Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

» » Бытовой жанр в искусстве. Декаданс, модернизм, авангард: основные определения Декаданс картины

Бытовой жанр в искусстве. Декаданс, модернизм, авангард: основные определения Декаданс картины

Раскрепостить мораль, скованную условностями викторианской эпохи . Они выступали против старых, академических форм искусства, искали новые формы самовыражения, более гибкие и более соответствующие усложнённому мироощущению современного человека.

Характерными чертами декадентства обычно считаются отход от общественности и отвращение к повседневной жизни (taedium vitae ), что проявляется в искусстве отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства , эстетизмом , модой на демонизм («Там, внизу », «Скорбь Сатаны »), преобладанием формы над содержанием, стремлением к внешним эффектам, стилизации и т. д.

Происхождение термина

Французское слово décadence обозначает упадок, культурный регресс . Изначально, в эпоху Просвещения , термин использовался для обозначения культурных явлений Римской империи эпохи её заката. То, что называют «стилем декаданса, - писал Готье , - есть не что иное, как искусство, пришедшее к такой степени крайней зрелости, которую вызывают своим косым солнцем стареющие цивилизации» .

Обвинения в декадансе со времени Дезире Низара использовались для оскорбления Виктора Гюго и других французских романтиков. Теофиль Готье , Шарль Бодлер и другие наследники заветов романтизма переосмыслили это клеймо как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальностью прогресса». Бестселлером 1884 года стал роман Гюисманса «Наоборот », прозванный «библией декадента».

В 1885 г. сатирики Габриэль Викер и Анри Боклер опубликовали сборник пародийных стихотворений «Расслабления. Декадентские стихи Адоре Флупетта ». Поль Верлен (главная мишень пародии) был отнюдь не против, когда его называли декадентом. В 1886-1889 гг. Анатоль Бажю издавал журнал «Декадент» (Le Décadent ), в котором среди прочих «проклятых поэтов » публиковался и Верлен.

Поскольку враждебно настроенные критики смешивали декадентство с символизмом , Жан Мореас опубликовал в газете «Фигаро » от 18 сентября 1886 года «Манифест символизма», где перечислил основные ценности символистов и попытался провести между декадентами и символистами некую границу. Полемика о содержании термина «декадентство» продолжалась и в последующие десятилетия.

Конец века

В советском искусствоведении декадентство воспринималось как кризисное явление европейской культуры последней четверти XIX - начала XX веков. Произведения этой эпохи отмечены настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах - стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.). Во многих отношениях декадентство служит синонимом понятия fin de siècle .

К писателям-декадентам причисляли в Великобритании Оскара Уайльда и сотрудников «Жёлтой книги », а также популярнейшую романистку Марию Корелли , в Италии - д’Аннунцио , в Австрии - Шницлера , в Польше - С. Пшибышевского , во Франции - Гюисманса , в Бельгии - Роденбаха . Относительно слабо был представлен декадентский эстетизм в странах Нового света, в том числе в США .

К числу русских декадентов в 1890-е гг. относили символистов старшего поколения - таких, как Бальмонт , А. Добролюбов , Коневской , Ф. Сологуб , Мережковский , Зинаида Гиппиус , а также ранний Брюсов . После первой русской революции русские декаденты перестали считаться маргиналами и вместе с ростом популярности их произведений пополнили собой литературный истеблишмент .

Декадентство и символизм

Декадентство - явление сложное и противоречивое, которое имеет источником усталость от лицемерной викторианской морали, кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, - одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.

Основным вопросом обозначения границ декадентства становится разделение его с символизмом . Ответов существует довольно много, но господствующих из них два, первый говорит о различности этих течений в искусстве, большим приверженцем и изобретателем его был Ж. Мореас , второй - о невозможности их разделения или отсутствия необходимости в таковом.

Неодекадентство

Декадентские идеи оказались вновь востребованными на исходе XX века. В частности, определённые черты декадентской эстетики унаследовал готический постпанк . Характерным примером может служить альбом Disintegration группы The Cure (1989). Также декадентством музыкальные критики называли творчество группы Joy Division , выпустившей два студийных альбома и в значительной степени повлиявшей на становление жанра готик-рок . Декадансом своё творчество называли группы «Агата Кристи », «Dead Can Dance », «Оберманекен », «Пикник » и другие. В кино с декадансом сравнивали постсоветскую «чернуху » («Зелёный слоник »); «текстом эпохи петербургского декаданса» критики называли фильм А. Балабанова «Про уродов и людей » (1998) .

В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль постпанка «Тёмные ночи », который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка . Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы , берущего своё начало в андеграунде советских времён . В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики . Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье» . Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия» . С тех пор фестивали и декадентские салоны фестиваль «Бархатное подполье» стали проходить в Москве регулярно, породив субкультуру «бархатных».

Примечания

  1. David Weir. Decadence and the Making of Modernism . University of Massachusetts Press, 1995. ISBN 9780870239922 . P. 16.

Декаданс это суммарное наименование явлений западной и русской культуры рубежа 19-20 веков, для которых свойственна мифологизация «конца века» (fin de siecle) как эпохи глобального кризиса, переоценки ценностей, «расставаний и ожиданий». В этом смысле декаданс многозначен и, скорее, является символом глубинного сдвига культуры, переходности, нежели буквальным обозначением упадка и вырождения. В каждой стране настроение «ускорения истории», «времени, вышедшего из колеи», «центростремительности» получило выражение в разные сроки. Если во Франции этот процесс связан с завершением столетия (вторая половина 1860 - 1890) и миф декаданса соотносится с концом века, то в Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, России, США - с 1890-1920-ми, то есть началом столетия. В одном случае декаданс тяготеет к прошлому, суггестирует наличие обостренной нервичности восприятия, технической изощренности, интеллектуального критицизма, такой степени «прокультуренности» мироотношения, которая делает творческую артикуляцию чего-либо «прямо», вне сложной системы осознанных или неосознанных соответствий, крайне затруднительной, в результате чего каждое событие творчества либо априорно выступает пост-событием, «отражением», надстройкой, либо двоится, испытывает затруднения в различении природы «самой по себе» и природы творчества. В другом случае ощущение бремени культуры и свойственного ему эстетизма, эффекта исчезновения реальности (метаморфозы любой иноприродной творцу реальности в реальность творческого взгляда, обособленного и от «субъекта» и от «объекта» творчества) сменяется утверждением пробуждения, побега, прорыва, примитива, философии жизни, нигилистического или революционного активизма. Однако противопоставление конца и начала века в декадансе относительно, и скорее, является парадоксом, чем антитезой. 19 век в серии отрицаний и утверждений вновь и вновь возвращается к себе, что превращает «конец» в «начало» и способно откладывать вступление в свои права «не календарного, настоящего» (А.Ахматова) 20 век вплоть до его хронологического завершения.

Противопоставление отречения от жизни ради культуры (эстетики) отречению от культуры ради жизни (этики) также имеет в декадансе относительный характер. В обоих случаях речь идет о философии творчества, которая сомневается в наличии какого бы то ни было артистического канона, а также тождественности бытия, истории, человека, текста, художественной коммуникации самим себе, но тем не менее ищет в угадываемой ей всеобщей изменчивости неизменность, неклассическую классичность. Экзистенциальный страх разъединения части и целого (их синтез - главная черта классического искусства, духовного реализма христианской традиции), разбегания, конца, «взрыва» истории-почти что религиозное начало в декадансе, который прежде всего усилиями Ф.Ницше и отрицает христианство, и пародирует его, осознанно или неосознанно воспроизводя на заведомо личных основаниях. Личное время в декадансе - это опыт предельного самовыражения, попытка обособления в творчестве «я» от «не-я», «времени» от «пространства». Декларация модернизма (о вхождении в «личное время»), скорее, указывает не на преодоление «конца истории», а на его смещение, экзистенциализацию, становление целой диалектики отрицания. Тяготение декаданса к утверждению через отрицание выражено во множестве парадоксов (старое - новое, утрата - обретение, любовь - смерть, любовь - ненависть, хаос - порядок, верх - низ, центростремительность - центробежность) и антиномий, которые указывают на его романтическую природу.

Декаданс и дуализм

Декаданс - такой этап, такая литературная эпоха в становлении романтической культуры 19-20 века, которая ищет способов отказаться от множества опробованных ею дуализмов (на тему двоемирия, превосходства духа, творчества над жизнью), так или иначе считающихся с классическим, платоновско-христианским идеализмом, в пользу монистичности «идеализма свободы» (выражение В.Дильтея), идеализма неклассического. Тем не менее, с ходом 19 века все решительнее ограничивая потустороннее, опровергая его ради посюстороннего, романтизм (что хорошо заметно в творчестве центральной фигуры декаданса - Ницше), как оказалось, все время встраивал одно в другое и как бы само-поедал себя, программно утверждая идеал через разочарование, отрицание, революционарность «новизны».

Термин декаданс

Становление термина декаданс связано с эволюцией романтизма и переживанием конфликта между культурой и цивилизацией, между временем и пространством в творчестве. Рассуждения о противоречиях прогресса восходят к Ж.Ж.Руссо и Ф.Шиллеру. Переход от общих рассуждений об «упадке» к его литературному измерению намечен французским критиком Д.Низаром (1806-88), который в работе «Этюды о нравах и критика латинских поэтов декаданса» (1834) связал поэзию заката эллинизма с современными ему романтиками. В статье «Гн Виктор Гюго в 1836» Низар относит к чертам декаданса чрезмерную описательность, избыточность детали, забвение разума ради воображения и его «инноваций», а самого Гюго с классицистических позиций именует «обманщиком». Уже как романтик видит в Гюго декадента Ш.Бодлер. В «Салоне 1846 года» он утверждает, что романтизм Гюго, в отличие романтизма Э.Делакруа, «неподлинный», рассудочный: «Даже сама эксцентричность обретает у него симметрические формы. Он в совершенстве знает и хладнокровно использует все оттенки рифмы, все средства противопоставлений, все ухищрения риторических повторов. Это художник [декаданса], владеющий орудиями своего ремесла с поистине редкой и достойной восхищения ловкостью» (Бодлер Ш. Об искусстве). Если Бодлер с позиций своего романтизма относит Гюго к «классикам» и «академикам», то Т.Готье самого автора «Цветов Зла» считает поэтом эпохи, где искусственная жизнь подменяет естественную: «Этот «стиль декаданса» - последнее слово языка, которому дано все выразить и которое доходит до крайности преувеличения. Он напоминает уже тронутый разложением язык Римской империи и сложную утонченность византийской школы, последней формы греческого искусства, впавшего в расплывчатость.

В противоположность «классическому стилю», он допускает неясности, и в [их] тени… движутся зародыши суеверия, угрюмые призраки бессонницы… чудовищные мечты, которые останавливаются только перед собственным бессилием… и все, что скрывается самого темного, бесформенного и неопределенно-ужасного в самых глубоких и самых низких тайниках души» (Бодлер Ш. «Цветы Зла» и стихотворения в прозе в переводе Эллиса). Если Готье говорит о декадансе под знаком «искусства для искусства», то для Э.Золя и бр. Гонкуров это - «болезнь прогресса», «вся наша эпоха», «триумф нервов над кровью», а также «личный выбор». П.Бурже, обобщая наблюдения о декадансе, фиксирует наличие декадентской среды, эстетики, стиля эссе разных лет, собранных в книге «Этюды по современной психологии» (1883-86), декаданс трактуется и как состояние общества, где энергия отдельных его составных частей, накопленная благодаря благосостоянию, не подчинена всеобщей «органической» цели, и как «декадетский стиль»: «Целостность книги рушится, уступая место независимости каждой страницы, страница рушится, уступая место независимости каждой фразы, фраза рушится, уступая место независимости каждого слова» (Bourget P. Essais de psychologie contemporaine). Ранее Бурже, констатируя трагичность творческой принадлежности к декадансу, находил в его нервических импульсах высокую концентрацию артистического гения. После того как П.Верлен в стихотворении «Томление» (1883) увидел романтического «проклятого поэта» современником римского декаданса («Я римский мир периода упадка…»), а Ж.К.Гюисманс в романе «Наоборот» (1884) вывел в лице дез Эссента тип декадентской личности, представив как различные модусы ее программного эстетизма и дендизма («искусство жизни»), так и подробный список «декадентских» книг, художников, композиторов разных времен, мифологию декаданса можно было считать сложившейся.

Переход декаданса из «духа времени» в «литературный факт» совпал с началом выхода парижского журнала «Декадент» (1886-89), главная цель которого - радикальное опровержение «разлагающихся» буржуазных ценностей с позиций «поступательного движения человечества в будущее» и преклонения перед электрической лампочкой и паровым двигателем. Упадку основатель журнала А.Байю противопоставляет литературу, которая служит прогрессу, «декадизм». Под влиянием Верлена, А.Рембо, Гюисманса, Ж.Пеладана, У.Пейтера, А.Ч.Суинберна, О.Уайлда, Л.Захер-Мазоха, Ю.А.Стриндберга, Г.Д’Аннунцио, В.Брюсова, М.Кузмина, З.Гиппиус сложилось то, что можно считать «декадентизмом» (термин «il decadentismo» предложен в 1898 итальянским критиком В.Пика; в Англии в связи с Уайлдом и журналами «Желтая книга», «Савой» говорили о «желтых девяностых»; в Австро-Венгрии обострение артистической чувственности связывали с «преодолением натурализма» и деятельностью «Молодой Вены»), или своеобразной международной богемной модой на «проклятость», «порочность», «аморализм», «дендизм», «эстество», «ультра-субъекгивизм», «андрогинность», магию, розенкрейцерство, ереси, необычные ощущения и все противоестественное. Его популярные эмблемы - демон, сфинкс, Прометей, Эдип, Саломея, Гелиогабал, Нерон, Юлиан Отступник, Чезаре Борджиа, Эдгар По, Людвиг II Баварский, граф Р.де Монтескью. Однако «декадентизм» (связанный с образом демоничной творческой личности и «роковой женщины», а также с вагнеровским «мотивом томления» из оперы «Тристан и Изольда», перекликающийся с полотнами Д.Г.Россетти, Г.Моро, О.Редона, А.Бёклина, Ф.фон Штука, Г.Климта, М.Врубеля, графикой О.Бёрдсли, К.Сомова, М.Добужинского, операми Р.Штрауса, симфониями А.Скрябина), реализовавшись прежде всего как стиль жизни и поза писателя, выразился в законченном виде у авторов второго-третьего ряда (Э.Бурж, Ф.О.М.Вилье де Лиль-Адан, П.Луи, М.Швоб), превративших его в набор своего рода штампов, предмет пародии или экзотического чтива.

Новое измерение декаданса

Новое измерение декадансу придал Ницше , заметивший в работе «Казус Вагнера» (1888), что относит декаданс к центральной теме своего творчества: «Во что я глубже всего погрузился, так это действительно в проблему decadence… «Добро и зло» - только вариант этой проблемы. Если присмотришься к признакам упадка, то поймешь также и мораль… что скрывается за ее священнейшими именами и оценками: оскудевшая жизнь, воля к концу, великая усталость» (Ницше Ф.). Декаданс для Ницше - «историческая болезнь», психологическое измерение вырождения, нигилизма, который трактуется как преобладание в человеке аполлонического начала, «надысторического», ставшего, сна, над дионисийским, «неисторическим», спонтанно длящимся. Призывая «познать самого себя», «пробудиться», разбить «маски» кажимостей, Ницше выступает, по собственному выражению, за гигиену жизни и освобождение европейца от «затопления чужим и прошлым» ради «новой и улучшенной Physis, без разделения на внешнее и внутреннее, без притворства и условности, культуры как полной согласованности жизни, мышления, видимости и воли». Оппоненты Ницше - Сократ (изобретатель диалога и «теневой» стороны души, разрушитель «первобытной цельности» греков), апостол Павел (апологет христианства как религии «слабых» и «бегства от жизни»), Гегель (теоретик «расплывающегося» становления), а также те современники (Р.Вагнер), кто, на первый взгляд, отрицая христианство, реально его воспроизводят. Ницше распространяет декаданс не только на политику (современная демократия - форма исторического упадка империи), физиологию (наиболее сильные - слабы), но и литературный стиль - импрессионизм гонкуровского типа: «Целое уже не проникнуто более жизнью. Слово становится суверенным… Жизнь, равная жизни, вибрация и избыток жизни втиснуты в самые маленькие явления». Отрицая вагнеровское искусство как неистребимо «сострадательное», «болезненно-нервное», Ницше, вместе с тем, отказывается любить какую-нибудь другую музыку, кроме вагнеровской. Это проясняет его двойственное отношение к себе как современному писателю (в «Ессе Homo», 1888: «Я одновременно и декадент и противоположность декадента»), который грезит о сверхчеловечестве (т.е. абсолютной новизне проживания каждого момента жизни, непреходящести преходящего), имея в виду гибнущего и возрождающегося Диониса, и «вечно» возвращается к самому себе в той степени, в какой явлется гением беспощадного аналитизма. Тема декадентского художника, пробуждающегося от «сна» к «жизни», находящего в «болезни» основания для преодоления себя и своего рода трагической утопии радости, дионисийского порыва, «яств земных», переходит от Ницше к А.Жиду («Имморалист», 1902), Т.Манну («Смерть в Венеции», 1913), Г.Гессе («Степной волк», 1927), авторам экзистенциалистской ориентации.

Вслед за Ницше проблемы декаданса как общего состояния культуры и конфликта в ней «болезни» и «здоровья», «полезного» и «бесполезного», «жизни» и «творчества», личного и безличного, элитарного и массового, культуры и цивилизации по-разному касались М.Нордау («Вырождение», 1892-93) - трактующий декаданс, как ученик криминалиста Ч.Ломброзо и медик, взволнованный тем, что нездоровый художник преступно заражает здоровый организм среднего класса своими опасными мечтами; Г.Адаме («Воспитание Генри Адамса», 1907) - находящий в декадансе разрыв между высвобожденной новейшими открытиями энергией и возможностями человека; О.Шпенглер («Закат Европы», 1918-22) - создавший сравнительную морфологию различных культур и прослеживающий в 19 веке истощение центральной для европейской цивилизации идеи «фаустовского человека»; Х.Ортегаи-Гассет («Дегуманизация искусства», 1925)-находящий в декадансе пролог обновления искусства и решения им «собственно» творческих задач, понятных элитарному художнику, но чуждых веку «восстания масс».

Декаданс в России

В России слово декаданс, или декадентство, - одно из наиболее частотных в общественно-литературной полемике рубежа веков. Введению его в употребление способствовала статья З.Венгеровой «Поэты-символисты во Франции» (Вестник Европы. 1892. No 9), а также публикация (1893) лекции Д.С.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», в рецензии на которую («Русское отражение французского символизма» Русское богатство. 1893. No 2) Н.К.Михайловский, по примеру Нордау, именует символистские сочинения «дегенеративными» и «декадентскими». Л.Толстой критикует «символистов и декадентов» в трактате «Что такое искусство?» (1897-98) за распад в их творчестве платоновского единства «истина - добро - красота»: Бодлер, Верлен, Гюисманс, Малларме, Вагнер никого не способны сделать лучше и сосредоточены на самих себе, своем эротическом томлении. Негативно относится к декадансу с позиций революционного движения М.Горький («Поль Верлен и декаденты», 1896), но при этом, не принимая Верлена как социально-общественный тип, отмечает его достоинство как поэта: «Взвинченное, болезненно развитое воображение не только увеличивало силу их талантов, но и придавало их произведениям странный колорит… Они пели и жужжали как комары, и общество хотя и отмахивалось от них, но не могло не слышать их песен… Они, эти расшатанные являются как бы мстителями обществу, которое создало их». Если марксисты дореволюционной формации, солидаризуясь с ницшевским богоборчеством, поддерживали антибуржуазный романтический негативизм декаданса (Г.В.Плеханов в работе «Искусство и общественная жизнь», 1912) и в определенной мере признавали в декадентах (статьи А.В.Луначарского, В.В.Воровского 1920-х), несмотря на весь их социальный «вред», «реакционность», «осознанную или неосознанную лживость», хотя и ущербных, но мастеров слова, то советские идеологи отвергали декаданс как явление заведомо антиреалистическое.

Западная левая мысль 20 века в целом разделяет марксистскую оценку декаданса, намеченную «Манифестом коммунистической партии» (где еще в 1848 говорится о «проклятии» капитала, отчуждении человека в эпоху «всемирного рынка» и «всемирной литературы» от производства и творчества, конце буржуазной истории, грядущей апокалипсической схватке между антагонистическими классами), хотя и корректирует ее наблюдениями Ницше, экзистенциалистской мысли, психоанализа. Т.Адорно в «Философии современной музыки» (1940-41) пишет о несовместимости буржуазной идеологии и «подлинного искусства». Языки идеологии, по мнению Адорно, говоря через искусство, даже в частностях фальсифицируют его. Отсюда - протест современного художника против коммерциализации творчества и принципиальный поиск им новизны, в поисках «подлинности» расщепляющей и отрицающей традицию. Творчество австрийского композитора А.Шёнберга для Адорно-пример невозможности эстетического компромисса, программного искусства отрицания. В трактовке Адорно декаданс двойственен. Это - как вырождение, так и предельно честная антибуржуазность, все глубже и глубже констатирующая кризис, но не ищущая легких путей его решения.

Развернутую оценку декадансу дали русские поэты-символисты. Общим для них является отождествление декаданса с эпохой символизма: «Декаденство, упадочничество - понятие относительное… это искусство само по себе никаким упадком по отношению к прошлому не было. Но те грехи, которые выросли и развились внутри самого символизма, - были по отношению к нему декаденством, упадком. Символизм, кажется, родился с этой отравой в крови. В разной степени она бродила во всех людях символизма. В известной степени… каждый был декадентом» (Ходасевич В. Некрополь). Вячеслав Иванов противопоставляет декаданс на Западе и в России. Во Франции это проявление общего для всей культуры кризиса индивидуализма - эпохи «критической», «музейной», «насыщенной и усталой», она лишилась внутренней связи с предками и инициативности: «Что такое decadence? Чувство тончайшей органической связи с момументальным преданием былой высокой культуры вместе с тягостным сознанием, что мы последние в ее ряду» (Иванов Вячеслав Родное и вселенское). Бодлер, по Иванову, - центральная фигура французского декаданса. С одной стороны, он «идеалистический символист», экспериментатор в области искусственного обогащения своего воспринимающего «я», иллюзионист; маг чувственного внушения, с другой - парнасец, творец риторической метафоры (лишенной внутреннего смысла), импрессионист. Ближе других к французам, в интерпретации Иванова, И.Анненский. Европейское преодоление декаданса и его монологичности, «глубокого, но самодовольного сознания поры упадка», намечено «варварским возрождением» Г.Ибсена, У.Уитмена, Ф.Ницше, ищущими реставрации мифа как фактора всенародного сознания, а также «истинно религиозным творчеством» русского «реалистического символизма», на фоне которого богоискательство Верлена и Гюисманса - «принцип саморазрушения», гипертрофия чувственности. А.Белый также воспринимает декаданс, как принцип дифференциации символизма и поиска «на алтарях» искусства контуров новой культуры и быта: «Символисты» - это те, кто, разлагаясь в условиях старой культуры вместе со всею культурою, силятся преодолеть в себе свой упадок, его осознав, и, выходя из него, обновляются; в «декаденте» его упадок есть конечное разложение; в «символисте» декадентизм - только стадия; так что мы полагали: есть декаденты, есть «декаденты и символисты»… есть «символисты», но не «декаденты»… Бодлер был для меня «декадент»; Брюсов - «декадент и символист»… В стихах Блока видел я первые опыты «символической», но не «декадентской» поэзии…» (Белый А. Начало века).

В литературоведении 20 века декаданс соотносится с натурализмом (мотивы насилия цивилизации над природой, проклятия любви, труда, творчества, рокового социально-биологического возмездия; тема амбивалентности отношений между мужчиной и женщиной, сознательным и бессознательным, индивидуальным и коллективным; разделение слова на «внутреннее» и «внешнее» в эстетике «куска жизни»; экспрессия индивидуального чувственного опыта как единственно возможная реальность на фоне бесконечной и безначальной среды явлений) и символизмом, а также с теми их промежуточными образованиями, которые тяготеют то к стилистике 19 века (импрессионизм), то 20 века (неоромантизм). Все еще сохраняющий влиятельность тезис отечественного литературоведения о преодолении декаданса в «реализме» (своего рода норме «прогрессивного» мировоззрения и тождественной ему «нормативной» поэтике) следует считать безнадежно устаревшим, так как декаданс является все же не конкретным стилем и тем более не реакционным мировоззрением (в романе «Волшебная гора» Т.Манном показана одинаковая лживость как реакционерства Нафты, так и либерализма Сеттембрини), а общим состоянием культуры конца 19 - начала 20 века, которое, указывая на трагическое переживание кризиса цивилизации, может трактоваться с взаимно исключающих позиций.

Слово декаданс произошло от французского decadence и латинского decadentia,что в переводе означает - упадок.

Поделиться:

Термины декаде́нтство, декада́нс для обозначения литературного течения стали употребляться во Франции в 1880-х гг. и в 1890-х-1900-х в России, Германии и других странах.

[редактировать]

Возникновение

В 19 веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала грозными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца 19 века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые так же сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения Романтизма с их немного наивным взглядом на природу. На многих этих авторов повлияли традиции готического романа и поэзия и проза Эдгара Аллана По.

Хотя идея декаданса начинается в 18 веке с Монтескьё, позднее, после Дезире Низарда (фр. Désiré Nisard) - французского писателя и критика - она заимствуется и берется на вооружение критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтистов, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак гордости, как символ их отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-ых годах группа французских писателей называла себя декандентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.

Как литературное движение, декаданс - это переходный этап между романтизмом и модернизмом.

Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-ых годов. Большая часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.

[редактировать]

Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, это обозначение было подхвачено его представителями и превращено в лозунг. Наряду с декадентством для обозначения этого общеевропейского течения поэзии иискусства употребляются также термины: «модернизм», «неоромантизм», «символизм».

Из этих терминов - «модернизм» (от фр. moderne - современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX века, а не на его специфические особенности. В защиту этого термина выступал С. А. Венгеров, «Этапы неоромантического движения».

Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.

«Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» - искусствоведческая категория - удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве, например, импрессионизм. И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства, например, в русском символизме.

Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психофизическоговырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь).

Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства,эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи и др.

Данный видеоурок поможет пользователям получить представление о теме «Декаданс, модернизм, авангард: основные определения». Раскрывается суть понятий декаданса, модернизма, авангарда. Подчеркивается, что людей, творящих в данных рамках, объединяет ощущение времени, в котором они живут, но отражают это время они с разных позиций. Творцы, создающие свои произведения в манере декаданса, модернизма или авангарда, чувствуют себя свидетелями смены цивилизации и пытаются отразить появление нового на сломе старого.

Тема: Русская литература конца XIX - начала XX вв.

Урок: Введение. Декаданс, модернизм, авангард: основные определения

Новые течения в литературе назывались по-разному: декаданс, модернизм, авангард.

На этом уроке необходимо разобраться с терминами.

Декаданс - культурный упадок в литературе и искусстве конца XIX— начала XX века, характеризующийся формализмом, индивидуализмом.

В это время стали называть в искусстве упадок вкуса, когда разгорелась дискуссия о старом и новом: о литературе, о писателях. Споры шли о том, что лучше античная литература (образцовая) или современная (отвечающая духу современности). Именно в этот период в Европе и употребляется слово декаданс.

Это слово также употребляется в середине XIX века. Начали переносить исследования Дарвина и других физиологов на литературу, общество, искусство, заговорили о вырождении человеческого биологического вида и конце человеческой цивилизации. Эти идеи получили название «социал-дарвинизма».

Э. Золя в своей статье «Что я ненавижу» (1866) пишет: «Мой вкус, если хотите, испорчен. Я люблю чересчур острое литературное рагу: произведения декаданса, для которых свойственна болезненная чувствительность, а не крепкое здоровье классических эпох. Я принадлежу своему времени.»

Французский поэт Т. Готье издаст сборники стихов Бодлера («Цветы зла»), которые во многом определят идеологию и психологию декаданса.

Рис. 1. Пьер Жюль ТеофильГотье ().

«Сочинитель «Цветов зла» то, что называют декаденским стилем, есть искусство, которое дошло до такой степени зрелости, которой достигают на закате состаревшейся цивилизации,» - говорит Т. Готье в своем предисловии к сборнику.

Декаданст - это старость, закат европейской цивилизации, т.е. - зрелость и мудрость. Художники слова выражают это время. К концу века эти настроения упадка, близкого конца цивилизации усилились. Казалось, что очень важное прозойдет, и творчество писателей, у которых доминировали настроения упадка, ощущуния близкой смерти и стали называть декаденскими.

Леконт де Лиль считал, что городская цивилизация сойдет на нет (образ травы, прорастающей сквозь асфальт), на месте городов будут расти леса, а затем вся планета погибнет в космической вспышке.

Эсхатология (от греч. eschatos последний, конечный и logos - учение) - учение о последних вещах: о конце мира, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле. Различается индивидуальная эсхатология, т.е. учение о загробной жизни единичнойчеловеческой души, и всемирная - учение о цели космоса и истории и их конце.

Становиться популярная тема упадка римскоцй империи(образ Юлиана Отступника). Эту культуру, по мнению других, могут и погубить варвары. Внешние и внутренние варвары угрожали цивилизации. События Парижской коммуны (обрушение Вандомской колонны, поджог Лувра).

Г. Флобер пишет Тургеневу: « Меня угнетает состояние общества... Я чувствую, как поднимается откуда-то снизу неодолимое варварство. Я всегда пытался жить в башне из слоновой кости, но окружающее ее море дерьма поднимается все выше, волны бьют о ее стены с такой силой, что она вот-вот рухнет». Речь здесь идет не о политике, а об умственном состоянии Франции.

Россия в кругу европейских государств могла считать себя достаточно молодой цивилизацией. Русские поэты чувствуют что-то похожее.

Поэт и философ Владимир Соловьев гибель цивилизации видит не в пришествии русского бунта, а в агрессивном движении с Востока. В своем стихотворении «Панмонголизм» он пишет:

Но мне ласкает слух оно,

Как бы предвестием великой

Судьбины божией полно.

Когда в растленной Византии

Остыл божественный алтарь

И отреклися от Мессии

Иерей и князь, народ и царь,-

Тогда он поднял от Востока

Народ безвестный и чужой,

И под орудьем тяжким рока

Во прах склонился Рим второй.

Судьбою павшей Византии

Мы научиться не хотим,

И всё твердят льстецы России:

Мережковский - родоначальник русского символизма - назовет нового героя «грядущим хамом».

Для русских представителей декаданса не существует истин и моральных обязательств. Истин много, значит, и морали много. Декадансы - это люди, которые считают, что разделение добра и зла не существует (Ницше «По ту сторону добра»).

Эстетизм, имморализм, пессимизм, индивидуализм составляют философию и психологию декаданса. Для искусства этот период словно взлет. Декаданс - это упадок общественного сознания, но не искусства.

Немецкий философ О. Шпенглер в книге «Закат Европы» находится на витке гибели.

В этот период возникает новый термин «дух современности ». Мир меняется, и нужно обратиться современности. В своей статье «Поэт (художник) современной жизни», которая посвящена художнику Константен Ги, Шарль Бодлер пишет: «Современный художник должен найти красоту не в неких идеальных образцах, а в образцах современности… Он ищет нечто, что можно назвать духом современности, которая лучше бы выразила нашу мысль. Он стремиться выделить в изменчивом лике повседневности скрытую в нем поэзию, старается извлечь из этого элементы вечного..»

Красота - это изменчивое понятие. Каждая историческая эпоха выдвигает свое представление о красоте.

Впечатлительность и талант - важные составляющие искусства этого времени.

От этого выражения «дух современности» появилось слово « модернизм».

Жизнь в это время быстро меняется. Меняется география мира: идет битва за Африку, Россия продвигает идею колонизации на Восток, эпоха Мэйдзи (открытие границ Японии). Европа почувствовала себя дряхлой, потому что открылись новые культуры, новые научные открытия. Люди не всегда понимали, что с этим делать. Появились новые теории: теория относительности Эйнштейна, идея научного воскрешения предков (Н. Федоров), идея полета в космос (К. Циолковский). Картина мира не совсем понятна. Разум понимает, что что-то не понимает. И возникает позиция, что разум не главное. Атеизм и материализм господствуют в это время, уступают место новому. Разум теряет веру в себя (поиски по ту сторону).

Современность меняется. Картин мира много. Разум подвергается сомнению. Художники ищут истину в потустороннем мире. Модернизм по кругу идей похож на романтизм: тот же бунт против традиций, поиск самовыражения, внимательное отношение к индивидуальности каждого художника. Каждый поэт, музыкант или художник стремиться открыть свое направление, придумать новый язык, новую картину мира.

ИЗМы растут как грибы: атеизм, символизм, кубизм, футуризм, фовизм и другие.

Искусство в этот момент обращается на себя. Часто темами художественного произведения становятся так называемые рефлексии. Размышлением над тем, что такое искусство. Современная теория искусства опирается на наблюдения, которые были созданы в этот период.

Декаданс и модернизм - это не художественное направление, это круг определенных идей, понятий, картина мира.

Одной из ветвей модернизма принято считать авангард, что в переводе означает «передовой отряд».Представители пытаются строить новую будущую цивилизацию из обломков старой. Их творчество больше связано с эпатажем(шокирующее поведение с целью привлечения внимания).

Больше этот термин прижился в изобразительном искусстве, меньше - в литературе.

В литературе авангардистами чаще всего называют футуристов. Для них главное поскорее увидеть будущее.

Декаданс, модернизм и авангард не являются художественными направлениями, потому что не имеют общей стилистической идеи. Их определяет точка зрения, картина мира, философия, ощущение времени, в котором они живут. Они пересекаются, их объединяет общее ощущение того, что художники живут на сломе веков и считают своей главной задачей отразить это время.

В. Соловьев. Панмонголизм.

Панмонголизм! Хоть слово дико,

Но мне ласкает слух оно,

Как бы предвестием великой

Судьбины божией полно.

Когда в растленной Византии

Остыл божественный алтарь

И отреклися от Мессии

Иерей и князь, народ и царь,-

Тогда он поднял от Востока

Народ безвестный и чужой,

И под орудьем тяжким рока

Во прах склонился Рим второй.

Судьбою павшей Византии

Мы научиться не хотим,

И всё твердят льстецы России:

Ты - третий Рим, ты - третий Рим.

Пусть так! Орудий божьей кары

Запас еще не истощен.

Готовит новые удары

Рой пробудившихся племен.

От вод малайских до Алтая

Вожди с восточных островов

У стен поникшего Китая

Собрали тьмы своих полков.

Как саранча, неисчислимы

И ненасытны, как она,

Нездешней силою хранимы,

Идут на север племена.

О Русь! забудь былую славу:

Орел двухглавый сокрушен,

И желтым детям на забаву

Даны клочки твоих знамен.

Смирится в трепете и страхе,

Кто мог завет любви забыть...

И Третий Рим лежит во прахе,

А уж четвертому не быть.

Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. - 5 -е изд. - М.: ООО 2ТИД « Русское слово - РС», 2008.

Введение…………………………………………………………………………...3

1.История и основные идеи декаданса как направления культуры

и искусства………………………………………………………….……………..6

2. Развитие декаданса в России ………………………………………………...10

2.1. Основные тенденции возникновения и развития декаданса……………..10

2.2. Основные течения декаданса……………………………………………..11

2.3. Основные стилистические особенности декаданса

(на примере творчества Д.С. Мережковского)………………………………...28

Заключение…………………………………………………………………...….44

Список использованных источников и литературы…………………...………46


Введение

Период конца XIX – начала XX века в мировой художественной культуре вообще и российской культуре в частности ознаменовался переходом к качественно иному уровню развития. В литературе, музыке, живописи, скульптуре, литературе возникают новые движения и течения. Одним из них в литературе становится декадентство.

Декадентство (от позднелатинского decadentia - упадок) - общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма.

Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданской тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.

В начале XX века в так называемый «Серебряный век русской поэзии», когда на арену литературных течений выходят самые разные направления и течения прозы и поэзии, это течение развивается и в России, имея в ней особенности, связанные с историей русской культуры, искусства и общественной жизни.

В соответствии с этим целью данной работы является исследование особенностей развития русского декаданса на примере творчества авторов «Серебряного века».

Согласно цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

1) определить понятие декаданса и выделить основные этапы его развития;

2) охарактеризовать стилистические особенности декаданса на примере творчества отдельных авторов;

3) выделить основные этапы и течения, в рамках которых развивается декаданс в русской литературе начала XX века.

Объект исследования – декаданс как направление в искусстве, предмет анализа – особенности декаданса как течения в русской литературе XX века.

На сегодняшний день можно заключить, что наша страна находится на таком уровне развития, социально – культурные, политические, идеологические условия которого во многом схожи с тем периодом в истории, когда в России развивается такая особая форма умонастроения, как декадентство. В соответствие с этим, исследование особенностей и основных направлений развития русского декаданса носит высокую степень актуальности.

В процессе написания работы были использованы методы - исторический анализ работ по истории культуры, научной и учебной литературы, синтез изученного материала, выводы и обобщения, литературоведческий, стилистический анализ.

Учебники и учебные пособия, а также монографии, использованные в процессе подготовки работы, можно разделить на две основных группы. Прежде всего, это работы по истории российской и зарубежной культуры, которые позволяют составить представление об особенностях русской культуры в определенную эпоху, которая имеет собственные особенности развития в соответствии с политическими и общественными тенденциями развития. Это исследования Т.И. Балакиной , Т.В.Ильиной , Б.И.Краснобаева , А.В.Муравьева , в которых дается небольшой анализ модерна и декаданса, как течений, однако, многое можно почерпнуть с точки зрения эпохи и основных тенденций развития культуры. Исследования по теории и истории литературы отличаются глубоким анализом особенности развития русской литературы «Серебряного века», в течение которого наибольшего расцвета достигли модерн и декаданс. В них дается обзор поэзии «Серебряного века», проведен глубокий анализ основных тенденций творчества авторов различных литературных направлений (М.Д.Антонова , Е.А.Афанасьева , Н.В.Бондарева , В.И.Григорьев , Д.Н.Карачков , С.Д. Назарчук , Н.Д.Тенишева , А.Н.Ульянова , В.И.Яковлева). Некоторые из работ специально посвящены истории культуры «Серебряного века» или основных тенденций декаданса в России, в соответствии с чем особенно ценны при подготовке работы (В.Белоусов , А.М.Марченко).

1.История и основные идеи декаданса как направления культуры и искусства

Декадентство (декаданс) - (позднелат. - упадок) - особая форма умонастроения, которая отличала многих представителей мировой и русской культуры в конце XIX - начале XX веков. Декадентство внешне выражалось в преобладании настроения отчаяния, бессилия, усталости, разочарования. В Европе эти настроения появились под влиянием поражения революций 1848 года и постепенно дошли до России, где получили дальнейшее развитие в силу резких социальных антагонизмов, политизации российского общества в начале ХХ века, а затем - неудач революции 1905 - 1907 годов.

Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, обозначение «декадентство» было подхвачено его представителями и превращено в лозунг. Наряду с декадентством для обозначения этого общеевропейского течения поэзии и искусства употребляются также термины: «модерн», «неоромантизм», «символизм».

Из этих терминов - «модерн» (от фр. moderne - современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX века, а не на его специфические особенности (в защиту этого термина выступал С. А. Венгеров, «Этапы неоромантического движения»).

Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.

«Декадентство» как термин шире термина «символизм», по сути дела являющегося одной из разновидностей декадентства. Термин «символизм» - искусствоведческая категория - удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).

Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме) .

В XIX веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По.

Идея декаданса восходит к XVIII веку, к Монтескьё, а далее, после Дезире Нисарда - французского писателя и критика (фр. Désiré Nisard) - она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.

Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-х годов. Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи. Наиболее яркими представителями декадентства на Западе являлись Оскар Уайльд, Ш. Бодлер, Мария Корелли, П. Верлен, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х - 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.

Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 1880-х и начала 1890-х гг. Писатели-декаденты были особенно популярны после революции 1905.