Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

» » К какой отрасли экономики относится экономист. Виды отраслей экономики

К какой отрасли экономики относится экономист. Виды отраслей экономики

Еще до того времени, как я пошел учиться в школу, у меня были смутные представления о том, что из себя вообще представляет экономика. А вот что такое материальная экономика – вопрос интересный.

Материальная экономка

Чтобы четко понимать, что такое экономика вообще, а материальная экономика - в частности, необходимо незначительно углубиться в терминологию.

Понятие «экономика» сложное по своей сути. Трактовать его можно по-разному. Но в основе обязательно лежит какая-то деятельность человека или общества, направленная на получение благ определённого вида.


В зависимости от того, какие блага мы хотим получить, экономика делится на части – сектора. Экономисты выделяют три основных сектора экономики – реальный (он же материальный), финансовый и непроизводственный.

Непроизводственная экономика необходима для создания базы услуг (благ), которые облегчают нам жизнь: обслуживание населения в быту, ЖКХ, проведение и поддержание различных коммуникаций и так далее.

Финансовая экономика является посредником, созданным для перемещения ресурсов в виде ценных бумаг или денежных обязательств между остальными секторами. Четкого разграничения в своей деятельности не имеет.


Материальная экономика – основной, базовый сектор экономики, который занимается производством, распределением или реализацией продуктов потребления.

Структура материальной экономки

Как можно догадаться, структурой материальной экономики являются сферы народного хозяйства. Вот основные отрасли народного хозяйства, которые принято считать частью материальной экономки:

  • промышленность (производство);
  • агропромышленный комплекс;
  • торговля.

Ни одна современная материальная экономика не обходится без промышленного комплекса. Промышленный комплекс включает «легкие» и «тяжелые» предприятия по добыче, переработке сырья и выпуску конечной товарной продукции.


Агропромышленный комплекс – это не только выращивание употребляемых в пищу продуктов или разведение скота, но и их переработка.

Ну и куда же без торговли? Торговля – механизм реализации, как продукции производства, так и сельского хозяйства.

Для начала определим, что такое отрасль экономики. Экономика представляет собой хозяйство страны, различные производства. Так как производить можно огромное количество товаров и услуг, то и субъекты экономики объединяются между собой для производства смежных товаров или услуг. Каждое такое предприятие работает с определёнными ресурсами, которые необходимы для производства данного товара или услуги. Оно работает на определённого потребителя, который испытывает потребность в данном товаре или услуге. То есть оно стремится определить и учесть особенности его поведения. И в конце концов оно использует определённую технологию производства. То есть отрасль экономики - это общность производств и предприятий, которые изготавливают одинаковую продукции по схожей технологии.

Экономика состоит из двух сфер: материального производства и сферы услуг. К первой относятся, например, сельское хозяйство, промышленность, лесное хозяйство и так далее. Ко второй образование, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение и так далее.

Примеры профессий

Теперь, когда мы выяснили, что такое отрасль экономики, приведём примеры профессий, которые относятся к разным отраслям экономики.

  • Вспомним такую профессию, как животновод. Им называют человека, который разводит и выращивает различные виды сельскохозяйственных животных. Данная профессия относится к отрасли сельского хозяйства.
  • Фармацевт (или же аптекарь) также часто встречающаяся в нашей бытовой жизни профессия. Но она относится уже к сфере здравоохранения.
  • В отрасли промышленности трудятся инженеры, которые создают новые разработки.
  • Всем нам также очень хороша знакома профессия преподавателя в школе или другом учебном заведения. Она относится к сфере образования.
  • К отрасли культуры и искусства относится профессия актёра.
  • Для нашей жизни важна охрана окружающей среды. Отметим профессию лесника. Она заключается в охране леса, его защите от болезней, работе по посеву и посадке леса, уходу за ним, прокладке лесных дорог, заготовке и переработке лесной продукции. Она относится к отрасли лесного хозяйства.

На практике довольно часто можно услышать такие выражения: «юрист по недвижимости », «юрист по земельным вопросам », «юрист по строительству ». То есть юрист специализируется не на какой-либо отрасли права , а на всех вопросах, регулирующих определенные общественные отношения (это может быть как овеществленный объект (недвижимость), так и узкоспециализированные области общественных отношений (применение аккредитивов, валютный контроль)). Говоря иначе, юристов принято рассматривать по сфере деятельности, в которой они разбираются лучше всего.

Например, юрист «по недвижимости» является специалистом в следующих направлениях :

  • гражданское право (разделы о сделках с недвижимостью);
  • налоговое право (возникновение при продаже налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц);
  • представительство в суде по данным вопросам;
  • знание других аспектов (схем расчетов, схем продажи через продажу доли в уставном капитале, основ безопасности, правил проверки контрагентов).

То есть регулирование таких отношений довольно сложно, многоаспектно и работодателю интересно, чтобы юрист знал все аспекты работы в одной сфере деятельности .

Если говорить о сферах деятельности юриста более детально, то стоит выделить экономическую сферу — самую обширную и востребованную на сегодняшний день. Каждая отрасль экономики предъявляет юристам разные требования. Если это производство, то большая часть работы связано с договорами поставки и спорами в этой области, если банковская сфера - то это кредитование и вклады.

Выделим основные отрасли экономики:

Производящие товары (материальные блага):

  • промышленность (электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка и т.д.);
  • сельское хозяйство;
  • лесное хозяйство;
  • строительство и пр.

Оказывающие услуги (непроизводственные отрасли):

  • банковская деятельность;
  • торговля;
  • бытовые услуги,
  • транспорт;
  • туризм;
  • досуг;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • пенсионное обеспечение;
  • научная деятельность;
  • народное образование и пр.

Каждая отрасль имеет разную привлекательность для юристов, в зависимости от того где лучше материальное и социальное обеспечение, больше перспектив роста карьеры , возможностей самореализации, где комфортнее условия труда, где интереснее работа. Все эти требования индивидуальны для каждого человека.

Но если говорить о материальном обеспечении, то логично предположить, что оно может быть выше в тех отраслях экономики, которые наиболее прибыльны - нефтяная и газовая промышленность, например. Хотя большое значение играют и конкретные игроки рынка и уровень занимаемой должности. В какую отрасль экономики пойти решать самому юристу — все зависит от его

Введение

Необходимость изучения экономики образования связана с кардинальными преобразованиями по мере становления рыночной экономики в России. Речь идет, во-первых, о коренной реконструкции отношений собственности и всей системы производственных отношений, как в масштабе всего хозяйства, так и в отрасли образования. Во-вторых, это связано с задачей превращения сферы образования в приоритетную отрасль государственной политики и жизнедеятельности общества. Главным гарантом успешного социально-экономического развития выступает образовательный, интеллектуальный потенциал. В-третьих, это связано с необходимостью преодоления кризиса путем глубокого реформирования всей системы образования и создания нового экономического механизма управления учебными заведениями.

Вся система экономического образования в педвузах нуждается в глубоких преобразованиях с учетом становления рыночной экономики, проникновения рыночных отношений в систему просвещения, появления рынка образовательных услуг и перехода к новому хозяйственному механизму управления образовательными учреждениями. Растет потребность в учителях экономических дисциплин в школах, ПТУ и техникумах.

Сегодня специалист и, прежде всего менеджер в области образования должен уметь не только четко и ясно экономически анализировать свой труд и его результаты, но и грамотно управлять трудовым процессом в учебном заведении.

Образование как система и отрасль экономики

Образование как приоритетная отрасль экономики

Экономическая функция образования. Образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, оно обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и специальной квалификации.

Сущность экономического образования.

Активное влияние на развитие производительных сил страны, повышение Эффективности общественного труда, подготовка дюжей к профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе. Воспроизводство это постоянное повторение и непрерывное возобновление общественного производства. Всякое воспроизводство представляет собой единство трех взаимосвязанных процессов воспроизводства национального продукта (материальных и нематериальных благ); соответствующих экономических отношений; совокупной рабочей силы.

Рабочая сила или способность человека к труду - это совокупность его физических и духовных способностей, использование которых обеспечивает обществу создание необходимых благ. Образование относится к той сфере человеческой деятельности, где воспроизводятся способности работника к труду, приобретается общеобразовательные и специальные знания, формируются социально-психологические отношения к труду. Образование - это “подготовительный цех” экономики страны. Главная цел образования - удовлетворение потребности людей в образовательных услугах. Образование охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности.

Наряду с материальным производством существует и нематериальное, в том числе духовное. Структура духовного производства включает важные части:

науку как накопление и обновление знаний о природе, обществе, самом человеке и создание им искусственного мира, выявление закономерностей строения и динамики окружающего мира, методов использования этих закономерностей в интересах человека;

образование как система, обеспечивающая передачу научных знаний, умений и навыков подрастающим поколениям и всему населению, удовлетворяющую их потребности в образовательных услугах и профессионально-квалификационной подготовке, а также формирующую соответствующие эстетические навыки и нравственные правила поведения в обществе;

книги и средства массовой информации, способствующие распространению и обновлению духовных ценностей;

культура как система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), обеспечивающие распространение знаний о духовных и материальных ценностях;

нравственность как система этических норм, регулирующих поведение людей, оценивающих их поступки;

идеология как мировоззрение людей, религиозные взгляды, отражающие цели и мотивы человеческой деятельности.

Отраслевой аспект образования.

Применительно к образованию термин отрасль непрерывно связан с научной сферой. Под отраслью народного хозяйств понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью условий труда (производства) профессионального состава кадров, выполняемых функции в системе общественного производства, производимой продукции и услуг. Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в этих услугах и подготовку квалифицированных работников.

Элементы экономики образования - это прежде всего производительные силы и производственные отношения в сфере образования.

Подсистемы - экономика дошкольного образования, общеобразовательных школ, профтехобразования, высших школ и послевузовского образования.

Образовательная отрасль располагает наибольшими объединительными свойствами. Она относится к социальной сфере единого народно-хозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны.

Особая роль сферы образования заключается в следующем:

Cпецифическое место образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах, специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности.

Уровень образования населения выступает как один из главных показателей благосостояния народа страны. Уровень образования отражается с помощью индекса развития человека, который характеризуется по трем критериям: а) средней продолжительности жизни; б) уровень образованности; в) размеры дохода на душу населения.

В 1991 г. СССР находился на 33 месте в мире, в 1996 г. Россия - на 57. Каждый год учебы продлевает жизнь на несколько лет, так как умные, знающие люди более здоровы, чем их сверстники. Малообразованные люди больше склонны к депрессии, у них в большей степени наблюдаются болезни века: сердечно-сосудистые, психические, повышенный риск ранней смертности связан с курением дешевых сигарет, плохим питанием, алкоголем, тучностью, тяжелыми физическими нагрузками.

Эта отрасль сама для себя готовит профессиональных работников - преподавательские кадры.

Труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства.

В образовательных учреждениях РФ трудится 5,9 млн. работников, а обучением и воспитанием охвачено около 50 млн. человек. В промышленности занято 18,5 млн., в строительстве - 6,8 млн., в сельском и лесном хозяйстве - 10,5 млн., на транспорте - 5,4 млн.

Особенности образовательных услуг.

Работники образовательных учреждений удовлетворяют потребности членов общества в самобытных экономических благах, получивших наименование “образовательные услуги”. Они представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Образовательные услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности.

Эти услуги выражаются в обучении потенциальных и нынешних работников, формировании и развитии их способностей к труду, специализации и профессионализации и росте квалифицированной рабочей силы. Таким образом, образовательные услуги являются продукцией образовательных учреждений, а не знания, умения и навыки выпускников.

Образовательные услуги воплощаются в материальном продукте (программы, учебник, методические пособия и т.д.), они служат лишь средством материализации и вещественным носителем этих услуг как дух оных ценностей.

В условиях НТР на ведущее место выдвигаются не столько навыки и сноровка, а солидная вооруженность знаниями, творческие способности. Экономику образования можно рассматривать как экономику развития творческих человеческих способностей.

Образовательные услуги отличаются от продукции материального производства следующим: образовательные услуги - это не материальная, а социальная ценность. От других нематериальных услуг они отличаются особой потребительной ценностью - способностью удовлетворять потребности человека в его духовном, интеллектуальном развитии и в приобретении той или иной специальности.

Во-первых, производство образовательных услуг выступает в виде потребительного производства, в сфере деятельности и не оставляет вещественного видимого продукта. Эти услуги не осязаемы, они не образуют потребителя. Процесс собственно потребления образовательных услуг выступает наряду с продуктами питания как процесс производства способности человека к труду в соответствующем физическом и духовном качестве.

Во-вторых, образовательные услуги неотделимы от педагогического работника. Если товар вещественной формы существует независимо от его изготовителя, то образовательная услуга неотделима от человека, оказывающего услугу.

В-третьих, неосязаемостью и неотделимостью образовательных услуг связано и невозможность их хранения и транспортировки, рассредоточен-ность и локальность образовательных учреждений и рынка этих услуг.

В-четвертых, эти особенности затрудняют оценку потребителем потребительных свойств представляемых услуг.

Образовательные услуги в процессе обучения не принимают самостоятельного бытия отдельно от исполнителя - преподавателя. Как и материальные блага, эти услуги имеют потребительную стоимость, которая создается конкретным трудом. Услуга определяется как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара, труда. В. Гюго писал, что школьный учитель и каретник, и ткач, и кузнец в деле, в котором он помогает Богу, он творит будущее.

Отрасли экономики

Термин является прямым переводом использовавшегося в немецкой экономической теории XIX века понятия и широко применялся в работах российских ученых еще до Октябрьской революции 1917 года . Использовался в советской экономической науке, статистике и практике. Однако с начала 1990-х в связи с идеологической окрашенностью в России термин был заменен понятием экономика (страны) и сейчас практически не применяется.

Подразделяется по видам деятельности субъектов отношений.

Отрасли народного хозяйства

Отрасли промышленности

В ОКОНХ выделялись следующие укрупнённые отрасли промышленности:

  • Химическая и нефтехимическая промышленность
  • Машиностроение и металлообработка
  • Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
  • Промышленность строительных материалов
  • Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность
  • Микробиологическая промышленность
  • Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность
  • Медицинская промышленность
  • Полиграфическая промышленность
  • Другие промышленные производства.

В ОКОНХ по аналогии с собирательными отраслями народного хозяйства были выделены собирательные отрасли промышленности: добывающая промышленность, промышленность строительных конструкций, деталей и материалов, тарное хозяйство.

ОКВЭД

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (сокращ. ОКВЭД) - часть Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК) . Создан на основе официальной русской версии Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС) (англ. Statistical classification of economic activities in the European Community ). Принят постановлением Госстандарта от 6 ноября , введён в действие с 1 января . Заменяет Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и части I и IV Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) , касающиеся экономической деятельности.

Ссылки

  • Справочник ОКОНХ. Подробная информация.
  • Расшифровка кодов госкомстата (ОКВЭД)

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Отрасли права
  • Отрвляющие вещества

Смотреть что такое "Отрасли экономики" в других словарях:

    ПРОДУКЦИЯ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ, ВАЛОВАЯ - статистический показатель, характеризующий объем продукции, произведенной в отдельной отрасли материального производства. Определяется в стоимостном выражении в действующих и постоянных ценах. Рассчитывается в различных отраслях по заводскому… …

    - (ЦНИЭИуголь) Mин ва угольной пром сти CCCP расположен в Mоскве. Oсн. в 1967 как головной, занимающийся вопросами перспективного развития и экономики угольной пром сти. Pазрабатывает генеральные схемы и прогнозы развития отрасли,… … Геологическая энциклопедия

    ОТРАСЛИ КОНФЛИКТОЛОГИИ - – частные конфликтологические науки, изучающие не конфликты в целом, а отдельные их уровни, характеристики, виды. Первыми в 1924 г. конфликты как самостоятельное явление стали изучать правоведение и социология. К концу ХХ в. конфликты стали… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ - отрасли экономики формируются по принципу чистых отраслей, то есть в них включаются однородные виды деятельности без учета ведомственной или какой либо иной принадлежности производителей. Исходя из указанного принципа предприятие, как правило,… … Большой экономический словарь

    НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ - отрасли экономики, выпускающие продукцию, выполняющие работы и услуги с использованием последних достижений науки и техники. Деятельность Н.о. включает в себя проведение обеспечивающих ее научных исследований и разработок, что приводит к… … Энциклопедический словарь экономики и права

    НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ Профессиональное образование. Словарь

    наукоемкие отрасли - отрасли экономики, выпускающие продукцию, выполняющие работы и услуги с использованием последних достижений науки и техники. Деятельность таких отраслей включает проведение обеспечивающих ее научных исследований и разработок, что приводит к… … Словарь экономических терминов

    Отрасль экономики - У этого термина существуют и другие значения, см. Отрасль. Отрасль экономики совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям. В отрасли материального производства входят:… … Википедия

    Анализ структуры отрасли - анализ, выявляющий существенные факторы конкуренции в отрасли, которые определяют повышение или понижение нормы прибыли на инвестиции и тем самым воздействуют на степень привлекательности отрасли для компании. По английски: Branch analysis См.… … Финансовый словарь

    Капиталоемкие отрасли - отрасли производства с большой долей основных средств в структуре активов. Такие отрасли требуют крупных вложений на начальных стадиях производства. По английски: Industries with high capital inventory Синонимы английские: Capital intensive… … Финансовый словарь

Книги

  • Отрасли и сектора глобальной экономики. Особенности и тенденции развития , Кондратьев Владимир Борисович , В России уже на высшем политическом уровне говорят о необходимости реиндустриализации экономики, или новой индустриализации. Растет понимание того, что для повышения конкурентоспособности и… Категория: Экономика предприятия Издатель: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ , Производитель: