтычай. Это аулы Борч и Хнов. К тому же, территория на котором расположен аул Хнов является территорией Ахтынского района, но проживают там .

Село Новый Борч также входит в состав Муниципального образования «Рутульский район». Расположено оно в Бабаюртовском районе на севере Республики Дагестан. В этом селе преимущественно проживают переселенцы из высокогорных аулов Рутульского района.

Что касается ранней истории Рутульцев, то о ней мало что известно. Считается, что в Албанский племенной союз входили и Рутульцы. Это было в I тысячелетии до н.э. и тогда эти племена назывались Гаргарейцы . Всего в этот союз входило 26 племён.

До присоединения к России Рутульцы постоянно воевали с соседями. В 1495 — 1496 г.г. велась война с соседним лезгинским селением Хрюг, которому оказывали помощь жители другого лезгинского селения Ахты. По разным данным на протяжении первой половины 16 века н.э. Рутулы несколько раз грабили и сжигали с. Ахты. В свою очередь Ахты в союзе с Дербентскими войсками под предводительством Алхаз Мирзы Дербенди также жгли и грабили Рутул. В 1728 году впервые упоминается в русской печати слово Рутульское «вольное» общество (РВО ), а именно в работе «Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря». Автором был И.Г. Гербер.

История Рутулов полна такими столкновениями. Кроме этого Рутул был объектом нападений то Турков, то Арабов, то Персов. Но никому и никогда они не покорялись, если дело касалось подчинения и свободы.

Пожалуй на этом, в этой публикации, пока все об истории Рутульцев. Подпишитесь на статьи блога и вы узнаете ещё много интересного о Рутульцах.

Рутульцы - небольшая по численности народность, принадлежащая к лезгинской языковой группе, обитает на юге Дагестана, в верховьях р. Самура. Наиболее крупное их селение - Рутул, откуда произошло и название народности. Общего самоназвания у рутульцев нет. Они называют себя по имени тех селений, в которых проживают. Всего насчитывается 22 рутульских селения; 18 расположены в долине р. Самура и в ближайших к ней горах, два - в долине р. Ахтычая и два - в сопредельной с ней части северного Азербайджана. По переписи населения 1959 г., рутульцев в СССР насчитывается 7 тыс. человек.

На карте этническая территория рутульцев выглядит как нечто единое, но в действительности горные хребты затрудняют сношения между самурскими, ахтычайскими и азербайджанскими рутульцами. На территории рутульцев зима бывает холодная, а лето прохладное с частыми туманами и дождями. Склоны гор покрыты травянистой растительностью и служат хорошими пастбищами для скота. В окрестностях селений Рутул, Шин й Кайнар растут леса. Вершина горы Деавгая (4015 м над уровнем моря) покрыта вечным снегом. Частично снег держится летом и на некоторых других горах. Реки, текущие по территории рутульцев (Самур, Ахтычай, Карасамур и их притоки), отличаются бурным течением.

В административном отношении почти вся рутульская территория входит в состав Рутульского района Дагестанской АССР (районный центр-сел. Рутул). Исключение составляют сел. Хнов, входящее в Ахтынский район той же республики, и селения Шин и Кайнар, которые расположены в Нухинском районе Азербайджанской ССР. Ахтынский район населен лезгинами, а Нухинский - азербайджанцами. Рутульский район в лингвистическом отношении чрезвычайно неоднороден. Кроме 19 рутульских селений, в него входят 13 цахурских, четыре лезгинских, два лакских, одно аварское и одно азербайджанское.

Часть долины р. Самура, занятая ныне рутульцами, по-видимому, и была той первоначальной территорией, на которой в древности сложилось рутульское племя со своим особым языком. Многие современные рутуль- ские селения очень древнего происхождения. Сел. Рутул основано не позже первой половины I тысячелетия н. э. В селениях Ихрек, Михрек, Амсар и Лучек обнаружены каменные плиты с куфическими надписями, датирующими некоторые постройки в этих селениях XI-XIII вв. О сел. Шиназ имеется историческое известие от 1275 г. Тогда оно считалось крупным населенным пунктом и славилось своими оружейниками. «Хновская рать», т. е. ополчение жителей сел. Хнов, упоминается в 1598 г. з числе союзников шамхала тарковского. По литературным данным, сел. Хнов существовало уже около 1560 г.

До присоединения к России рутульцы представляли собой «"вольное общество», известное под названием «Рутульского магала». Магал был политическим союзом сельских общин. Управление магалом находилось в руках рутульских беков, которые были и постоянными военачальниками. Они представляли собой социальную прослойку, начавшую превращаться в феодальную знать. Правда, для решения важных вопросов беки обязаны были созывать народные собрания. По одним преданиям рутульские беки происходили от арабов, по другим - от елисуйсоких владетельных беков в Северном Азербайджане.

Имеются указания, что уже в конце XVI в. рутульские беки сносились с правительствами соседних стран. Не исключено наличие уже тогда Рутульского магала, как политического объединения значительной части рутульцев. Но первое упоминание об этом магале относится к 1728 г. 1 В XVIII в. в Рутульский магал входили не только рутульские, но также цахурокие и некоторые лезгинские селения; включение последних в союз нередко производилось насильственно. Сохранилось предание о кровопролитной борьбе Рутула с лезгинским сел. Хрюк, которое рутульцам удалось, наконец, присоединить к своему магалу вместе с другим лезгинским сел. Зрых. В XVIII в. рутульцы захватили и более удаленные лезгинские селения Кака, Ялах и Луткун, входившие до этого в состав Ахтыпарин- ского магала. Но Рутулу не удалось надолго закрепить над ними свою власть. В то время как некоторые лезгинские селения Ахтыпаринского магала в XVIII в. попали в зависимость от Рутула, два рутульских селения (Ихрек и Михрек) входили в состав Казикумухского ханства, а два других (Хнов и Борч) находились под властью Ахтыпаринского магала и оставались в нем и после того, как южный Дагестан вошел в состав России.

В начале XIX в. в близких к территории рутульцев районах утвердилась власть России. Еще задолго до появления русских войск в верховьях Самура рутульцы добровольно приняли русское подданство. Но зависимость от России ограничивала власть беков в магале, мешала их набегам на соседей, которых они стремились принудить к уплате дани. Беки проводили антирусскую агитацию. Это привело в 1838 г. к вооруженному столкновению с русскими войсками, которые нанесли поражение Ага-беку рутульскому. В 1839 г. произошло окончательное присоединение Рутульского магала к России и в 1844 г. он был включен в Самурский округ.

Условия жизни до революции

Издавна основным занятием рутульцев было скотоводство, преимущественно отгонное овцеводство. Разводили также коз, крупный рогатый скот, лошадей, ослов, мулов. Вплоть до революции методы ведения скотоводческого хозяйства оставались примитивными. Круглый год рутульцы держали скот под открытым небом. Никакого подкорма зимой мелкий рогатый скот не получал. Ежегодные неорганизованные перегоны с летних пастбищ на зимние сопровождались большим падежом скота. Чабаны зимой ютились в тесных, грязных и темных укрытиях, кое-как сложенных из камней.

В рутульоком земледелии господствовало однополье. Орудия труда в основном состояли из легкой сохи, поднимавшей только самый верхний слой почвы, кос, серпов, молотильных досок и деревянной лопаты для веяния. Урожайность ржи только в лучшие годы составляла сам-5, пшеницы - сам-2. В 1913 г. по всем культурам рутульцы собрали урожай, который не оправдал затрат па посев. Они совсем не возделывали овощных культур и не разводили садов.

Правда, по сравнению с периодом, предшествовавшим присоединению к России, в хозяйстве рутульцев во второй половине XIX - начале XX в. наблюдался определенный прогресс. Он был связан -не только с тем, что рутульцы, жизнь которых протекала прежде в постоянных войнах, получили возможность мирного развития, но и с ростом товарности хозяйства (главным образом животноводства) под влиянием капитализма. Эа период с 1856 по 1913 г. поголовье лошадей у рутульцев увеличилось почти в два раза, овец - более чем в три раза, а крупного рогатого скота - почти в шесть раз.

Известные сдвиги произошли и в земледелии. Так, посевы пшеницы за это же время увеличились в два раза. В хозяйствах зажиточных крестьян появились и более совершенные орудия труда - просорушки, фабричные косы, серпы и пр.

Однако рост сельскохозяйственного производства наблюдался у зажиточной части населения, в то время как основная масса крестьян влачила жалкое существование. Беки, кулаки и торговцы беспрепятственно эксплуатировали рутульскую бедноту, захватывали лучшие пастбища, покосы и пахотные участки. Столкновения между богачами и беднотой нередко доходили до кровопролития. Царское правительство каждый раз становилось на сторону эксплуататоров. Из числа рутульских беков, получавших офицерские чины в царской армии, правительство назначало начальника (наиба) Лучекского участка. Таким образом, беки и при царском правительстве сохраняли в своих руках административную власть над ру- тульским населением.

Перед Великой Октябрьской социалистической революцией для рутульского общества были характерны только некоторые элементы капитализма. В целом же рутульцы принадлежали к числу тех народов, которые не прошли капиталистической стадии развития. Вплоть до революции у них сохранялся феодально-патриархальный строй.

Культурный уровень рутульцев был очень низким. В единственном одноклассном училище, открывшемся в 1914 г. в Рутуле, два года спустя обучалось только 20 детей, причем среди них не было ни одной девочки. Развитие культуры тормозилось не только социальным и национальным гнетом, но также влиянием реакционного мусульманского духовенства. Ислам стал насаждаться у рутульцев с VII-VIII вв. когда Южный Дагестан подвергся нашествию арабов, насильственно обращавших местное население в свою веру 2 . На содержание духовенства и мечетей в 1913 г. в Лучекском участке тратилось почти в 11 раз больше денег, чем на все культурные и благотворительные цели, вместе взятые.

К моменту Великой Октябрьской социалистической революции рутульцы не представляли собой сложившуюся народность. Рутульские селения, расположенные в долине р. Ахтычая, равно как в Азербайджане, были оторваны от рутульских селений, расположенных по Самуру и Караса муру. Не было и достаточных экономических связей между рутульцами. Таким образом, основным элементом их этнической общности был язык. Несомненно, в далеком прошлом все рутульцы проживали вместе, скорее всего в долине Самура, откуда часть их позже переселилась на Ахтычай и в Азербайджан. Однако, несмотря на наличие языковой общности, у рутуль- дев не выработалось национального самосознания.

В этнографическом отношении рутульцев трудно выделить из общей массы гарского населения верхней части бассейна р. Самура, хотя в отдельных районах этой части Дагестана и существовали локальные особенности в обрядах, костюме, характере орнамента и т. д. Внешние экономические связи рутульцы поддерживали в прошлом главным образом с населением северного Азербайджана. В северном Азербайджане они арендовали зимние пастбища; туда же уходили на заработки рутульские отходники 3 . Базары северного Азербайджана для рутульцев были ближайшими местами сбыта продуктов животноводства, приобретения хлеба и промышленных изделий.

Экономические связи с Азербайджаном способствовали широкому распространению среди рутульцев азербайджанского языка, которым они пользовались для сношений с соседями (азербайджанцами, лезгинами, цахурами и лакцами), а также с русской администрацией в Дагестане. Русский язык знали очень немногие.

Хозяйственная отсталость, бедность, отсутствие просвещения, распространение исламских и доисламских суеверий, произвол беков, кулаков, духовенства и царских чиновников - вот что характеризовало жизнь трудящихся рутульцев до Великой Октябрьской социалистической революции.

Современная жизнь

За годы Советской власти произошли огромные изменения в экономике, культуре и быту рутульцев.

На новой основе развивается животноводство. Зимние пастбища, которые прежде рутульцам приходилось арендовать, теперь закреплены за колхозами в равнинных частях центрального и северного Дагестана. На животноводческих фермах проводится метизация скота. Зимние пастбища (кутаны) снабжены утепленными помещениями для скота и благоустроенными общежитиями для чабанов. Зимой овцы получают подкорм. В колхозах выстроены коровники, телятники и конюшни.

Самым ответственным периодом в работе животноводов является перегон скота с летних пастбищ на зимние. Прежде перегоны скота были частным делом отдельных хозяев и сопровождались большими потерями от бескормицы, недостатка водопоев, чрезмерного скопления скота на дорогах и вынужденных простоев в пути. В настоящее время перегоны производятся по определенному графику, разработанному в общереспубликанском масштабе. Введен перевоз овец по железной дороге. На скотопрогонных дорогах работают ветеринарные пункты, отведены специальные участки для выпаса в пути. Автомашины подвозят фураж для подкорма животных в места, где нет растительности; используют автомашины также для перевозки ягнят и отставших от стада овец.

Хотя животноводство остается ведущей отраслью хозяйства, значительно большее, чем црежде, развитие получило земледелие. Рутульцы выращивают пшеницу, рожь, ячмень, рис, кукурузу, а также горох, картофель и другие культуры.

В одном из официальных изданий 1930 г. о Рутульском районе говорилось, что «посевы картофеля здесь совсем незначительны (2,2 га) и никаких других культур, кроме зерновых, в районе нет». К 1959 г. площадь под картофелем и овощами в районе составляла 80 га. Таким образом, развитие огородничества у рутульцев целиком связано с коллективизацией сельского хозяйства. Только после коллективизации стали применяться севообороты и посевы сортовыми семенами. Посевные площади в районе значительно возросли. Кроме того, колхозы в течение лета используют под пашни часть зимних пастбищ. С организацией колхозов рутульцы стали заниматься садоводством. Во многих селениях уже выращены колхозные сады (общая площадь садов в районе к началу 1959 г. превысила 160 га).

Улучшение материального положения рутульских крестьян при колхозном строе уменьшило потребность в заработках на стороне. Но это не исключает наличия трудовых связей рутульцев с промышленными предприятиями на побережье Каспия, которым рутульские колхозы поставляют временную рабочую силу.

Благодаря улучшению дорог и развитию автотранспорта старая двухколесная арба, а также вьючные животные, как правило, уже не применяются для дальних перевозок. Там, где проходит арба, проходит и автомашина, поэтому недалеко то время, когда рутульскую арбу можно будет увидеть только в музее. Но вьючные животные - осел и лошадь, потеряв свое былое значение на главных коммуникациях края, остаются еще основным транспортным средством на горных тропах. При Советской власти в рутульских селениях появились телефон, телеграф и радио. Развитие средств сообщения и связи намного облегчило рутульцам сношения с Дербентом, Махачкалой и Баку.

До Октябрьской революции на территории бывшего Лучекского участка существовал только один фельдшерский пункт (в Ихреке). Ныне в Рутуле имеются больница, амбулатория, аптека и санитарно-эпидемиологическая станция, в других селениях - фельдшерско-акушерские пункты. С развитием медицинского обслуживания у жителей рутульских селений отпала необходимость прибегать к лечению знахарскими способами, столь распространенными до революции.

Рутульцы - коренной народ Дагестана, Северного Азербайджана. Близки по своей культуре с лезгинами, народами верхнего течения реки Самур. Предки народности были в составе государственного объединения Кавказская Албания, называли их албанами. Часть рутульцев иммигрировала в другие страны в период с 1817-1864 годы, во время Кавказской войны.

Где живут

Народ проживает в Республике Дагестан, населяет территории Рутульского, Кизлярского районов. Живут рутульцы в Махачкале, Каспийске, Дербенте, Кизляре, Ставропольском, Краснодарском крае, Калмыкии, Тюменской области, Ханты-Мансийском АО. В Азербайджане народ проживает в Гахском, Шекинском районах. Небольшое количество рутульцев живет на Украине, В Грузии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении.

Численность

По переписи, проведенной в 1898 году, в СССР официально проживали 20 700 рутульцев, но фактически их было более 40 000. Сегодня в мире от 36 000 до 55 000 представителей народа, но, по оценочным данным, их гораздо больше - около 120 000 человек.

Название

Этноним «рутульцы» связан с названием селения Рутул. По-рутульски селение называется МыхІаІд , его жители себя именуют «мыхIабыр », «мыхIад ». Этноним «рутульцы» закрепился за народом только со времен советской власти. Сами же люди называют себя в соответствии с наименованиями селений, где проживают, например, ихрекцы от села Ихрек, шиназцы от села Шиназ.

Арабы рутульцев именуют «рутуль», чеченцы - «рутулаш», турки - «рутуллар». Соседи народа цахуры называют их мыхашура, агьакъбы, лезгины - рутулар, мыхьядар, вана-вацӀар.

Язык

Рутульский относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. Наиболее близок с другими языками:

  • будухский
  • цахурский
  • крызский

Вместе с цахурским, рутульский язык образует рутульско-цахурскую подгруппу.

В рутульском существует 5 основных диалектов:

  1. шиназский
  2. мухадский
  3. борчинско-хновский
  4. мюхрекский
  5. ихрекский

Отличие в говорах существует не только в разных селениях, но и внутри одного и того же села. Например, в Рутуле жители, проживающие в квартале Ахе называют воду «гье», жители квартала Фурахе говорят «гьед». Сегодня рутульский официально является одним из государственных языков Республики Дагестан.

Все рутульцы двуязычны, многие знают 3 и более языков. Широко распространен среди народа азербайджанский, который в Южном Дагестане долгое время был языком межнационального общения. Русский до начала 20 века рутульцы почти не знали. В 1914 было открыто Рутульское одноклассное училище, где преподавание велось на русском. Это стало началом знакомства народа с языком. Во всех рутульских школах преподавание до 1955 года велось на азербайджанском, с 1955 по желанию цахуров и рутульцев занятия стали вести на русском. В 1991-1992 годах был проведен процесс перевода начального образования на русский язык.

Народ до революции использовал арабское письмо. Только в 1990 году после выхода Постановления Совета Министров Дагестанской АССР, был введен статус письменности на основе кириллицы для цахурского, рутульского, агульского языков и утвержден для них алфавита.

Религия

Рутульцы исповедуют ислам суннитского толка. Народ принял ислам рано, самые первые попытки утверждения арабов в Дагестане приходятся на 7 век. Наибольший успех они имели именно на территории проживания рутульцев, о чем свидетельствует самый ранний памятник мусульманской культуры на Кавказе - надгробная плита шейха Магомеда ибн Асад ибн Мугал. В 12 веке в Рутуле уже была ханака - суфийская обитель, что говорит о том, что в те времена эта религия уже прочно утвердилась среди народа. С приходом ислама широко распространилась арабская письменность и литература.

До принятия этой религии, очевидно, в народе были распространены другие верования. В районах, где живут рутульцы, встречаются различные священные места (пиры), старинные изображения крестов.

Еда

Основу рациона рутульцев составляют блюда из мяса, молочные продукты. Хлеб выпекают нескольких видов, из кислого, пресного теста. Самые распространенные блюда:

  • пирог с мясом и травой - гырц;
  • хинкал с кусочками теста различных размеров и форм;
  • пельмени гырцбыр;
  • пироги с разными начинками;
  • шашлык;
  • лепешка типа пиццы - гъылыгъ савгъуд хьыв;
  • голубцы дулма;
  • плов;
  • каша из толокна и проса;
  • домашние макароны с сушеным мясом, бараниной - кьинкий.

Внешность

Традиционный костюм рутульцев похож на одежду других народностей Южного Дагестана. Мужчины носили туникообразную рубаху (ухун) с круглой окантовкой ворота, вертикальным прямым разрезом спереди, неширокие штаны (баду), приталенный бешмет (архалук), черкеску северно-кавказского типа с газырями. Из головных уборов надевали папаху из овечьей длинноворсной шкуры (бармак), на ногах носили шерстяные вязаные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр), кожаные постолы (келамбы). Верхней одеждой был длинный распашной халат валжаг. В Азербайджанских и пограничных селениях женщины носили длинную, до бедер, распашную кофту с длинной широкой юбкой. На голову надевали наволосник мешкообразного типа (къациген), платок, сложенный треугольником. На ноги обували узорчатые вязаные сапоги с загнутым носком. Украшали одежду серебряными украшениями.


Жизнь

Преобладают малые семьи, в 19-20 веках еще сохранялись большие, неразделенные отцовские семьи. Самой крупной родственной группой у рутульцев был тухум. На совете собирались главы отдельных семей тухума, где решали вопросы о разделе имущества, договаривались о браках и прочее.

В семье все должны слушать старших, жена при людях не садится за один стол с мужем, не называет его по имени. В обязанности женщины входила работа по дому, обработка шерсти, полевые работы. Но обычая затворничества у рутулок не было, они не носили закрывающее лицо покрывало. Очень уважали многодетных женщин.

Основным занятием народа было скотоводство, в основном отгонное овцеводство. Разводили еще коз, крупный рогатый скот, ослов, лошадей, мулов. Весь год скот держали под открытым небом, подкорма зимой не давали. Перегон с летних пастбищ на зимние сопровождался всегда большими потерями скота. Зимой чабаны жили в тесных темных укрытиях из камня. В земледелии преобладало однополье. Из орудий труда использовали соху, косы, серпы, лопаты из дерева, молотильные доски. Выращивали рожь, пшеницу, урожай не всегда был хорошим. Садов не разводили, не возделывали овощные культуры. В конце 19 - начале 20 века в хозяйстве произошли значительные улучшения, начали продавать скот, поголовье лошадей увеличилось в 2 раза, овец - более чем в 3 раза, крупного рогатого скота - в 6. Выросли посевы, в хозяйствах зажиточных появились более совершенные орудия труда.


Но все это было в основном у обеспеченных рутульцев. Обычные люди страдали от нехватки еды, плохих условий. Кулаки, торговцы и беки эксплуатировали их, отбирали хорошие пастбища, пахотные участки, покосы. Часто конфликты между бедными и богатыми доходили до кровопролития, но царское правительство поддерживало сторону богачей. После Октябрьской революции жизнь обычного народа претерпела изменения в лучшую сторону. В сельском хозяйстве начали выращивать картофель, овощи, появились колхозы, рутульцы стали заниматься садоводством. Сегодня в Рутуле есть амбулатория, больница, аптека.

Жилище

Традиционные жилища рутульцев располагались в труднодоступных местах. Из-за частых набегов врага и войн, народ вынужден был увеличить обороноспособность. Они строили крепостные стены, оборонительные, сигнальные башни. Дома состояли из двух этажей, строились тоже из камня, с плоской крышей. На первом этаже обустраивали хлев, на втором - жилые помещения. По верхней части фасада жилища проходила узкая терраса, на которую ведет лестница, расположенная с наружной части дома. Очаги делали пристенные, похожие на камины. Часто их украшали крупными лепными орнаментами. Типы жилища рутульцев делятся на три вида:

  1. Одноэтажный, однокомнатный дом. Стоили его еще приподнятым на высоких столбах из камней. Жилище стояло отдельно от хозяйственных построек;
  2. Двухэтажный дом без надворных построек и двора;
  3. 1 или 2-этажный дом с небольшим двором открытого типа, в котором расположены подсобные, хозяйственные помещения.

Культура

В фольклоре народа развиты различные жанры:

  • поговорки
  • пословицы
  • сказки
  • легенды
  • ашугская поэзия
  • обрядовые песни

Рутульские певцы, писатели и поэты славятся своим талантом и творчеством далеко за пределами Рутульского района. Прославили район и республику Дагестан рутульские спортсмены, которые неоднократно становились чемпионами мира, СССР, Европы, России.

Отличились представители народа и в области науки. В 13 веке в селе Шиназ образовалась династия ученых из тухума Саидар. Среди рутульцев были астрономы, ученые арабисты. Сегодня у многих есть ученые степени кандидатов, докторов наук. Они успешно работают в научных, учебных учреждениях России, стран СНГ.


Традиции

Всегда строго соблюдается обычай гостеприимства. Чтобы на дом не навлечь несчастья, хозяин должен гостя накормить, проявить радушие. Неприлично спрашивать о цели визита. Сам гость должен быть скромным, не доставлять хозяевам хлопот. В каждом доме есть специальная гостевая комната, в которой ставят лучшую мебель, украшают ее коврами. Гость может пользоваться радушием 3 дня, после он уже считается почти членом семьи и должен принимать участие в делах по хозяйству.

Часто у мужчин из разных родов было принято становиться кунаками. Они были обязаны всегда помогать друг другу, поддерживать. У одного человека могло быть несколько кунаков, главным считался кунак отца или тот, с кем было заключено куначество в первую очередь. Дружба между кунаками передавалась из поколения в поколение. Долго у рутульцев сохранялся обычай кровной мести.

Рождение в семье мальчика считалось большой радостью, ведь он был продолжением рода. Рождение девочки воспринималось сдержанно. Имя давали через несколько дней после рождения. Часто детей называли в честь умерших уважаемых родственников. Воспитанием в раннем возрасте занимались бабушка с матерью. После 7 лет воспитывать детей начинали мужчины.

Спутников жизни для детей выбирали родители и близкие родственники. Мнение дочери и сына не учитывалось практически никогда. В брак можно было вступать с 15-16 лет девушкам и с 17-18 юношам. Если невеста была из родственного клана, то только из уважаемой семьи. Сватами выбирали двух уважаемых родственников, которые могли вести разговор. Они приходили в дом невесты с подарками. Отец юноши в этом не участвовал. Жених с невестой должны были избегать встреч с родственниками обоих сторон и друг с другом. Родители жениха подготавливали продукты на свадьбу, отправляли их невесте. Свадьба длится 3-7 дней, в зависимости от состоятельности жениха. Оформление брака с участием муллы происходило в доме жениха.


Главные события свадьбы - появление жениха и переход невесты в дом мужа. В доме родителей невеста надевала свадебный наряд, красный платок, который закрывал все лицо. Рутульцы верили, что красный защищал ее от порчи злых духов. В компании музыкантов, наставниц, молодежи, невеста шла к дому жениха. Мужчины по пути устраивали конные состязания, танцы.

У входа в дом невесту встречали родители жениха. Под ноги ей клали предмет из металла, она наступала на него, так как народ верил, что первый шаг невесты должен быть прочным как железо. Все несколько дней свадьбы невеста не открывала лицо. На четвертый день его открывали в присутствии родственниц. Невесте дарили деньги, платки, ткань.

Рутульцы отмечают праздник весны, в этот день прыгают через костер, бросают в воздух глиняные шарики с воткнутыми горящими палочками. Так же торжественно отмечают спуск женщин с крупным рогатым скотом с летних пастбищ, возвращение чабанов с зимних пастбищ. Торжественно отмечал народ стрижку овец, окончание сбора урожая.

В обрядах и праздниках народа отражались древние верования, связанные с культом плодородия, природы. Рутульцы поклонялись священным рощам, источникам, горам, местам, связанным с жизнью святых. Над могилами святых сооружали пиры, которые представляли собой небольшие помещения в форме купола. В засуху около них проводили коллективные моления, после которых все участники обливали друг друга водой.

Рутульцы (самоназвание: мыхIаІдбыр, мыхIад) - народ, коренное население юго-западной части Южного Дагестана (Рутульский район), а также северного Азербайджана (Шекинский район и Кахский район).

Численность

По результатам переписи 2010 года численность рутульцев в России составила 35 240 человек.
В Азербайджане по данным последней советской переписи 1989 года рутульцев было 850 человек. Национальная перепись населения 1999 года в Азербайджане рутульцев не учитывала.

Расселение

По переписи населения 2010 года в Дагестане проживало 27,8 тыс. рутульцев. Сельских жителей среди рутульцев в России - 58% (2010). Часть носителей рутульского языка в Дагестане и подавляющее большинство в Азербайджане относят себя к лезгинам, называя, как правило, свой язык лезгинским, противопоставляя его кюринскому, то есть собственно лезгинскому языку.

Рутульские аулы расположены в нескольких обособленных регионах Дагестана:
долина рек Самур и Ругъул-Самур: Рутул, Лучек, Шиназ, Ихрек, Мюхрек, Амсар, Кина, Вуруш, Джилихур, Кала, Пилек, Хнюх, Нацма, Фартма, Куфа, Фучох, Киче, Уна, Цудик.
верховья реки Ахтычай: Борч (Рутульский район), Хнов (Ахтынский район).
территория Азербайджана: Шеки, Шин, Кайнар, Хырса, Шорсу, Дашюз, Айдынбулаг и Бейбулах.
Северный Дагестан: село Рыбалко Кизлярского района, Новый Борч и близлежащие хутора Бабаюртовского района.
Рутульцы-горожане проживают в Махачкале, Каспийске, Дербенте, Кизляре, Хасавюрте и в др. городах Дагестана.

Этноним

Этноним «рутульцы» (не следует путать с античными рутулами в Италии) происходит от наименования селения Рутул. По-рутульски оно называется МыхІаІд, а сами себя его жители называют мыхIадыбыр, мыхIад. Рутулом называют это селение азербайджанцы и частично лезгины, от которых оно и вошло в русский язык. Этноним «рутульцы» у носителей рутульского языка закрепился лишь в годы Советской власти. До настоящего времени в академических изданиях отмечается, что у рутульцев нет общего самоназвания, поскольку они называют себя по названию тех селений, в которых проживают. В частности шиназцы (сыназрабор) от названия с. Шиназ, ихрекцы (ирекдыбор) от с. Ихрек, борчинцы (буджедбор) от с. Борч, хновцы (хинадбы) от с. Хнов и так далее (сам этноним «рутульцы», как указано, происходит от названия с. Рутул от внешних носителей и является разновидностью экзонима - прим.). Как писал Л. И. Лавров, о своём языке рутульцы могли сказать, что они разговаривают не по-рутульски, а на «шиназском» языке, «борчинском», «хновском» и других. К цахурам и рутульцам употребляют также название «ванавац» (общее название жителей верховьев реки Самур), но среди них оно прочно не утвердилось.

Цахуры называют рутульцев мыхашура, агьакъбы, лезгины - мыдхадар, рутулар, вана-вацӀар (вана - верхняя, вацӀ - река, то есть люди, живущие в верховье реки).

История

В середине I тысячелетия до н. э. в восточном Закавказье складывается албанский племенной союз, объединивший 26 племён, говоривших на различных языках нахско-дагестанской семьи. К ним относились албаны, гелы, леги, утии (удины), гаргары и другие. В античных гаргарейцах Г. Х. Ибрагимов видит рутульцев и цахуров. Он полагает, что «вполне уместно также увязать этнонимы га-зал-ар (так цахурцы называют рутульцев) и гаргар (<гар-гар>) „народность“ как понятия этимологически общего плана». По мнению же Р. М. Магомедова, упоминаемые армянским географом VII века народ «хеноки», и есть рутульцы, но аргументы в подтверждение своей гипотезы он не приводит, и, с точки зрения Л. И. Лаврова, данное предположение кажется сомнительным. Как пишет Ихилов: «Мы склонны считать, что до XV века цахуры и рутульцы ещё не выделялись из лезгинской этнической среды и продолжали считаться одним народом с лезгинами, хотя у них и складывались свои языки и особенности быта и культуры».

По преданию Рутул образовался из 7 мелких аулов, Шиназ - из пяти. Л. И. Лаврова полагает, что селение Рутул существует давно. На одном из его улиц им было обнаружено селище, возникшее ещё до VIII века. Однако первые сведения о местах проживания рутульцев появляются в трудах средневековых авторов. В частности арабский космограф XIII века Закария ал-Казвини упоминает рутульское селение Шиназ. «Хновская рать», то есть ополчение жителей селения Хнов упоминается в 1598 году, в числе союзников тарковского шамхала, но по литературным данным, Хнов существовал уже около 1560 года. Первые упоминания о селении Кича относятся под 1741 годом, Кина - под 1835, Борч и Джилихур - под 1838, Кала - под 1848, Хунюк, Уна, Вруш и Пилек - под 1856 годом. В XVII веке рутульцы частично переселились на равнины, ныне входящие в Азербайджан.

Период феодализма

Вплоть до присоединения к России рутульцы вели постоянные войны с соседями. Известно, что жители Рутула в 1432 году вместе с войсками султана Кара-Коюнлу Искандера совершили неудачное нападение на Цахур, но уже в 1495/96 году они вместе с цахурцами воевали против лезгинского селения Хурюг, помощь которому оказало другое лезгинское селение - Ахты. В 1536/37 году (или, по другому, известию в 1540/41 году) рутульцы и лакцы сожгли Ахты. Дербентские войска, очевидно поддерживающие ахтынцев, в 1541/42 году ограбили и сожгли Рутул. Вслед за этим, рутульцы в 1542/43 году вместе с кубинцами ограбили Ахты. Сословно-поземельная комиссия оставила сведения о родословной рутульских беков, составленной в 1873 году, согласно которой рутульские беки, начиная с Кази-бека, живут в Рутуле с 1574 года. К 1728 году относится первое упоминание о Рутульском магале, но не исключено, что он существовало и в более ранее время. Жители рутульских селений, в числе других народов Дагестана, оказали сопротивления вторгшимся в регион персидским войскам Надир-шаха. Предания гласят, что Надир-шах осаждал Рутул, но не смог его взять. Однако, согласно документам, отряд под командованием Аллаверди-хана в 1741 году овладел Рутулом, Лучеком, Ихреком, а потом и Кичой («Хачо»).

В 1730-х годах рутульцы вели семилетнюю войну против лезгинского селения Хрюг и помирились с ним в 1739/40 году. В конце концов рутульцам удалось подчинить Хрюг и вместе с другим лезгинским селением Зрых присоединить к своему магалу. В XVIII веке рутульцы захватили и более удаленные лезгинские селения Кака, Ялах и Луткун, находившиеся до этого в составе Ахтыпаринского магала. Несмотря на это, два рутульских селения (Ихрек и Мюхрек) находились в составе Казикумухского ханства, а другие два - Хнов и Борч, и после включения Южного Дагестана в состав России, оставались под властью Ахтыпаринского магала.

Россия и советский период

Нынешний Рутульский район являлся одним из наиболее глухих уголков дореволюционного Дагестана. В 1926 году грамотных среди рутульцев было всего 4,2%, большинство из которых могли лишь механически прочитать суру Корана и кое-как расписаться по-арабски. Перепись 1926 года зафиксировала только 41 рутульца, знающих русскую грамоту, в том числе только 1 женщину. До 1955 года в школах обучение у них велось на азербайджанском языке, а с 1955 года по желанию рутульцев и цахур занятия стали вестись на русском языке. В 1991-1992 гг. осуществлён перевод начального обучения на рутульский язык. Ныне среди них нет неграмотных людей.

Проведённая в 1926 году перепись населения зафиксировала в СССР 10 495 рутульцев, все в сельской местности. В 1929 года был образован Рутульский район. По переписи 1959 года в СССР проживало 6732 рутульца.

Религия

Верующие рутульцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб).

Язык

Рутульцы говорят на рутульском языке, относящийся к лезгинский ветви нахско-дагестанских языков. Наиболее ему близки цахурский, крызский и будухский языки. С близким ему цахурским языком образует рутульско-цахурскую подгруппу. В рутульском языке выделяются четыре основных диалекта: собственной рутульский, шиназский, мухрекско-ихрекский и борчинско-хинавский. Примечательно, что отличия в говорах наблюдается не только среди селений, но и внутри одного и того же селения. Например, в Рутуле жители квартала Ахе называют воду «гье», а жители квартала Фурахе - «гьед»; у первых ковёр именуется «кеден», а у вторых «хьеден» и так далее.

Письменность

До революции рутульцы пользовались арабским письмом. После установление Советской власти в рамках языковой политики поднимался вопрос и о создании рутульской письменности. 10 августа 1990 года вышло Постановление Совета Министров Дагестанской АССР о введении статуса письменности на базе кириллицы (русской графики) для агульского, цахурского и рутульского языков и утверждение алфавитов для этих языков. В настоящее время рутульский язык имеет статус одного из государственных языков Республики Дагестан.
Все рутульцы двуязычны, большинство населения владеет тремя и более языками. Языками межнационального общения для рутульцев являются русский.
В 2006 году Семедовым С. А. и Джамаловым К. Э. выпущен рутульско-русский словарь (ихрекский диалект). Проф. Джамалов К. Э. является составителем грамматики рутульского языка на основе кириллицы.

Культура и быт

Основные занятия - животноводство (отгонное овцеводство и разведение крупного рогатого скота) и пашенное земледелие. Возделываемые культуры - рожь, яровая и озимая пшеница, полба, ячмень, просо. Традиционные домашние промыслы - ковроткачество, сукноделие, производство шерстяной вязаной обуви, войлока, узорчатых носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди, серебра и другое. Село Шиназ ещё в средневековье славилось своим ремеслом. Шиназские ремесленники изготовляли оружие, кольчуги (дир), панцири (джавашин) и другие виды вооружения.

Традиционная одежда

Рутульская традиционная одежда похожа на одежду других народов южного Дагестана. Одежда мужчин: рубаха туникообразного покроя (ухун) с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом спереди, штаны с неширокими штанинами (баду), слегка приталенный бешмет (архалук) и черкеска северо-кавказского типа с газырями. Головной убор - папаха из длинноворсной овечьй шкуры (бармак), обувь - вязаные шерстяные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр) и кожаные постолы (келамбы). Верхняя одежда - распашной длинный халат - валжаг. В пограничных с Азербайджаном селениях - короткая, до бёдер, распашная кофта и длинная широкая юбка. Головной убор - мешкообразный наволосник (къациген) и сложенный треугольником платок. Обувь - вязаные узорчатые сапоги с загнутым вверх носком. В женской одежде присутствовали серебряные украшения.

Национальная кухня

Основная пища мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб нескольких видов из пресного и кислого теста. Наиболее распространённые блюда: гырц (пирог с мясом или травой), хинкал разных форм и размеров, гырцбыр (курзе), пицца, шашлык, плов, дулма (голубцы), просяная и толоконная каши, пироги с различными начинками.

При составлении статьи использован материал из Википедии:

Рутульцев часто по наименованию с. Рутул называют ещё Рутулы . Это название идентично названию племени проживавшей в древней Италии, на территории современного города Лацио.

Рутульянцы vs Итальянцы

И такое совпадение волей неволей наводит на мысли, что между этими народами может быть что то общее.

На сайте газеты «Рутульские Новости» опубликована статья под названием «Не из Италии родом (Из сборника «Рутульцы. Новый взгляд») . Автор этой статьи Фазил Дашлай уроженец с. Джилихур, Рутульского района, ныне проживающий в г. Ростов. В этой статье автор приводит свои доводы опровергающие на его взгляд «Италийскую» версию происхождения Рутульцев . Вот текст этой статьи.

Не из Италии родом (Из сборника «Рутульцы. Новый взгляд»)

Версий о происхождении рутульцев не очень много. И ничего в этом нет удивительного. Мало кто занимался их историей. Из известных нам версий о происхождении рутульцев особый интерес представляет так называемая италийская версия. (Эта версия, к счастью, не отражена в научных исследованиях. Ни один из известных историков-рутуловедов не писал на эту тему научных трудов. Ее можно считать народной версией. Гипотезой. Ф.Д.)

Упомянутые Вергилием в «Энеиде» племя рутулы, которые многими историками рассматриваются как мифический, вымышленный народ, о которых неизвестно ничего, кроме названия столицы, город Ардея и царя по имени Тури, вряд ли можно было бы рассматривать всерьез. Если бы не тот факт, что в словаре Брокгауза и Ефрона рутулы упоминаются не как мифический народ. Не оспаривая таких серьезных исследователей, можно лишь возразить, что никаких доказательств о том, что рутулы реально проживали, а не вымысел творческого ума Вергилия, Брокгауз и Ефрон не приводят.

Каких-то полвека назад об этой версии не думал ни один представитель данной национальности, то есть рутульцев. Она (эта версия) появилась в наше время. Сегодня трудно установить, кто был автором этой идеи. Однако нельзя считать, что автор данной гипотезы так уж много трудов приложил для того, чтобы прийти к такому умозаключению. Достаточно было прочесть «Энеиду» Вергилия, заметить схожесть рутулов с рутульцами и название «столицы» рутулов Ардея, которую как бы с натяжкой можно интерпретирован как «арады», что на рутульском языке означает близкий, или родственный. И пошла, как писал Н.В. Гоголь, писать вся губерния. Почему-то многим рутульцам захотелось стать потомками древних рутулов. Невзирая даже на то, что в фольклоре наших предков нет никаких намеков о каком-либо переселении извне. (Конечно, могло быть и такое, что за древностью лет вряд ли могли сохраниться эти легенды.)

Многие так называемые «исследователи» подкрепляют версию италийского происхождения рутульцев цитированием Страбона: «Он (Александр Македонский) привел и поселил у горы Кабх (Кавказа) 26 племен», которые-де позже создали государство Албанию. Но давайте рассмотрим эту версию с научной точки зрения. Во-первых, исторически между тем, что написано у Вергилия и Страбона — огромная разница во времени. Вергилием описаны события начала первого тысячелетия до нашей эры, у Страбона же описываются события трехсотых годов до нашей эры. Спрашивается, что делали рутулы, и где они находились в течение как минимум пятисот лет? На момент появления в истории такой личности как Александр Македонский весь Апенинский полуостров был покорен Римом. Если судить опять же по Брокгаузу и Ефрону, то рутулы исчезли с исторической арены, растворились среди латинян до возникновения города Рим. Далее, рутулы жили в Италии, недалеко от нынешнего Рима, а Александр Македонский никогда не был в Италии. Он никогда не бывал в землях западнее Балкан. Каким образом он мог выселять каких-то рутулов, проживавших более, чем за пятьсот лет до этого недалеко от Рима?

Основой для версии италийского происхождения рутульцев послужил не труд Страбона, а «История страны Алуанк», Мовсеса Каганкатваци, написанная предположительно в 684 году н.э. Вот что сообщает нам «История страны Алуанк»: «…Он (Маштоц) возобновил и укрепил веру христианскую, распространив проповедание Евангелия в гаваре Ути, Албании, в Лпинке, в Каспке до ворот Чора (Дербента), а также среди других племен, плененных в свое время, Александром Великим, который привел и поселил их близ великой Кавказской горы: гаргаров и камичиков-хепталов…итого 23 племени…». Справедливости ради надо заметить, что Каганкатваци ни словом не упоминает об Италии. Возможно, что Александр Македонский и переселял какие-то народности на Кавказский перешеек. Но начнем с того, что сами по себе албанцы, то есть первое упоминание о Древней Албании и албанцах известно со слов Арриана, который пишет, что на стороне персов в битве при Гавгамелах участвовали албанцы, то есть союз албанских племен. Версия о происхождении нахско-дагестанских народностей из Передней Азии имеет под собой почву. Ныне учеными установлено, что народности пахско-дагестанской языковой группы относятся к так называемой аллородийской языковой группе. К тому же нахско-дагестанская языковая группа, возможно, является потомками хурритов, которые, как известно, жили в Передней Азии. И сегодня в Иране есть историческая область, которая называется Кухистан, что в переводе означает Страна гор. Почти как Дагестан. Но это только версии, и никакого отношения к данной теме они не имеют. Речь в данной работе идет о том, являются ли древнеиталийские племена предками рутульцев.

Если даже и допустить то, что Александр Македонский переселил рутулов из Италии на Кавказ, как же быть с тем, что в изложении Каганкатваци упоминаются несколько племен (но ни слова о рутулах Ф.Д.). Соседи рутульцев, лезгиноязычные народности, не являются пришельцами извне. Никаких мифов об италийском происхождении в их легендах и преданиях не замечено.

Территориальный вопрос на Кавказе всегда был сложным. И будь рутульцы народом пришлым, соседи их могли бы помнить. Остались бы в их преданиях легенды. Пример тому кумыки. Никто сегодня документально не подтвердит — пришлый народ кумыки или коренные? Но и по нынешнее время соседи считают кумыков пришлыми, потомками хазаров и кипчаков. Так неужели, если рутульцы были пришельцами из Италии, соседи забыли бы об этом? Думается, что нет.

Идея быть потомками древних мифических рутулов настолько завладела умами многих рутульцев, что даже такой ведущий специалист по рутуловедению, как Г.М. Мусаев, в своем труде «Рутулы» (Махачкала 1997 г. АОЗТ «Юпитер») сознательно озаглавил свою работу именно так. Заметьте, не рутульцы, как это принято называть представителей этой народности Дагестана, а именно «рутулы ». Оставляя тем самым лазейку для всяких домыслов и легенд. В предисловии данной книги читаем следующее: «До сих пор остается невыясненным вопрос о происхождении термина «рутул». Из-за отсутствия подобного термина в лексиконе и топонимике самих рутулов и их соседей мы склонны считать его привнесенным извне. Единственным источником, упоминающим слово «рутул», является поэма Клавдия Рутилия Намациана «О возвращении своем из Рима в Галию», где говорится: «…И, как Вергилий поэт, правнук Рутульских царей». Сам Рутилий являлся сыном рутульского царя Волуза».

К вышеописанному можно добавить, что (об этом уже упоминалось выше) ранее Намациана о рутулах написал Вергилий в поэме «Энеида». В частности, со слов Вергилия рутулы «…самозародились из дубовой рощи…… Скажите на милость, является ли дубовая роща, или все, что связано с дубами, святынями для рутульцев? Ответ нет! В языке рутульцев сохранились названия домусульманских и даже дохристианских языческих божеств, таких как бот Албан или бог Гыныш (Йиниш), Эр и т.д..Но никаких намеков о священной дубовой роще. Также как нет никаких намеков о переселении откуда-либо.

Немаловажно отметить и такой простой факт: Вергилий описывает, что рутулы и их соседи латины, названные так в честь царя Латина, общаются практически на одном языке, либо на очень близких языках. Потомки древних латинян — итальянцы, принадлежат к романской языковой группе. Рутульский язык же входит в нахско-дагестанскую языковую семью, к подгруппе лезгиноязычных народностей. А это совершенно разные языковые семьи.

И хотя Мусаев Г.М. упоминает об италийской гипотезе, в той же книге «Рутулы» в первой главе подчеркивает следующее: «Этногенез рутулов неразрывно связан с происхождением и других народов Дагестана, ибо археологический материал, найденный на территории Кавказа, проливает свет и на такую важную для кавказских народов проблему, как палеокавказскую общность.

Известно, что единая культура для всего Кавказа имеет условное название куро-аракского энеолита, период, который охватывает 4-3 тысячелетие до н.э. Даже на этом этапе ученые заметили локальные варианты культур, объяснимые этнической пестротой народов иберо-кавказской группы языков в последующем.»

История рутульцев неразрывно связана с историей Дагестана, с историей Древней Кавказской Албании. И утверждать всякими домыслами то, что наши предки явились на эти земли из Италии, могут те, которые абсолютно не имеют никакого представления ни об истории Дагестана, ни об истории национальности, которые называются рутульцы.

И еще одно обстоятельство, говорящее не в пользу италийского происхождения. Первые русские исследователи рутульского языка наверняка читали Вергилия. Но ни один из них и мимоходом не остановился на этой гипотезе. Даже такой специалист по Рутулу, как Лавров Л.И., никаких намеков об италийском происхождении рутульцев не писал. Уж он-то наверняка читал Вергилия. Не кажется ли это странным? Может, все дело в самом написании термина «рутул»? Как известно, в арабской письменности отсутствуют гласные звуки, за исключением алифы, то есть звука «а». Не могло ли быть, что населенный пункт, известный ныне как Рутул, в арабских, куфических письменах записанный согласными звуками «р.т. л.», изначально назывался иначе, например: Ратуль, Ратыл, Рутал и т. д.? Подобных примеров много. Город Дербент в первых русских документах назывался и Дербень, и Дербенд, и даже Дервенд. А иранцы называли его Дарванд, Даруванд и т.д.

И последнее. Во всех исторических, этнографических документах пишется, что «до сих пор остаётся невыясненным происхождение самого названия селения Рутул, оно отсутствует в топонимике и лексиконе самих рутульцев и их соседей». В следующей части, которая озаглавлена «Рутул. Мых1а», автор данной работы на основе рутульского языка попытается раскрыть этот исторический пробел.

Послесловие:

Данная публикация и изложенное в ней мнение не претендует на роль аксиомы. Основной мыслью публикации является та, что италийская версия не подтверждается документально, т.е. нет исторических документов подтверждающих эту теорию. Вы можете не согласиться с мнением автора статьи. Моё мнение также не совпадает с его мнением. Я считаю, что отсутствие исторических документов подтверждающих италийскую версию ещё не значит, что их нет вообще. Возможно их попросту ещё не нашли. И в совпадения я не верю. Как два племени расположенные один в Италии другой на Кавказе могли называться одинаково — Рутулы ? Напоследок советую прочитать статью , которая сделает ещё интереснее изучение происхождения Рутульцев.