Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

» » Цифровое неравенство и пути его преодоления. Сократит ли интернет неравенство между людьми

Цифровое неравенство и пути его преодоления. Сократит ли интернет неравенство между людьми


Неравенства в математике играют заметную роль. В школе в основном мы имеем дело с числовыми неравенствами , с определения которых мы начнем эту статью. А дальше перечислим и обоснуем свойства числовых неравенств , на которых базируются все принципы работы с неравенствами.

Сразу отметим, что многие свойства числовых неравенств аналогичны . Поэтому, излагать материал будем по такой же схеме: формулируем свойство, приводим его обоснование и примеры, после чего переходим к следующему свойству.

Навигация по странице.

Числовые неравенства: определение, примеры

Когда мы вводили понятие неравенства, то заметили, что неравенства часто определяют по виду их записи. Так неравенствами мы назвали имеющие смысл алгебраические выражения, содержащие знаки не равно ≠, меньше <, больше >, меньше или равно ≤ или больше или равно ≥. На основе приведенного определения удобно дать определение числового неравенства:

Встреча с числовыми неравенствами происходит на уроках математики в первом классе сразу после знакомства с первыми натуральными числами от 1 до 9 , и знакомства с операцией сравнения. Правда, там их называют просто неравенствами, опуская определение «числовые». Для наглядности не помешает привести пару примеров простейших числовых неравенств из того этапа их изучения: 1<2 , 5+2>3 .

А дальше от натуральных чисел знания распространяются на другие виды чисел (целые, рациональные, действительные числа), изучаются правила их сравнения, и это значительно расширяет видовое разнообразие числовых неравенств: −5>−72 , 3>−0,275·(7−5,6) , .

Свойства числовых неравенств

На практике работать с неравенствами позволяет ряд свойств числовых неравенств . Они вытекают из введенного нами понятия неравенства. По отношению к числам это понятие задается следующим утверждением, которое можно считать определением отношений «меньше» и «больше» на множестве чисел (его часто называют разностным определением неравенства):

Определение.

  • число a больше числа b тогда и только тогда, когда разность a−b является положительным числом;
  • число a меньше числа b тогда и только тогда, когда разность a−b – отрицательное число;
  • число a равно числу b тогда и только тогда, когда разность a−b равна нулю.

Это определение можно переделать в определение отношений «меньше или равно» и «больше или равно». Вот его формулировка:

Определение.

  • число a больше или равно числу b тогда и только тогда, когда a−b – неотрицательное число;
  • число a меньше или равно числу b тогда и только тогда, когда a−b – неположительное число.

Данные определения мы будем использовать при доказательстве свойств числовых неравенств, к обзору которых мы и переходим.

Основные свойства

Обзор начнем с трех основных свойств неравенств. Почему они основные? Потому, что они являются отражением свойств неравенств в самом общем смысле, а не только по отношению к числовым неравенствам.

Числовым неравенствам, записанным с использованием знаков < и >, характерно:

Что касается числовых неравенств, записанных при помощи знаков нестрогих неравенства ≤ и ≥, то они обладают свойством рефлексивности (а не антирефлексивности), так как неравенства a≤a и a≥a включают в себя случай равенства a=a . Также им свойственны антисимметричность и транзитивность.

Итак, числовые неравенства, записанные при помощи знаков ≤ и ≥, обладают свойствами:

  • рефлексивности a≥a и a≤a – верные неравенства;
  • антисимметричности, если a≤b , то b≥a , и если a≥b , то b≤a .
  • транзитивности, если a≤b и b≤c , то a≤c , а также, если a≥b и b≥c , то a≥c .

Их доказательство очень похоже на уже приведенные, поэтому не будем на них останавливаться, а перейдем к другим важным свойствам числовых неравенств.

Другие важные свойства числовых неравенств

Дополним основные свойства числовых неравенств еще серией результатов, имеющих большое практическое значение. На них основаны методы оценки значений выражений, на них базируются принципы решения неравенств и т.п. Поэтому целесообразно хорошо разобраться с ними.

В этом пункте свойства неравенств будем формулировать только для одного знака строгого неравенства, но стоит иметь в виду, что аналогичные свойства будут справедливы и для противоположного ему знака, а также для знаков нестрогих неравенств. Поясним это на примере. Ниже мы сформулируем и докажем такое свойство неравенств: если a

  • если a>b , то a+c>b+c ;
  • если a≤b , то a+c≤b+c ;
  • если a≥b , то a+c≥b+c .

Для удобства представим свойства числовых неравенств в виде списка, при это будем давать соответствующее утверждение, записывать его формально с помощью букв, приводить доказательство, после чего показывать примеры использования. А в конце статьи сведем все свойства числовых неравенств в таблицу. Поехали!

    Прибавление (или вычитание) любого числа к обеим частям верного числового неравенства дает верное числовое неравенство. Другими словами, если числа a и b таковы, что a

    Для доказательства составим разность левой и правой частей последнего числового неравенства, и покажем, что она отрицательна при условии a(a+c)−(b+c)=a+c−b−c=a−b . Так как по условию a

    На доказательстве этого свойства числовых неравенств для вычитания числа c не останавливаемся, так как на множестве действительных чисел вычитание можно заменить прибавлением −c .

    Например, если к обеим частям верного числового неравенства 7>3 прибавить число 15 , то получится верное числовое неравенство 7+15>3+15 , что то же самое, 22>18 .

    Если обе части верного числового неравенства умножить (или разделить) на одно и то же положительное число c, то получится верное числовое неравенство. Если обе части неравенства умножить (или разделить) на отрицательное число c , и изменить знак неравенства на противоположный, то получится верное неравенство. В буквенном виде: если для чисел a и b выполняется неравенство ab·c.

    Доказательство. Начнем со случая, когда c>0 . Составим разность левой и правой частей доказываемого числового неравенства: a·c−b·c=(a−b)·c . Так как по условию a0 , то произведение (a−b)·c будет отрицательным числом как произведение отрицательного числа a−b на положительное число c (что следует из ). Следовательно, a·c−b·c<0 , откуда a·c

    На доказательстве рассмотренного свойства для деления обеих частей верного числового неравенства на одно и то же число c не останавливаемся, так как деление всегда можно заменить умножением на 1/c .

    Покажем пример применения разобранного свойства на конкретных числах. Например, можно обе части верного числового неравенства 4<6 умножить на положительное число 0,5 , что дает верное числовое неравенство −4·0,5<6·0,5 , откуда −2<3 . А если обе части верного числового неравенства −8≤12 разделить на отрицательное число −4 , и изменить знак неравенства ≤ на противоположный ≥, то получится верное числовое неравенство −8:(−4)≥12:(−4) , откуда 2≥−3 .

    Из только что разобранного свойства умножения обеих частей числового равенства на число следуют два практически ценных результата. Так их и сформулируем в виде следствий.

    Все разобранные выше в этом пункте свойства объединяет то, что сначала дано верное числовое неравенство, и из него посредствам некоторых манипуляций с частями неравенства и знаком получается другое верное числовое неравенство. Сейчас мы приведем блок свойств, в которых изначально дано не одно, а несколько верных числовых неравенств, а новый результат получается из их совместного использования после сложения или умножения их частей.

    Если для чисел a , b , c и d справедливы неравенства a

    Докажем, что (a+c)−(b+d) – отрицательное число, этим будет доказано, что a+c

    По индукции это свойство распространяется на почленное сложение трех, четырех, и, вообще, любого конечного числа числовых неравенств. Так, если для чисел a 1 , a 2 , …, a n и b 1 , b 2 , …, b n справедливы неравенства a 1 a 1 +a 2 +…+a n .

    Например, нам даны три верных числовых неравенства одного знака −5<−2 , −1<12 и 3<4 . Рассмотренное свойство числовых неравенств позволяет нам констатировать, что неравенство −5+(−1)+3<−2+12+4 – тоже верное.

    Можно почленно умножать числовые неравенства одного знака, обе части которых представлены положительными числами. В частности, для двух неравенств a

    Для доказательства можно умножить обе части неравенста a

    Указанное свойство справедливо и для умножения любого конечного числа верных числовых неравенств с положительными частями. То есть, если a 1 , a 2 , …, a n и b 1 , b 2 , …, b n – положительные числа, причем a 1 a 1 ·a 2 ·…·a n .

    Отдельно стоит заметить, что если в записи числовых неравенств содержатся неположительные числа, то их почленное умножение может приводить к неверным числовым неравенствам. Например, числовые неравенства 1<3 и −5<−4 – верные и одного знака, почленное умножение этих неравенств дает 1·(−5)<3·(−4) , что то же самое, −5<−12 , а это неверное неравенство.

    • Следствие. Почленное умножение одинаковых верных неравенств вида a

В заключение статьи, как и было обещано, соберем все изученные свойства в таблицу свойств числовых неравенств :

Список литературы.

  • Моро М. И. . Математика. Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. (Первое полугодие) / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова.- 6-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 112 с.: ил.+Прил. (2 отд. л. ил.). - ISBN 5-09-014951-8.
  • Математика : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - 21-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2007. - 280 с.: ил. ISBN 5-346-00699-0.
  • Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. - 16-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 271 с. : ил. - ISBN 978-5-09-019243-9.
  • Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. - 11-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 215 с.: ил. ISBN 978-5-346-01155-2.

Подключить оставшиеся две трети человечества к интернету - один из главных вызовов современности. Отсутствие возможности у почти 5 миллиардов жителей Земли свободно получать, пользоваться и распространять информацию - общемировая проблема, которая влияет на экономическое и политическое развитие всей планеты. Apparat решил разобраться, как обстоят дела с цифровым неравенством в России.

Вы - члены информационного общества, одной из главных ценностей которого является наличие доступа к знаниям. В несколько кликов вы можете записаться на месячный онлайн-курс под скромным названием How to Change the World , или прочитать в «Википедии» статью о буйствующем сейчас в Африке смертоносном вирусе Эбола , или начать делать свой Facebook. Вы можете не делать ничего, посмотрев вместо этого подборку селфи красивых подруг футболистов .

Цифровое неравенство
Цифровое неравенство - это ситуация, когда у какой-то группы людей отсутствует возможность доступа к современным информационным технологиям. При этом цифровое неравенство может существовать как в масштабах всей планеты, так и в масштабах страны или даже города. Цифровое неравенство особенно опасно тем, что дополнительно увеличивает и без того заметное конкурентное преимущество богатых слоёв населения перед бедными слоями населения, исключая последних из современной информационной экономики.

Но у вас есть огромное конкурентное преимущество перед людьми, у которых нет компьютеров, смартфонов и интернета: перед ними подобный выбор не стоит в принципе. Именно поэтому ещё в конце XX века ООН официально признала появление в нашей реальности принципиально нового критерия общественной дискриминации - цифрового неравенства.

Ликвидируя цифровое неравенство, мы можем способствовать экономическому и политическому развитию в конкретных регионах планеты - там будут возникать новые сектора экономики, увеличиваться степень участия людей в публичной политике. В России за последнее десятилетие темпы прироста пользователей интернета достаточно внушительны, но всё равно недостаточны: пока только меньшинство людей в нашей стране может использовать Сеть в своих целях.

Проникновение интернета по регионам России:

Процент пользователей интернета от числа жителей каждого федерального округа. Больше половины населения страны не пользуется интернетом. Источник: Фонд общественного мнения

населения России не пользуются интернетом

Это значит, что около 85 миллионов россиян не получают электронных писем, не читают Twitter и не зарегистрированы в «Одноклассниках». Среди них есть те, кто не имеет физической или экономической возможности подключиться, и те, кто просто не интересуется новыми технологиями. Для сравнения: в Норвегии, Голландии, Исландии, Дании, Швеции, Люксембурге интернет есть более чем у 90 % пользователей. Зато по абсолютному количеству интернет-пользователей многонаселённая Россия вышла на первое место в Европе - по данным 2012 года, их в России было почти 68 миллионов человек.

населённых пунктов в принципе не могут быть подключены к Сети

Это значит, что жители, при всём желании, имея финансовую возможность платить за трафик, не могут подключиться к интернету. Интернета нет ни в школах, ни в библиотеках, ни на почте - нигде в городе. В интернет нельзя выйти и через мобильные устройства. К этим городам до сих пор не подведены необходимые коммуникации. Более того, в России есть населённые пункты, в которых отсутствует даже голосовая сотовая связь, - это 1343 малых городов, сёл и деревень.

cемей с доходом менее 12 тысяч рублей не имеют доступа к интернету

Доступ к Сети напрямую связан с доходами людей. Среди российских семей, которые получают более 45 тысяч рублей в месяц, только 21 % не выходят в Сеть. Проблема усугубляется тем, что цена на интернет в отдалённых регионах страны повышается в разы. Жители Дальнего Востока в среднем платят за доступ примерно в 14 раз больше, чем москвичи.

ВВП России приходится на интернет-экономику

Несколько дней по рунету гуляет перевод статьи из одной из влиятельнейших газет мира New York Times о том, что потребление цифровых услуг - это признак бедности.

О том, почему это утверждение не соответствует действительности, очень хорошо написал в ЖЖ популярный блогер Дмитрий Чернышев:

«Я сначала процитирую несколько особенно хлестких абзацев оттуда, а потом объясню, почему на самом деле все гораздо интереснее.

«Вы бедный, если ваш врач консультирует вас по интернету, а не в ходе личной встречи.

Бедный, если ваши дети учатся онлайн, а не у оффлайновых преподавателей.

Бедный, если покупаете товары онлайн, а не в красивом магазине в центре города.

Для бедных существует гигантский рынок сексуальных услуг онлайн, где жители третьего мира продают эротические фантазии бедным гражданам мира первого, которые в состоянии потратить на это лишние десять долларов.

Тот факт, что богатые предпочитают старомодных тьюторов, личных тренеров и поваров, а не Coursera или доставку еды через смартфон, ни для кого не секрет. Но автора статьи Нелли Боулерз идет дальше и заявляет, что происходит "люксеризация" человеческих отношений.

Если вы по-прежнему получаете услуги от живых людей или имеете возможность общаться с ними, значит скорее всего вы представитель новой элиты, престижное потребление которой заключается в отказе от цифровых услуг в пользу оффлайновых.

Бедные покупают в кредит айфон, богатые отказываются от смартфонов. Бедные стараются сделать так, чтобы их дети умели пользоваться компьютерами, богатые предлагают своим наследникам частные школы, где обучение строится на общении между людьми. Если тридцать лет назад обладание персональным компьютером было признаком роскоши, то сегодня жизнь, проведенная перед экраном - это признак вашей неуспешности в жизни.

Потом Боулерз сбивается на довольно спорные утверждения о том, что взросление с гаджетами вредит когнитивному развитию детей и утверждает, что на стороне IT-корпораций в этой дискуссии выступают многочисленные недобросовестные психологи».

На самом деле перед нами не обличение пороков нового мира, а признание о капитуляции старого – теплого и лампового.

И вот, почему:

Теплый ламповый мир был построен на тщательном соблюдении иерархии. Неважно, какой. В мире тресковой икры будет особо цениться красная и черная икра, а в мире красной и черной икры деликатесом станет «икра заморская (облизывается) баклажанная». При появлении первых электронных часов они становятся показателям статуса, а когда электроники станет много, будут цениться настоящие механические часы. Так алюминий стоил когда-то огромных денег, а потом из него стали штамповать ложки. Интересно, как часто понятия роскошь и богатство пересекаются с понятием бесполезное. Ламборгини в Москве или золотой унитаз – это апофеоз глупости.

Эта иерархия ценностей создает у богатых людей иллюзию того, что уж им то доступно самое лучшее. Это прививает людям глупейшую мысль, что ужин в самом дорогом ресторане с самым дорогим шампанским с самой дорогой проституткой может доставить человеку в сто раз больше удовольствия, чем посиделки с друзьями дома за хорошим разговором и бутылкой простого красного македонского вина.

И вот на наших глазах этот мир начинает разрушаться. Искусственный жемчуг ничем не отличается от настоящего. Эксперты не в состоянии отличить искусственные алмазы от настоящих. Люди начинают получать услуги стоимостью в миллиарды долларов практически бесплатно. Вы хотя бы представляете, какой колоссальный объем работы выполняет в реальном времени ваш навигатор? Сколько технологий работает в вашем мобильном телефоне?

И вот богатые люди пытаются выстроить новую иерархию ценностей, которая отличала бы их от простых смертных. Завтра лучшее в мире мясо будет выращиваться в пробирке, но они будут доказывать всем, что настоящее мясо может быть только натуральным. Только мясо крокодила, которого кормили девственными кроликами, выращенными на лугах Бразилии без ГМО. Хотя на самом деле на слепых тестах никто не сможет отличить настоящую японскую мраморную говядину от синтетической.

Завтра будут сделаны молекулярные копиры, которые смогут делать любому желающему копию Рембрандта, не отличающуюся от оригинала ни единым атомом, но миллиардеры будут уверять всех, что только их оригинал обладает духом и аурой настоящего голландца, а копии – это для нищебродов. Так хреновые верующие стремятся обязательно попасть в особые намоленные места – в Иерусалим, на Афон или в Ватикан, а настоящие верующие могут испытывать религиозный восторг при виде придорожного одуванчика, увидев в нем красоту Господа.

Мы все это уже проходили. Настоящий звук возможен только на виниле и только от колонок с золотыми проводами. Настоящее кино можно снимать только на пленку. Настоящая японская кухня есть только в одном нью-йоркском ресторане.

Элита вчера точно так же защищала необходимость лифтеров в лифте и швейцаров на входе. Теплых и ламповых. А фотоэлемент – это удел нищебродов. Скажите, сильно ли вы тоскуете по отсутствию живого контакта с лифтером?

А завтра их журналисты будут писать статьи доказывающие, что водитель с продавцом и официантом обязательно должны быть живыми, а машины без водителя, магазины без продавцов и рестораны без официантов – удел нищебродов. Вы, правда, будете скучать без контакта со сферой обслуживания?

Завтра искусственный интеллект будет в сто раз лучше, точнее и быстрее живого врача, но элита будет прославлять теплых и ламповых дипломированных врачей.

Кто тут недоволен онлайн-порнографией и считает, что это удел бедняков?

Вот нейросеть , которая генерирует лица людей. Вы не сможете отличить их от настоящих. Завтра нейросеть возьмет на себя генерацию порнографии. На любой вкус, цвет и размер. Но элита будет требовать теплых и ламповых порнозвезд. Якобы, сгенерированные «не вставляют». Странно, что они не требуют, чтобы в кино убивали людей по-настоящему. Иначе «не вставляет».

Не бойтесь цифры, это только носитель. Сильное стихотворение, прочитанное с экрана мобильника, может вставить сильнее, чем отборный кокаин, привезенный прямым дипломатическим рейсом из Венесуэлы. Не верьте колумнисту Нью-Йорк Таймс, она получает много денег и пытается защитить свою иерархию ценностей.

А мы построим на ее обломках новую. С теплыми и ламповыми настоящими друзьями.»

Федеральное агентство связи

Государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирский Государственный Университет

Телекоммуникации и Информатики»

Кафедра СПП

Реферат на тему:

««Цифровое неравенство» как проблема становления информационного общества»

Выполнил:

студентка гр. ИВ-14

Шулбаева Е.И.

Проверил:

Гилев А.Ю.

Новосибирск, 2014

    Введение.....................................................................................................................................3

    Понятие «цифровое неравенство»........................................................................................4

    Определение цифрового неравенства...................................................................................5

    Основные причины возникновения социальных дистанций в информационной сфере.............................................................................................................................................6

    Литература..................................................................................................................................18

Введение

Информационное общество отражает сегодня проблемы социальных отношений: имея огромный внутренний демократический потенциал, позволяя сделать открытым для граждан любое государственное учреждение или частную компанию благодаря обнародованию разнообразных сведений и организации доступа к ним, это общество, как и традиционные, оказалось неоднородным, поделенным на страты, на богатых и бедных. Граница пролегает теперь между теми, кто располагает техническими возможностями и необходимым образовательным уровнем для пользования интернетом, и теми, кто из-за отсутствия средств на приобретение компьютеров и низкой квалификации в области информационных технологий не имеет выхода в глобальную Сеть. Это неравенство проявляет себя и в использовании новой телефонии, и в получении сведений из различных источников информации, в том числе и из прессы, чья розничная цена недоступна для широкого круга покупателей.

В последнее время разрыв между богатыми и бедными в сфере информации стал все больше и больше обусловливаться технологическими характеристиками, когда быстрое распространение средств коммуникации стало охватывать лишь некоторые слои пользователей, в то время как прочие вынуждены довольствоваться стремительно устаревающей техникой. Этот разрыв получил название цифрового, или информационного, неравенства.

Но если при выборе компьютера, телевизора или радиоприемника или покупке мобильного телефона речь идет о возможностях конкретного человека, то технологический разрыв означает отставание целых государств и континентов от тех, которые вырвались вперед. В век, когда информация определяет развитие производственных мощностей, воздействует на экономику и политику, цифровое неравенство оборачивается новыми социальными проблемами для тех стран, чей экономический и интеллектуальный потенциал и так не был высок. Из-за этого бедные становятся еще беднее, а богатые еще богаче. По оценкам мировых исследовательских организаций, на долю развивающихся стран приходится не более 15% пользователей информационно-коммуникационных технологий (включая интернет).

В докладе, подготовленном исследовательской группой по цифровым возможностям, которая была создана по решению лидеров ведущих стран мира – «Большой восьмерки» (в ее работе автор принимал участие), экспертами отмечались цифровые неравенства, возникающие даже в развитых странах.

Эти разрывы есть в использовании информационных технологий между старшим и младшим поколениями, мужчинами и женщинами, малым и большим бизнесом, жителями городов и удаленных территорий, между странами, регионами и даже цивилизациями. Требует своего осмысления и тенденция отказа некоторых социальных групп, располагающих финансовыми и образовательными возможностями, от пользования интернетом, обращения к новым технологиям. За ней стоят просчеты государственной политики, которая пока не способствует утверждению соответствующих времени способов взаимодействий людей в виртуальном пространстве.

Проблема очень актуальна и для России, поскольку наши усилия в строительстве информационного общества серьезно ограничены экономическими ресурсами. Падение тиражей российской прессы в 90-х годах свидетельствовало о том, что низкая покупательная способность граждан не позволяет им быть в курсе событий, получать необходимую информацию. Этот же фактор мешал компьютеризации. Сегодня мы замыкаем список развитых в экономическом отношении стран по количеству пользователей интернетом, хотя их количество растет и, как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, сегодня, по оценкам, около 10 млн. человек в России пользуются интернетом.

Цифровое неравенство подчас делает Россию неконкурентоспособной в сфере бизнеса, образования, рационального использования трудовых ресурсов.

Усилия нашего государства для решения этой проблемы направлены на создание необходимой информационной инфраструктуры, внедрения техники и технологий нового поколения, повышения грамотности населения. В январе 2002 года Правительством Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)» .

Однако проблема имеет глобальный характер. Представители Российской Федерации входят в международные организации, работающие над созданием концепции преодоления технологического разрыва между странами3 . Особенно ценным представляется опыт Целевой группы по информационным и коммуникационным технологиям ООН, которая на уровне Объединенных Наций разрабатывает меры преодоления цифрового неравенства. Его обобщение также является актуальным.

Число пользователей интернета растет во всем мире. Однако, как показали результаты исследования Олеси Волченко "Динамика цифрового неравенства в России" , в то же время растет и неравенство, связанное с использованием интернета как источника информации.

Кто выбирает жизнь в виртуальном пространстве

Повсеместность интернета в России пока является иллюзией, если не говорить о самых молодых группах населения. Однако дело не только в проценте пользователей, но и в целях выхода в виртуальное пространство. Это один из показателей цифрового неравенства.

Цифровое неравенство - это неравенство в доступе к интернету, а также в целях его использования. Неравенство в доступе постепенно уменьшается, все больше людей имеют возможность выхода в Сеть. Однако неравенство в целях только набирает обороты. В то время как опытные и образованные пользователи повышают с помощью интернета уровень своих знаний, начинающие видят в нем, главным образом, источник развлечений.

Полученные результаты подтвердили, что активнее пользуются интернетом люди с более высоким уровнем образования и дохода и, само собой разумеется, молодежь. Помимо этого, жители Москвы чаще провинциалов ведут "сетевой" образ жизни. Гендерных различий в охвате интернет-сетью результаты исследования не показали.

По данным Всемирного банка, в 2011 году в России интернетом пользовались 49 человек из 100, а в конце 2012 года - 64 человека. Прирост составил 15%, и это наи­более резкий скачок числа пользователей за всю историю распространения ин­тернета.

Исследователь выяснила, что жизнь в виртуальном пространстве стала одинаково доступна людям с разным уровнем достатка. Причем рост числа пользователей в последние годы произошел за счет граждан со средним образованием, жителей провинциальных городов и старших возрастов.

Зачем россияне выходят в Сеть

Молодежь чаще, чем люди старшего возраста, использует интернет в качестве источника информации, выяснила* исследователь. Также и высокообразованные и более состоятельные россияне чаще, чем менее образованные и хуже обспеченные, ищут в Сети информацию, а не развлечения. Географическое разделение тоже присутствует: по сравнению с москвичами, жители других городов и сел реже выходят во всемирную паутину за полезными сведениями. Заметны и гендерные отличия: за новостями и важной информацией в Сеть чаще заходят мужчины. Интересно, что с 2011 по 2013 годы разрыв между разными группами (по целям использования интернета) увеличился.

В целом только 25% респондентов подтвердили, что используют интернет, чтобы следить за последними новостями, и только 14% - чтобы разобраться, что происходит в стране и за рубежом. При этом 40% россиян на момент опроса не имели привычки заглядывать в ноутбуки и смартфоны для поиска нужной информации.

Среди соцсетей наибольшей популярностью у россиян пользуется «ВКонтакте» - аккаунты там имеют 52% пользователей. Ее выбирают 86% людей в возрасте от 18 до 24 лет, но лишь 20% - те, кому больше 60 лет. Вторую строчку в топе занимает теряющий популярность ресурс «Одноклассники». В 2012 году этой соцсетью пользовался 61% респондентов, то сегодня - 42%. Чаще в «Одноклассниках» можно встретить пользователей с начальным и среднем образованием (50% и 51% соответственно) и женщин (53%), реже - людей с неполным высшим и высшим образованием (34%) и мужчин (30%). Мессенджер Whatsapp (18%) обходит по популярности сети Facebook (13%) и Instagram (12%).


Таким образом, есть разнонаправленные тенденции - цифровое неравенство в сфере доступа снижается, а в целях использования интернета увеличивается. Такая картина с одной стороны может быть связана с изменением практик Интернет-пользования: Интернет становится быстрее, появляется больше возможностей для развлечения. С другой стороны, изменилась структура Интернет-пользователей: люди, начавшие использовать Интернет на ранних стадиях более образованы и, соответственно, имеют более высокие навыки пользования интернетом, поясняет Олеся Волченко. «Присоединившиеся к Сети позже - не обладают высоким уровнем культурного капитала, что может быть связано с тем, что они не интересуются поиском информации в Интернете, а используют его для других целей (играть, смотреть фильмы, слушать музыку)». В будущем по мере публикации новых данных планируется продолжить исследование.

По данным ВЦИОМ, россияне стали внимательно относиться к защите персональной информации. Число тех, кто не уделяет внимания безопасности своих данных в виртуальном пространстве с 2013 по 2016 годы сократилось с 32% до 20%. Количество использующих антиврусные программы выросло с 31% до 53%. Каждый четвертый пользователь избегает публикации личной информации в соцсетях, использует сложные пароли и часто меняет их.

Цифровое неравенство себя воспроизводит

Когда интернет только появился, была популярна идея, что максимально дешевая информация уравняет между собой различные группы населения. Однако позже оказалось, что вместо того, чтобы устранить неравенство, всемирная паутина только усугубила его. «Различия в доступе к технологиям должны вызывать опасения, так как в информационном обществе распространение знания среди различных групп напрямую связано с новыми устанавливающимися формами неравенства, - отмечает автор исследования. - В настоящее время все большее количество сервисов становится доступно онлайн. Соответственно, люди, не использующие интернет, лишены не просто доступа к абстрактной информации, но и к реальным ресурсам».

Кроме того, цифровое неравенство работает по принципу петли обратной связи: например, люди с низким уровнем образования реже пользуются интернетом, что ограни­чивает их возможности в получении хорошего образования. Таким образом, в отличие от других форм, цифровое неравенство вос­производит само себя и является ярким примером эффекта Матфея - образованные и обеспеченные слои населения, имея доступ к интернету, становятся еще успешнее. Тем временем, изначально находящиеся в менее привилегированном положении, исключаются из практик пользования интернетом, что лишает их возможности выйти из данного положения. Ученые замечают, что цифровое неравенство, в отличие от экономического, усугубляет прочие формы неравенства.