Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

» » Избегания представители экзистенциально гуманистического подхода связывают. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия

Избегания представители экзистенциально гуманистического подхода связывают. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия

Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии

Братченко Сергей

Мы - живущие существа, и потому в определенной степени все мы - экзистенциалисты.

(J. Bugental, R. Kleiner)

Экзистенциально-гуманистический подход (ЭГП) не относится к числу простых. Сложности начинаются уже с самого названия. Чтобы разобраться с этим, немного истории.

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на стыке двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека; с другой стороны это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение - экзистенциальное, представленное такими именами как Карл ЯСПЕРС, Людвиг БИНСВАНГЕР, Медард БОСС, Виктор ФРАНКЛ и др.

Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления - очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом семействе экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло МЭЙ, Джеймс БЮДЖЕНТАЛ и др.

Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛ предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому.

Недавно в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии создана секция экзистенциально-гуманистической терапии. Точнее было бы сказать - официальный статус получила группа психологов и терапевтов, реально работавшая в этом направлении с 1992 года, когда в Москве в рамках Международной конференции по гуманистической психологии произошла наша встреча с Дэборой РЭХИЛЛИ, ученицей и последовательницей Дж. Бюджентала. Затем Дэбора и ее коллеги Роберт НЭЙДЕР, Падма КАТЕЛЛ, Ланир КЛАНСИ и др. провели в течение 1992 - 1995 гг. в Санкт-Петербурге 3 семинара-тренинга по ЭГП. В промежутках между семинарами группа обсуждала полученный опыт, основные идеи и методические аспекты работы в этом направлении. Таким образом, в качестве базового (но не единственного) секция экзистенциально-гуманистической терапии выбрала подход Дж. Бюджентала, основные положения которого следующие. (Но прежде несколько слов о давнишней нашей проблеме: как нам их называть? Многие известные зарубежные психологи в русской транскрипции не только получают весьма своеобразную трактовку например, один из самых крупных психологов ХХ века Abraham MASLOW известен у нас как Абрахам Маслоу, хотя, если смотреть в корень, то он Абрам Маслов, а если в словарь, то Эйбрахам Мэслоу, - но приобретают сразу несколько имен, например, Рональд ЛЭЙНГ, он же ЛЭНГ. Особенно не повезло James BUGENTAL - его называют тремя и более вариантами; думается, лучше всего произносить его так, как это делает он сам - БЮДЖЕНТАЛ.)

Итак важнейшие положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей терапией.

1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В ЭГП терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.

2. ЭГП основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.

3. В центре внимания терапевта, работающего в ЭГП, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюджентал, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне. Субъективность - это наши переживания, стремления, мысли, тревоги... все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное - что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту.

4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, ЭГП ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.

5. ЭГП задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т. д. Позиция Бюджентала: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию. Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюджентал описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них. На мой взгляд, такой глубиной и тщательностью разработки программы расширения субъективных возможностей терапевта вряд ли могут похвастаться другие подходы.

В планы секции экзистенциально-гуманистической терапии входит дальнейшее изучение и практическое освоение всего богатства теоретического и методического арсенала ЭГП. Приглашаем к сотрудничеству и участию в работе секции всех желающих занять экзистенциальную позицию в психологии и в жизни.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.temenos.ru/

Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущностное ядро этого подхода - в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно - в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т. д.), а не к отдельным изолированным аспектам, процессам и проявлениям. Категориальный аппарат гуманитарного подхода включает в себя представления о "Я", идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысле жизни и т. д.

С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия (К. Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй), биоэнергетика (В. Райх), сенсорное осознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез (Р. Ассаджиоли), логотерапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мэя и Дж. Бугенталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М. Е. Бурно), муыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.

В процессе своего существования человек сталкивается с данностями существования: смертью, свободой, изоляцией, бессмысленностью. Они выполняют динамическую функцию по отношению к человеку - побуждают развитие его личности, его становление. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит лишь к иллюзорному решению проблемы.

Сталкиваясь с подобного рода опытами, люди могут пойти как по деструктивному (многочисленные формы психологических защит)пути развития, так и по конструктивному пути - несмотря на страх, люди позволяют себе погрузиться в подобного рода опыт, что способствует иному пониманию ситуации, большему спокойствию, продуктивному функционированию.

Постоянные столкновения с проблемой при неумении ее пережить конструктивно для развития своей личности делают человека невротиком.

Главная цель работы с клиентом в рамках данного подхода состоит в том, чтобы помочь клиенту переключиться с деструктивного пути психологических защит на конструктивный путь ясного понимания и переживания реалий своего существования.

Экзистенциальный подход применим в случаях, когда клиенты оказываются в экстремальной ситуации, связанной с какой-либо экзистенциальной проблемой: смертью, переходными периодами в личной жизни и работе, принятием важных решений, изоляцией.



Рассмотрим данности существования, вызывающие у человека экзистенциальный кризис и тревогу с ним связанную.

1 К - осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить. Задача: подвести клиента к такому углубленному осознанию смерти, которое привело бы к более высокой оценке жизни, открыло бы перспективы для личностного роста и дало бы возможность жить подлинной жизнью.

2 К - между осознанием свободы и необходимостью быть ответственным за свою жизнь. Задача: помочь клиенту осознать личную свободу и способствовать принятию им ответственности за свои чувства, мысли, решения, действия, жизнь.

3 К - между осознанием собственного глобального одиночества (изоляции) и желанием устанавливать контакты, искать защиту и существовать в качестве части большего целого. Задача: помочь клиенту выйти из состояния межличностного слияния и научиться взаимодействовать с другими, сохраняя и взращивая при этом собственную индивидуальность.

4 К - между потребностью людей в смысле жизни и отсутствием «готовых» рецептов осмысленного бытия. Осознание того, что мир существует не для того, чтобы определять (систематизировать, упорядочивать) жизнь отдельного человека, а то и вовсе, безразличен к человеку, вызывает сильную тревогу и активизирует механизмы защиты.

По мнению экзистенциальных консультантов, человеку важно ощущать смысл жизни, будь он космический либо земной. Космический смысл подразумевает некий замысел, существующий вне и выше личности и обязательно предполагающий, какое либо магическое или духовное упорядочение вселенной. Земной смысл или «смысл моей жизни» включает в себя цель: человек, обладающий ощущением смысла, воспринимает жизнь как обладающую какой-то целью или функцией, которую нужно выполнить, некой ведущей задачей или задачами для приложения себя. Важно отметить, что ПП клиентам, испытывающим тревогу, связанную с недостатком жизненного смысла, нужно помочь



принять решение вовлеченности, а не погружаться в проблему бессмысленности», таким образом, задача консультанта в разрешении экзистенциального конфликта, связанного с ощущением бессмысленности, заключается в том, чтобы помочь клиенту активнее включаться в жизнь и способствовать преодолению / устранению препятствий на этом пути.

Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя

Ялом: В процессе работы исследуются жизненные заботы, которые переживаются в течение жизни и вызывают экзистенциальные беспокойства:

Смерть – основной источник тревоги связанный со смертью (сознательный/подсознательный). Клиента стараются подвести к такому углубленному осознанию смерти, которое приводило бы к более высокой оценке жизни, открывало бы возможность для

личностного роста. Люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать бессмысленных поступков.

Свобода – конфликт между боязнью существования и быть. Человек, который может выбирать свои потребности. Клиенту помогают принять на себя ответственность за свою жизнь.

Мэй: хотеть -> выбирать -> действовать

Изоляция. Клиенту помогают понять, что в конечном счете каждый человек одинок. Ему предлагают реально взглянуть на вопрос о том, что он может и чего он не может получить от отношений.

Межличностная – как «одиночество»

Внутренностная – патология

Экзистенциальная - каждый приходит в этот мир в одиночестве и уходит также.

Бессмысленность– поглощение времени, так как не видят смысла в своем существовании. Утверждается, что когда люди жалуются, что смысла нет, они по сути не могут его найти. Что люди скорее придают смысл чему-либо, чем получают его в готовом виде. Таким образом, люди ответственны за создание собственного смысла.

Логотерапия. Основоположником логотерапии является Виктор Франкл. Логотерапию иногда называют третьей венской школой психотерапии (две другие - это психоанализ Фрейда и индивидуальная психология Адлера). При рассмотрении с другой точки зрения логотерапия представляется скорее как дополнение к психотерапии, чем как вид терапии, которым можно заменить психотерапию (Frankl, 1975a). Логос - это греческое слово, которое означает и «смысл», и «дух», причем второе значение не имеет какого-либо религиозного смыслового оттенка. Люди являются ищущими смысл существами, и поиск смысла сам по себе еще не патология. Экзистенция (существование) сталкивает людей с необходимостью найти смысл в жизни. Главная цель логотерапии - помочь клиентам в их поиске смысла. Стремление к смыслу - первичная мотивационная сила в людях. Поиск смысла включает в себя и сознательную деятельность, и установление контакта с духовным бессознательным.

Сознание, источники которого находятся в духовном бессознательном, может интуитивно раскрыть уникальные смыслы индивидуума в определенных ситуациях.

Человеческая свобода - это «свобода для» принятия на себя ответственности за осуществление смысла в сфере, ограниченной смертью и судьбой. Само-трансценденция, в рамках которой люди добираются до смысла вне себя, явля-ется важной характеристикой человеческого существования. Источники смысла включают в себя работу, любовь, страдание, прошлое и сверхсмысл.

Экзистенциальный вакуум имеет место тогда, когда люди страдают от ощущения внутренней пустоты и недостатка смысла в жизни. Экзистенциальный вакуум сам по себе не является невротическим, но может вести к развитию ноогенного невроза. Человечество становится все более невротическим, в состав широко распространенной невротической триады входят депрессия, наркомания и агрессия.

Причины формирования экзистенциального вакуума следующие: наличие у людей менее мощного, чем у животных, инстинктуального основания поведения, разрушение представлений о ценностях и традициях, тенденция к редукционизму (к рассмотрению людей в качестве скорее детерминированных, чем детерминирующих существ).

Способы, с помощью которых люди сохраняют экзистенциальный вакуум, включают в себя подавление, уклонение от ответственности и уделение недо-статочно большого внимания самотрансценденции.

Цель логотерапии при наличии у клиентов экзистенциального вакуума и ноогенных неврозов - помочь клиентам найти смысл в жизни. Логотерапевты - воспитатели ответственности. Кроме того, логотерапия эффективна в случаях психогенных неврозов и соматогенных психозов

Парадоксальная интенция и дерефлексия - логотерапевтические методы, использующиеся для работы с психогенными неврозами.

Медицинское «пастырство», с помощью которого логотерапевты помогают клиентам находить смысл в страдании, рекомендуется при соматогенных психозах.

48 Когнитивное консультирование

Когнитивный подход. Опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному - к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Фокус внимания этого подхода сосредоточен на схемах мышления: Любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ

Наиболее известными представителями когнитивного направления в психологии явились Дж. Келли, А. Эллис, А. Бек

Суть когнитивного направления состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями

Различные школы в рамках этого подхода подчеркивают значение индивидуальных когнитивных стилей, когнитивной сложности, когнитивного баланса, когнитивного диссонанса и т. д. Цели и задачи психотерапии ориентированы на "перепрограммирование" мышления и когнитивных процессов как механизма возникновения проблем и образования симптомов. Круг методов очень широк - от рациональной психотерапии по П. Дюбуа до рационально-эмотивной психотерапии А. Эллиса. Подобно поведенческому, когнитивный подход базируется на директивной позиции терапевта.

В основе когнитивного подхода лежат теории описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, внутренних конфликтах и т.д. Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиента, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также для коррекции семейных и супружеских отношений. Можно выделить следующие его особенности: Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему - мыслям о себе и о мире. Считается, что знание причин нарушений не всегда ведет к их исправлению. В основе коррекции лежит научение новым способам мышления. Широкое применение системы домашних заданий, направленных на перенос полученных новых навыков в среду реального взаимодействия.

Основная задача коррекции - изменения в восприятии себя и окружающей действительности, при этом признается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.

В когнитивном подходе можно выделить два направления:

1. Когнитивно-аналитическое.

2. Когнитивно-поведенческое

Гуманистическое и экзистенциальное направления возникли в середине прошлого столетия в Европе как результат развития философской и психологической мысли двух последних веков, будучи, по сути, следствием сублимации таких течений, как «философия жизни» Ницше, философский иррационализм Шопенгауэра, интуитивизм Бергсона, философская онтология Шелера, и Юнга и экзистенциализм Хайдеггера, Сартра и Камю. В трудах Хорни, Фромма, Рубинштейна, в их идеях отчетливо прослеживаются мотивы этого течения. Довольно скоро экзистенциальный подход в психологии приобрел большую популярность в Северной Америке. Идеи были поддержаны видными представителями "третьей революции". Одновременно с экзистенциализмом в психологической мысли этого периода развивалось и гуманистическое течение, представленное такими видными психологами, как Роджерс, Келли, Маслоу. Обе эти ветви стали противовесом уже закрепившимся направлениям в психологической науке - фрейдизму и бихевиоризму.

Экзистенциально-гуманистическое направление и другие течения

Основатель экзистенциально-гуманистического направления (ЭГП) - Д. Бюдженталь - часто критиковал бихевиоризм за упрощенное понимание личности, пренебрежение к человеку, его и потенциальным возможностям, механизацию поведенческих шаблонов и желание управлять личностью. Бихевиористы же критиковали гуманистический подход за придание сверхценности понятию свободы, рассматривая его как объект экспериментального исследования и настаивали на том, что свободы нет, а основным законом существования является стимул-реакция. Гуманисты настаивали на несостоятельности и даже опасности такого подхода для человека.

К последователям Фрейда у гуманистов также были свои претензии, несмотря на то что многие из них начинали как психоаналитики. Вторые отрицали догматизм и детерминизм концепции, выступали против фатализма, характерного фрейдизму, отрицали бессознательное как универсальный объяснительный принцип. Несмотря на это, следует отметить, что экзистенциальная все же в определенной степени близка к психоанализу.

Суть гуманизма

В данный момент нет единого мнения в отношении степени самостоятельности гуманизма и экзистенциализма, но большинство представителей этих течений предпочитают разделять их, хотя все признают их принципиальную общность, поскольку основная идея этих направлений - признание свободы личности в выборе и построении своего бытия. Экзистенциалисты и гуманисты солидарны в том, что осознание бытия, прикосновение к нему преобразует и преображает человека, поднимая его над хаосом и пустотой эмпирического существования, раскрывает его самобытность и благодаря этому делает смыслом его самого. Кроме того, безусловное достоинство гуманистической концепции состоит в том, что не абстрактные теории внедряются в жизнь, а, наоборот, реальный практический опыт служит фундаментом для научных обобщений. Опыт рассматривается в гуманизме как приоритетная ценность и основной ориентир. И гуманистическая, и экзистенциальная психология оценивают практику как важнейшую составляющую. Но и здесь прослеживается отличие этого метода: для гуманистов важна практика реального опыта переживания и решения вполне конкретных личностных проблем, а не использование и внедрение методических и методологических шаблонов.

Человеческая природа в ГП и ЭП

Время, жизнь и смерть

Смерть - наиболее легко осознаваемая, поскольку самая очевидная неизбежная конечная данность. Осознание предстоящей смерти наполняет человека страхом. Желание жить и одновременное осознание временности существования - главный конфликт, который изучает экзистенциальная психология.

Детерминизм, свобода, ответственность

Понимание свободы в экзистенциализме также неоднозначно. С одной стороны, человек стремится к отсутствию внешней структуры, с другой - испытывает страх перед ее отсутствием. Ведь существовать в организованной, подчиняющейся внешнему плану Вселенной проще. Но, с другой стороны, экзистенциальная психология настаивает на том, что человек сам создает свой мир и полностью за него отвечает. Осознание отсутствия заготовленных шаблонов и структуры порождает страх.

Общение, любовь и одиночество

В основе понимания одиночества лежит понятие экзистенциальной изоляции, то есть отстраненности от мира и общества. Человек приходит в мир один и так же его оставляет. Конфликт порожден осознанием собственного одиночества, с одной стороны, и потребностью человека в общении, защите, принадлежности к чему-то большему - с другой.

Бессмысленность и смысл бытия

Проблема отсутствия смысла жизни проистекает из первых трех узлов. С одной стороны, находясь в непрерывном познании, человек сам творит свой смысл, с другой - осознает свою изолированность, одиночество и предстоящую смерть.

Аутентичность и конформизм. Вина

Психологи-гуманисты, основываясь на принципе личного выбора человека, выделяют две основные полярности - аутентичность и конформизм. В аутентичном мировосприятии человек проявляет свои уникальные персональные качества, видит себя как личность, которая способна влиять на собственный опыт и общество через принятие решений, поскольку социум создается выбором отдельных индивидуумов, следовательно, способно изменяться в результате их усилий. Аутентичному стилю жизни присущи внутренняя направленность, новаторство, гармония, утонченность, мужество и любовь.

Человек же, ориентированный внешне, не имеющий смелости взять на себя ответственность за собственный выбор, выбирает путь конформизма, определяя себя исключительно как исполнителя социальных ролей. Действуя по заготовленным общественным шаблонам, такая личность мыслит стереотипно, не умеет и не хочет признавать свой выбор и давать ему внутреннюю оценку. Конформист смотрит в прошлое, опираясь на готовые парадигмы, вследствие чего у него возникает неуверенность и чувство собственной никчемности. Происходит накопление онтологической вины.

Ценностный подход к человеку и вера в личность, ее силу позволяют более глубоко ее изучить. Об эвристичности направления свидетельствует и наличие разнообразных углов зрения в нем. Основные из них - и гуманистическая экзистенциальная психология. Мэй и Шнайдер также выделяют экзистенциально-интегративный подход. Кроме того, существуют такие подходы, как диалогическая терапия Фридмана и

Несмотря на ряд концептуальных расхождений, личностно-центрированное гуманистическое и экзистенциальное течения солидарны в доверии к человеку. Важное достоинство этих направлений состоит в том, что они не стремятся «упростить» личность, помещают ее наиболее сущностные проблемы в центр своего внимания, не отсекают трудноразрешимые вопросы соответствия бытия человека в мире и его внутренней природы. Признавая, что общество влияет на и ее бытие в нем, экзистенциальная психология тесно соприкасается с историей, культурологией, социологией, философией, социальной психологией, одновременно являясь целостной и перспективной ветвью современной науки о личности.

Подходы к разрешению типовых консультативных проблем

Экзистенциальное консультирование , создателями которого являются Мэй и Ялом, - это динамическая терапия, в которой главный акцент делается на противостоянии клиентов универсальным экзистенциальным беспокойствам. Экзистенция (существование) является активным процессом, который приводит в итоге к превращению во что-то значимое. Индивид может прибывать во внешнем мире, совместном мире, или во внутреннем мире. [Нельсон – Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002. – 464с.: ил. – (Серия “Золотой фонд психотерапии”)]

Экзистенциальная психология – это раздел психологической науки, изучающий проблемы смысла жизни, отношения к смерти, Богу, высшим ценностям, проблемы свободы, любви, одиночества и т.п. Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность личного опыта конкретного человека, не сводимость его к общим схемам. [Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – М.: АСТ, 2001. – 576с.]

Гуманистическое консультирование - подход в психологии, разработанный в значительной степени Абрахамом Маслоу, который предложил его как “третью силу” после психоанализа и бихевиоризма. [Большой толковый психологический словарь Т.1 (А-О); Пер. с англ./ Ребер Артур. – ООО АСТ; Вече, 2001. – 592с.]

Гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием окружения. Гуманистическая психология подчеркивает роль сознания и самосознания в детерминации поведения человека, ответственность за решение проблем и достижение личностью смысла существования.

В центре интересов гуманистической психологии – проблемы личности, ее активности, креативности, автономности, самоактуализации, свободы выбора, самосовершенствования. [Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – М.: АСТ, 2001. – 576с.]

Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Фредерик Перлз, Виктор Франкл и Ролло Мей.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как “сущий–в-мире”, осознано и болезненно постигая наше существование и конечное наше не существование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов – мы все стоим пред задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаянья, одиночество и тревогу. Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, - это концепция становления.



Следовательно, с экзистенциально–гуманистической точки зрения, поиск поделенного существования требует чего–то большего, чем удовлетворение биологических потребностей. Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования.

Не смотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного и полного смысла жизни не легок. Гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что–то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление свой судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать свободы и ответственности – значит быть не подлинным, вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности. Экзистенциалисты считают, что единственная “реальность”, известная кому–либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или “здесь и сейчас” направление.

И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственными опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: “Ничто не заменит опыт, совершенно ничто” [Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 2000. – 608с.: ил. – (Серия “Мастера психологии”)]