Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

» » Дисконтная политика. Учетная (дисконтная) политика Понятие валютного риска

Дисконтная политика. Учетная (дисконтная) политика Понятие валютного риска

И экономикой существует прямая связь, заключающаяся в их взаимном влиянии. Поэтому регулирование валютных отношений следует рассматривать в системе управления экономикой. А поскольку определяющая роль в управлении экономикой как единой целостной системой принадлежит государству, то и в сфере валютных отношений регулирующие функции также осуществляет государство.

Одним из инструментов регулирования в системе валютных отношений является валютная политика страны.

В рамках общей цели валютной политики государства ее конкретные задачи на разных этапах исторического развития определяются валютно-экономическим положением страны, процессами, происходящими в системе мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. В зависимости от этих факторов каждая страна определяет направления и формы валютной политики. Например, на одном этапе необходимо сосредоточить усилия на преодолении последствий валютного кризиса, на другом — направить основные усилия на стабилизацию и укрепление национальной валюты. А на каком-то этапе появляется возможность либерализации валютных связей страны. Но в условиях глобализации экономики и интеграционных процессов, происходящих в мировом хозяйстве, не может быть абсолютно независимой валютной политики в отдельно взятой стране. При установлении принципов взаимоотношений стран неизбежна дискриминация более слабых государств. И этот фактор также влияет на регламентацию валютных отношений между странами.

Валютная политика государства и методы ее осуществления

Валютная политика представляет собой совокупность правовых, организационных и других мер в сфере валютных отношений, осуществляемых государством внутри страны и в международных валютно-кредитных связях в соответствии с текущими и стратегическими целями страны.

Рыночное и государственное регулирование валютных отношений осуществляется параллельно, дополняя друг друга. Рыночное регулирование основано на действии закона о соотношении спроса и предложения валют на валютном рынке. В зависимости от этого устанавливается их курсовое соотношение. Но значительные колебания валютных курсов отрицательно влияют как на национальную, гак и на мировую экономику, приводят к тяжелым социальным последствиям. Государственное регулирование призвано устранять эти негативные последствия.

Валютная политика является составной частью общей экономической политики страны и служит инструментом расширения внешнеэкономической деятельности и мирохозяйственных связей. В зависимости от целей различают текущую и долговременную (структурную) политику.

Задача текущей валютной политики заключается в обеспечении нормального функционирования национальных и международных валютных механизмов, в оперативном регулировании валютного курса, валютных операций, валютного рынка.

Долгосрочная (структурная) валютная политика охватывает довольно продолжительный период времени и представляет собой комплекс мер, направленных на осуществление последовательных изменений таких ключевых элементов валютной системы, как порядок проведения международных расчетов, режим валютных курсов и паритетов, использование золота и резервных валют, международных платежных средств.

Объективными факторами проведения долгосрочной валютной политики являются усиление экономической взаимозависимости национальных хозяйств и изменение их роли в мировом хозяйстве. Основные методы ее реализации — межгосударственные переговоры и соглашения, валютные реформы.

Формы валютной политики

Основными формами валютной политики государства являются: дисконтная, девизная политика и ее разновидность — валютная интервенция, валютные ограничения, регулирование конвертируемости валют, режимов валютного курса, девальвация, ревальвация, диверсификация валютных резервов.

Дисконтная валютная политика

Дисконтная валютная политика как элемент текущей валютной политики государства состоит в использовании учетной ставки процента для регулирования движения инвестиций, балансирования платежных обязательств, для корректировки валютного курса. Системой экономических и правовых мер, применяемых в этих целях, дисконтная политика оказывает воздействие на внутреннюю экономику и сферу международных экономических отношений — на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, на миграцию инвестиций.

Девизная валютная политика

Девизная валютная политика заключается в регулировании путем покупки и продажи иностранной валюты с использованием валютной интервенции, а также в применении валютных ограничений. Валютная интервенция — это метод воздействия государственных органов на курс национальной валюты: в целях его повышения Центральный банк продает иностранную валюту в обмен на национальную, а для снижения скупает иностранную валюту, воздействуя таким образом на соотношение спроса и предложения.

Валютная интервенция

Для покрытия расходов иностранной валюты при проведении интервенции используются официальные золотовалютные резервы либо взаимные кредиты центральных банков по межбанковским соглашениям. В некоторых странах для этого создаются специальные стабилизационные фонды. А с середины 70-х годов практикуется проведение коллективной валютной интервенции центральных банков ряда стран для регулирования курса ведущих валют.

Недостатком валютной интервенции как инструмента воздействия на валютный курс являются огромные затраты, которые не всегда бывают оправданными. Они дают временный результат, но могут и не преодолеть влияния рыночных факторов курсообразования и не привести к стабилизации валютных курсов.

Традиционным элементом валютной политики государства является регулирование режимов валютного курса и конвертируемости валют. Эти вопросы являются объектом как национального, так и межгосударственного регулирования. Органом межгосударственного валютного регулирования является МВФ. В 1978 г. после внесения изменений в Устав Фонд предоставил странам-членам свободу выбора режима валютного курса. Теперь каждая страна самостоятельно решает вопросы, касающиеся установления режима валютного курса национальной валюты и степени се конвертируемости.

Девальвация и ревальвация

Девальвация и ревальвация используются в качестве метода валютной политики в том случае, когда курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным единицам завышен или занижен в сравнении с рыночным. Девальвация — это снижение курса национальной валюты, а ревальвация — повышение ее курса.

Содержание понятий девальвации и ревальвации менялось в связи с изменениями, происходящими в денежно-кредитной и валютной системах. В период золотого стандарта девальвация означала снижение государством официального золотого содержания денежной единицы, а ревальвация — повышение ее золотого содержания. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к краху золотого стандарта. После этого и до отмены золотых паритетов в 1976-1978 гг. девальвация и ревальвация означали изменение не только золотого содержания, но и курса национальных валют по отношению к иностранным валютам.

Изменение курсов национальных валют по отношению к иностранным официально фиксируется в законодательном порядке лишь периодически. В условиях режима плавающих курсов их изменения происходят постоянно, поэтому в течение относительно длительного периода времени может иметь место значительное снижение рыночного курса национальной валюты. Такое длительное по времени и значительное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, происходящее стихийно, также называется девальвацией в современном понимании этого термина.

Дисконтная (учетная) валютная политика

Дисконтная (учетная) политика - изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса - с другой.

Платежный баланс страны - это соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы, и всех ее платежей за границу в течение определенного периода времени (год, квартал, месяц).

В платежном балансе находят стоимостное выражение все внешнеэкономические операции страны. В большинстве стран мира платежный баланс составляется по форме, рекомендованной Международным валютным фондом. Различают: внешнеторговый баланс, баланс услуг и некоммерческих платежей, баланс движения капиталов и кредитов. При этом активный платежный баланс - баланс, в котором поступления превышают платежи. Активное сальдо платежного баланса способствует укреплению экономического положения страны. Пассивный платежный баланс - баланс, в котором платежи превышают поступления. Обычное пассивное сальдо платежного баланса покрывается за счет использования своих валютных резервов либо с помощь иностранных займов и кредитов или ввоза капитала.

Например, при пассивном платежном балансе в условиях относительно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса. Понижая официальную ставку, центральный банк рассчитывает на отлив национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижения курса своей валюты.

В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Это объясняется, прежде всего, противоречивостью ее внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются в целях оживления конъюнктуры, то это отрицательно влияет на платежный баланс, если вызывает отлив капиталов. Повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя. Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов. Регулирование международного движения капиталов и кредитов также ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Отсюда вытекают кратковременность и сравнительно низкая эффективность дисконтной политики. Дисконтная политика ведущих стран, в первую очередь США, отрицательно влияет на конкурентов, которые вынуждены повышать или снижать процентные ставки вопреки национальным интересам. В итоге периодически разгорается война процентных ставок.

Политика кредитной рестрикции (дорогих денег) используется, как правило, в условиях стремительного промышленного бума и роста хозяйственной активности. Ее цель - приостановить процесс активного использования кредита хозяйствующими субъектами и промышленный бум, который часто приводит к перегреву «экономики».

Политика кредитной экспансии (дешевых денег) направлена на стимулирование кредитных операций в расчете на то, что более привлекательные условия кредитования будут способствовать хозяйственной активности, росту производства и привлечению иностранного Капитала.

Повышение учетной ставки стимулирует приток капитала при пассивном платежном балансе, сдерживает отток национального капитала, повышает валютный курс.

В современных условиях эффективность дисконтной политики снижается из-за противоречия между внешнеэкономическими и внутриэкономическими целями. Повышение учетной ставки отрицательно влияет на экономику, находящуюся в состоянии застоя. Это мера, скорее, кратковременная.

Дисконтная политика

Дисконтная политика - это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. Стремясь повысить курс валюты, Центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. Улучшается состояние платежного баланса, повышается валютный курс. Если правительство ставит цель понизить валют­ный курс, Центральный банк снижает учетный процент, капиталы перемещаются в зарубежные страны и в результате курс валют понижается. В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно уменьшается.

Кроме того, изменение процентной ставки не всегда определяет направление международного движения капиталов в силу многофакторности этого процесса. Дисконтная политика ведущих стран, в первую очередь США, периодически порождает войну процентных ставок, т.к. другие страны вынуждены изменять процентные ставки вопреки национальным интересам.

Протекционные меры

Протекционистские меры - это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения - совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются следующие:

Валютная блокада;

Запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты;

Регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг;

Концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.

Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты, к которым МВФ относит доллар США, марку Германии, Японскую иену, Английский фунт стерлингов и Французский франк. В 2006 года в прессе появились сообщения о скорой отмене в Российской Федерации всех имеющихся валютных ограничений и введении с 1 июля 2006 г. полной обратимости российского рубля. Для регулирования определенных законом видов валютных операций Правительству РФ и Банку России были оставлены только три вида валютных ограничений, таких как требование об открытии «Специального сче-та», требование о «Резервировании» и о «Предварительной регистрации». Такие ва-лютные ограничения могли быть установле-ны для предотвращения ухудшения валютной ситуации в стране, под чем подразумевалось существенное сокращение золотовалютных резервов, резкие колебания курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса страны.

Государство достаточно часто манипулирует величиной валютного курса с целью изменения условий внешней торговли страны, используя такие методы валютного регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация.

В принципе девальвация выгодна экспортерам, они получают за вырученную иностранную валюту большую сумму национальной валюты. Выигрывают также должники по задолженности в девальвированной валюте, поскольку реальная сумма долга уменьшается.

Напротив, проигрывают от девальвации национальные импортеры, так как им дороже обходится приобретение необходимой иностранной валюты, и кредиторы, получающие реально меньшую сумму долга. Страны, которые не проводят одновременно с другими девальвацию, теряют от вынужденной ревальвации своей валюты: как экспортеры, они получают меньше при обмене девальвированной иностранной валюты на собственную подорожавшую валюту; как кредиторы, она получают от должника номинально неизменную, а реально меньшую сумму в девальвированной валюте; как владельцы наличной девальвированной валюты. Но они выигрывают как импортеры, поскольку им теперь дешевле обходится приобретение девальвированной валюты для оплаты товаров, и как должники, так как меньше приходится затрачивать национальной валюты на погашение суммы долга.

Девальвация в принципе способствует притоку капиталов, ревальвация, напротив, поощряет отлив краткосрочных капиталов после выравнивания «курсового перекоса».

Тема 2: Валютная политика и валютное регулирование

Общие сведения

1. Сущность и формы валютной политики

2. Международные и региональные организации, регулирующие валютные отношения

3. Валютное регулирование в России

4. Валютный контроль в России

Для самооценки знаний по теме необходимо ответить на вопросы:

1. Что представляет собой валютная политика и каковы ее задачи?

2. Какие основные формы валютной политики используются в мировой практике?

3. В чем сущность дисконтной валютной политики?

4. Каким образом проводится девизная валютная политика?

5. С какой целью осуществляется диверсификация валютных резервов страны?

6. Каковы цели валютных ограничений?

7. Какие меры могут приниматься в рамках валютных ограничений?

8. Каковы возможные формы валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса и по финансовым операциям?

9. В чем состоят основные предпосылки введения конвертируемости национальной валюты?

10. Какие режимы валютных курсов используются в настоящее время в мировой практике?

11. Что означают девальвация и ревальвация валюты и для чего они используются?

12. Каковы особенности современной валютной политики России?

13. Каковы основные направления деятельности МВФ?

14. В чем сущность международной расчетной единицы SDR и каким образом рассчитывается ее курс?

15. Каковы основные направления деятельности европейской системы центральных банков в реализации валютной политики?

16. Какова нормативная база валютного регулирования в РФ?

17. Какие организации являются органами валютного регулирования в РФ?

18. Что в ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” отнесено к валютным ценностям?

20. Какие операции по ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” признаются валютными?

21. Какие основные виды валютных ограничения установлены ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”?

22. Какие правила установлены для вывоза наличной иностранной валюты из РФ?

23. Каким образом осуществляется обязательная продажа части валютной выручки?

24. Каковы цели и основные направления валютного контроля в РФ?

25. Какие организации являются органами и агентами валютного контроля в РФ?

26. Каковы обязанности агентов валютного контроля?

Сущность и формы валютной политики

Валютная политика представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере валютных отношений для достижения целей экономической политики страны.

Задачи и формы валютной политики определяются состоянием экономики страны и ее ролью в мировом хозяйстве. На разных этапах развития страны задачами валютной политики могут быть:

· полное регулирование валютных отношений;

· обеспечение желаемой динамики курса национальной валюты;

· либерализация валютных отношений;

· переход к частичной, а затем к полной конвертируемости национальной валюты и др.

Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. В зависимости от целей и сроков осуществления валютная политика делится на структурную и текущую.

Структурная валютная политика - совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в валютной системе и реализуемых в форме валютных реформ.

Текущая валютная политика связана с осуществлением краткосрочных мер оперативного регулирования валютного курса, валютного рынка и валютных операций.

В мировой практике используются следующие основные формы валютной политики :

· дисконтная валютная политика;

· девизная валютная политика;

· диверсификация валютных резервов;

· использование валютных ограничений;

· регулирование степени конвертируемости валюты и режима валютного курса;

· девальвация или ревальвация национальной валюты.

Дисконтная валютная политика

Дисконтная валютная политика связана с изменением учетной ставки центрального банка, по которой он покупает (переучитывает) дисконтные долговые обязательства у коммерческих банков, с целью регулирования валютного курса. Если центральный банк стремится снизить курс национальной валюты, он снижает свою учетную ставку, Снижение учетной ставки, являющейся индикатором доходности финансового рынка страны, стимулирует отток иностранного капитала, снижение спроса на национальную валюту и падение ее курса. Для роста курса национальной валюты центральный банк может повысить учетную ставку, что приведет к повышению доходности национального финансового рынка, стимулирует приток иностранного капитала, увеличение спроса на национальную валюту и рост ее курса. В практике проведения валютной политики развитых стран такая ее форма существенно влияет на изменение курсов национальных валют.

Учетная (дисконтная) политика

Учетная политика, будучи составной частью государственной процентной политики, является важным инструментом денежно-кредитного регулирования, основные направления которой разрабатываются и реализуются Центральным банком. Учетная политика проводится Центральным банком посредством установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию (переучету ценных бумаг) и ставки по рефинансированию (кредитованию банковских учреждений).

Ставка по рефинансированию, или уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые Центральным банком другим банкам, несколько выше учетной ставки (на 0,5-2 процентных пункта), так как ссудные операции банков (ломбардный, бланковый, контокоррентный и другие виды кредитов) являются более дорогими, чём торгово-комиссионные (покупка ценных бумаг). Поэтому коммерческие банки прибегают к получению межбанковских кредитов после того, как использованы все возможности по переучету ценных бумаг.

Центральные банки устанавливают несколько официальных учетных ставок в зависимости от срока, надежности, "классности" и т.д., равно как и несколько ставок по ломбардному кредиту, исходя из вида обеспечения, сроков и прочих условий.

Регулируя уровень ставок по рефинансированию и редисконтированию, Центральный банк влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и возможность расширять масштабы операций с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем Центрального банка.

Величина процентных ставок Центрального банка не обязательно должна изменяться в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок коммерческих банков. Она может отклоняться от нее в ту или иную сторону. Однако установление и объявление Центральным банком уровня официальных ставок процента является для коммерческих банков одним из главных индикаторов, характеризующих основные направления политики Центрального банка в области контроля за динамикой денежной массы.

Изменяя уровень официальных ставок, в зависимости от приоритетов экономического развития, Центральный банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем:

  • 1. изменения стоимости предоставляемых кредитов;
  • 2. регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность и объем денежной массы в стране;
  • 3. предоставляет кредитным институтам экстренную финансовую помощь;
  • 4. поддерживает ликвидность банковской системы в целом.

В период проведения жесткой рестрикционной политики Центральный банк индексирует величину официальных ставок:

  • 1. устанавливает "надбавку" к их обычному уровню;
  • 2. ужесточает условия учета и переучета векселей:
    • - повышает требования к качеству векселей;
    • - устанавливает ограничения контрагентов переучета;
    • - вводит лимиты переучета (например, запрещение учета векселей неперспективных отраслей) и т.д.

Стимулирование конъюнктуры достигается обратными мерами.

При реализации установленных направлений учетной политики Центральный банк может использовать как косвенные, так и прямые методы регулирования деятельности банков. Это осуществляется посредством установления как базовых процентных ставок (по учетным операциям, по ломбардному и банковскому кредиту), так и количественных ограничений в отношении размеров и видов ценных бумаг, принимаемых к переучету Центральным банком и под залог которых он может предоставлять кредит коммерческим банкам.

Например, учетную политику Центральный банк осуществляет либо путем установления официальной ставки по редисконтированию ценных бумаг (косвенный метод), либо при помощи изменения условий их переучета (прямой метод) -- контингентирование, квотирование и т.д. Политика рефинансирования Центральным банком коммерческих банков может включать регулирование величины процентных ставок и банковской ликвидности посредством установления базовой ставки по централизованным кредитам (косвенный метод), а также прямых ограничений для отдельных банков (их групп) в отношении их величины, видов, сроков и других условий их предоставления (прямой метод).

При проведении государственной политики Центральный банк также использует не только экономические инструменты (изменение уровня официальных ставок), но и административные -- прямой контроль над рыночными ставками коммерческих банков, директивное определение кредитной маржи (разница между средними процентными ставками по активным и пассивным операциям), установление верхней границы процентных ставок по отдельным видам кредитов или их фиксированного отношения к официальным ставкам и т.д.

Предоставление дисконтного и ломбардного кредита. Дисконтный (учетный) кредит предоставляется на срок до трех месяцев. Причем в этом случае дисконтная (учетная) политика оказывает воздействие не только на динамику процентных ставок по краткосрочным кредитам, но и среднесрочным и долгосрочным. Максимальный срок предоставления ломбардного кредита также в большинстве случае не превышает трех--шести месяцев. Кроме того, устанавливается минимальный размер покрытия при предоставлении ломбардного кредита. Например, в отношении казначейских векселей ломбардный кредит может быть предоставлен на сумму, равную 90 % номинальной стоимости данных ценных бумаг.

К переучету, а также в качестве залога при предоставлении ломбардного кредита могут быть приняты лишь ценные бумаги, "качество" которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных стран в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения -- не более.3 месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.

В целях регулирования размеров денежно-кредитной экспансии коммерческих банков Центральный банк, как для банковского сектора в целом, так и для каждого коммерческого банка в отдельности, устанавливает определенные квоты переучета государственных ценных бумаг, а также условия предоставления ломбардного кредита, которые могут меняться в зависимости от направлений денежно-кредитной политики на конкретном историческом этапе и ситуации на денежном рынке страны.

Отечественный опыт проведения учетной политики.

В нашей стране с переходом к двухуровневой банковской системе (1988 г.) Центральными банками СССР и России в качестве экономического инструмента регулирования банковской деятельности использовалось установление официальной ставки по рефинансированию, предоставление коммерческим банкам ссуд под залог ценных бумаг, а также контокоррентного кредита по резервно-корреспондентскому счету не практиковалось. Это связано, с одной стороны, с отсутствием резервно-корреспондентских счетов с клиринговым режимом работы, с другой стороны -- полноценного рынка ценных бумаг, неразвитости вексельного обращения. В этих условиях по мере развития данных операций в качестве ценных бумаг, принимаемых к переучету в Центральном банке, в ближайшее время могут использоваться лишь государственные ценные бумаги или ценные бумага, гарантированные государством. Наилучшим образом этим целям отвечают краткосрочные казначейские векселя, выпускаемые в форме записей на счетах, которые должны составлять один из важных элементов в составе наиболее ликвидных активов коммерческих банков.

Что касается практики предоставления бланковых кредитов Центрального банка, то начиная с конца 80-х годов до 1990 г. процентные ставки по рефинансированию устанавливались дифференцированно для различных групп банковских учреждений; для коммерческих банков устанавливались лимиты централизованных бланковых ссуд в размере от 50 до 75 % уставного фонда или собственных средств.

По отношению к коммерческим банкам Центральный банк применял преимущественно косвенные методы регулирования уровня процента, к государственным спецбанкам -- в основном прямые. Так, если на протяжении 1988-1989гг процентная ставка по централизованным ресурсам дифференцировалась для коммерческих банков, исходя из многих факторов, и колебалась от 5 до 7 %, то для спецбанков ставки были жестко фиксированы независимо от класса конкретного пользователя ссудой, срока кредита и состояния денежного рынка. Уровень процентных ставок по активным операциям спецбанков устанавливается директивно, в то время как коммерческие банки определяли его самостоятельно.

В итоге в конце 80-х годов преобладающей формой движения кредитных ресурсов среди государственных банков осталась система их ведомственного распределения при административном управлении уровнем ставки по рефинансированию. Рынок кредитных ресурсов формировали только коммерческие банковские структуры. Спецбанкам кредитные ресурсы фондировались также по резко дифференцированным ставкам.

С 1990 г. осуществлен переход от отраслевого (ведомственного) планирования к территориальному распределению кредитных ресурсов через региональные учреждения Центрального банка. Ставка по рефинансированию как для трансформированных спецбанков, так и для вновь созданных коммерческих банков составляла в 1990г. 6 %, в первом полугодии 1991 г.--8, во втором--12 %. По мере расширения состава институциональных участников рынка кредитных ресурсов (включение в него всех банковских учреждений второго уровня) относительно уменьшилась доля централизованных кредитов в общем объеме межбанковских ссуд (с 93 до 46 %), которыми пользуются коммерческие банки, что ослабляло влияние официальных ставок на формирование рыночной цены процента, которая складывалась под воздействием высокого уровни спроса на межбанковский кредит и достигла во втором полугодии 1991г. 17-20 %.

В 1992 г. Центральным банком России введена единая ставка по рефинансированию всех банковских институтов второго уровня в размере 20 % годовых, а затем повышена до 80 %. Действовавшее в 1991 г. 25-процентное ограничение ставок процента коммерческих банков по активным кредитным операциям отменено.

Среди регулирования денежно-кредитной сферы Центробанками особое место принадлежит учетной ставке, которая является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (и в зависимости от его состояния может меняться в течение года). В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определенную направленность движению кредита по горизонтали (банк-заемщик) и по вертикали (Центробанк - коммерческий банк). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; ее изменение по предоставленным Центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.

Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, т.е. политика «дорогих денег» ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика «дешевых денег», наоборот, выступает фактором развертывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.