Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

» » Классный час по теме хлеб всему голова. Классный час на тему: «Хлеб – всему голова

Классный час по теме хлеб всему голова. Классный час на тему: «Хлеб – всему голова

Классный час

Тема: « Хлеб- всему голова»

Цели: воспитывать бережное отношение к хлебу; развивать познавательный интерес у детей.

Оборудование : каравай с солью на полотенце; репродукция картины И. Шишкина «Рожь»; фотографии блокадного хлеба; рисунки с изображением хлебного поля, мельницы, хлебопекарни, машины с надписью «Хлеб».

Оформление:

Написать на доске эпиграф классного часа.

Повесить плакаты с пословицами о хлебе:

Хлеб - всему голова.

Земля - матушка, а хлеб - батюшка.

Хлеб в пути не тягость.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Информационный блок.

1. Как делают хлеб?

2. Блокадный хлеб.

III. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительная беседа

Классный руководитель. Ребята, угадайте, о чем идет речь?

Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Кто-то любит белый,

Кто-то любит черный,

Кто-то любит с маком

Или запеченный.

Он бывает длинным,

Но бывает узким.

Кто-то любит с тмином

Или же французский.

Он зерно, он колос,

Он мука и тесто.

За праздничным столом

Он знает свое место.

(Ответы детей.)

Картинка хлеба на доске

Правильно, о хлебе.

Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.

II. Информационный блок

1. Как делают хлеб?

Много людей должны потрудиться, чтобы мы с вами съели кусочек хлеба к завтраку или к обеду. Сначала хлеб надо вырастить. Для этого всю весну и лето трудятся хлебороб, агроном и хлебопашец. Собрав урожай зерна, надо очистить его от сорняков и примесей, перетереть зерна в муку. Сейчас эту работу выполняют машины под руководством людей на мукомольных заводах, а раньше крестьяне мололи муку на мельницах и жерновах. (Показывает иллюстрации.) Потом мука поступает на хлебопекарный завод, где специалисты выполняют разные операции: следят за тем, как выпекается хлеб в жарких печах, упаковывают хлеб, укладывают в передвижные контейнеры, везут на специальных машинах в магазины. Посмотрите, как много людей задействовано в этом процессе.

1-й: Вот хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой.

Вот он…желтый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

2-й: Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе.

3-й: В нем здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

4-й: В нем земли родимой соки.

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем.

5-й: Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

6-й: Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

Ведущий: Свежий, теплый еще каравай хлеба из нового урожая на столе не просто дар родной земли, а венец горячего труда, неотлучных дум, неусыпных забот многих людей. Как же приходит на стол такой вкусный хлебушко? Труд каких профессий обязателен при этом? Какой труд они выполняют? (хлеборобы, трактористы, комбайнеры, мельники, пекари)

Ведущий : Те, кто выращивает хлеб знают его настоящую цену. Но некоторые дети, не задумываясь, бросают недоеденную булочку в мусорный ящик, пинают как хоккейную шайбу черствый бублик.

Ученик :

Мальчишка примерно 13-ти лет

Бежал и ногою подбрасывал хлеб.

В него словно в мячик мальчишка играл,

Забрасывал в лужи и снова пинал.

А взрослые люди с работы шагали,

И взрослые люди все это видали.

Но хоть бы один ему слово сказал.

Играет мальчишка, ну, что же, скандал!

А разве те люди войны не видали?

А разве те люди не голодали?

Неужто они навсегда позабыли,

Как хлеба кусочек на сутки делили?

Снимите очки и захлопните книжку!

Я очень прошу – урезоньте мальчишку!

Остановите! Ему объясните!

Пусть он запомнит на тысячу лет,

Что самое главное в жизни – хлеб!

Ведущий : Это стихотворение было написано поэтом, пережившим тяжелые годы войны. Он своими глазами видел, как люди умирали от голода во время блокады Ленинграда. Ленинградский блокадный хлеб…..как он мал, 125-граммовый кусочек хлеба, в котором было только 7% настоящей муки. Но ленинградцы были рады и этому и продолжали трудиться и воевать в голодном и осажденном городе. В это тяжелое для всей страны время дети были помощниками старших. Они умели ценить каждую крошку хлеба (показ нормы хлеба в военное время).

Ученик. Во время Великой Отечественной войны Ленинград был окружен фашистскими войсками. Запасы продовольствия в городе иссякали, а людям нужно было продолжать работать, спасать себя и близких от бомбежек и обстрела. Единственной связью с внешним миром стала автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера. По ней в зимний период осуществлялись доставка в город продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых. Ее называли Дорогой жизни. Люди постоянно умирали от голода и холода. Очереди за хлебом были огромные. Его выдавали по карточкам. Дневная норма хлеба на человека падала день ото дня. Нормы выдачи хлеба на один день составляли: для рабочих - 250 г, для служащих - 125 г, для детей - 125 г. (Демонстрирует фотографии.)

Выжить в этом аду горожанам помогла вера в помощь «Большой земли», которая где-то рядом, стоит лишь немного потерпеть. Каждый ждал наступления того дня, когда враг будет повержен, изгнан с территории нашей Родины, но далеко не всем удалось дожить до Победы.

Песня о хлебе

Учитель. А сейчас я предлагаю поиграть в игру.

Игра с колосьями (образование родственных слов к слову «хлеб»).

Правила игры : ребенок берет колос и задаёт вопрос своему соседу. Ответивший на вопрос берет следующий колос и задает вопрос другому ребенку. Игра завершается, когда заканчиваются колоски с вопросами.

Вопросы:

Назови хлеб ласково (хлебушек). Крошки хлеба, какие? (хлебные). Квас из хлеба, как называется? (Хлебный). Прибор для резки хлеба (хлеборезка). Посуда для хлеба (хлебница). Кто выращивает хлеб? (хлебороб). Кто печет хлеб? (хлебопек). Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод). Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия).

Ведущий : Нет для человека более приятного запаха, нежели аромат свежеиспеченного хлеба. Отношение к хлебу должно быть особое, как к святыне. О хлебе написано множество художественных произведений: рассказов, повестей, а также пословиц и поговорок. Приведите примеры.

Дети называют пословицы

1-я группа.

Без хлеба // и сыт не будешь.

Если хлеба ни куска // так и в тереме тоска.

Из одной муки // хлеба не испечёшь.

Горькая работа, // зато сладок хлеб.

2-я группа.

Хлеб вскормит, // вода вспоит.

Покуда есть хлеб и вода - // всё не беда.

Хлеб - батюшка, // земля - матушка.

Ржаной хлебушко // калачу дедушка.

3-я группа.

Пот по спине - // так и хлеб на столе.

У кого хлебушко - // у того и счастье.

Хлеб ногами топтать -// народу голодать.

Хлеб да вода - // молодецкая еда.

Издревле на Руси существовал обычай дорогих гостей встречать хлебом-солью. Как вы думаете, почему?

(Дети высказывают предположения.)

Вы правы: хлеб для дорогого гостя - это знак уважения к нему, так как хлеб на Руси был самым значимым продуктом.

(Читает стихотворение В. Бакалдина.)

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим...

Ученица на рушнике проносит хлеб и все отламывают кусочек хлеба.

Учитель . Сегодня посвятили разговор хлебу. Узнали, как непросто он рождается. И поэтому, когда вы берете в руки свежий хлеб, вдыхаете тончайший аромат, вспомните о великом труде всех тех, кому мы обязаны хлебом. И пусть никогда не покидает вас бережное, уважительное отношение к этому замечательному продукту.

На весенней заре

Воздух свежий и синий.

Постаревший отец,

Седину шевеля,

Говорил у крыльца

Провожая его

Первый раз на поля.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова

Хлеб всему голова.

Сын пошёл, пошагал

По отцовскому следу,

Но война началась

Боль огня и свинца.

В годы бед и потерь,

Добывая победу,

Нёс боец по земле

Завещанье отца.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Но случилась беда

На земле незнакомой,

Был он ранен в бою

По холодной зиме.

Пайку хлеба свою

Передал он другому,

А домой написал

В треугольном письме.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова

На весенней заре

Воздух свежий и синий.

На страде посевной

Гул моторов и шум.

У родного крыльца

Сын погибшего сына

Говорил на заре

Своему малышу…

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Хлеб всему голова,

Классный час на тему "Хлеб - всему голова" разработан для учеников 2-3 классов. В сценарии содержится кроссворд о профессиях, связанных с выращиванием и приготовлением хлеба; история слова "Хлеб"; пословицы и поговорки о хлебе; традиции и приметы; видеоролик "Как пекут хлеб"

Тема: «Хлеб - всему голова»

Цель: Создать условия для формирования знаний о хлебе.

Задачи: Образовательная: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;

Развивающая: расширять кругозор учащихся, их словарный запас;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хлебу.

Ход занятия:

Мальчишка примерно 13-ти лет

Бежал и ногою подбрасывал хлеб.

В него словно в мячик мальчишка играл,

Забрасывал в лужи и снова пинал.

О чем это стихотворение?

Почему так нельзя обращаться с хлебом?

Как вы поступаете с недоеденным хлебом?

Что вы знаете о хлебе?

Как вы думаете о чем будет наш урок?

Давайте сегодня наш урок посвятим хлебу и узнаем почему люди так берегут и ценят хлеб? А в народе говорят «Хлеб - всему голова »

А поможет нам в этом герой русской народной сказки, которую вы угадаете сами

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? …. (Колобок)

Колобок много мог бы рассказать о хлебе, но он не умеет разговаривать, поэтому он будет направлять нас и помогать.

Ребята, а вы знаете Как появился хлеб?

Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, грибы, орехи. Но однажды человек принес в корзинке несколько зернышек. Долгое время люди употребляли зёрна в сыром виде, затем научились их растирать между камнями, получая крупу, и варить её. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что еда превратилась в камень. Когда же этот камень остыл, и человек очистил его, он вдруг почувствовал незнакомый запах. Отведав кусочек нового кушанья, человек зажмурился от удовольствия Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет,

Почему хлеб стал называться именно так

Слово «хлеб» произошло от старонемецкого языка и сохранилось слово «хлайб», специальный посуд для выпечки (Работа со словарем)

1 задание Совтавьте цепочку как делали хлеб на Руси в более поздние времена

Пахали землю

Сеяли зерно

Косили косой

Молотили цепами

Мелят на мельнице муку

Пекут хлеб

Заметьте, что все делалось руками, без помощи различной техники.

Так как в изготовление хлеба было вложено много труда, в народе сложились разные традиции, связанные с хлебом Сегодня было д/з на опережение. И о традициях нам расскажет 1 группа

Традиции

Хлебом- солью встречали самых дорогих гостей

Хлеб – символ достатка, изобилия и материального благополучия. Хлеб на столе символизирует достаток дома, постоянную готовность к приему гостя.

Хлеб используют в качестве оберега: клали в колыбель,чтобы малыш рос здоровым и счастливым. брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути,

Хлеб выносили на улицу при приближении грозы, чтобы защитить посевы.

Хлеб брали, когда отправлялись свататься, с хлебом и солью встречали гостя и молодоженов из церкви после венчания, угощали им весь двор в различных обрядовых ситуациях.

Считалось самым большим грехом уронить хотя бы крошку хлеба, а еще страшнее растоптать ее.

В день свадьбы невесту и жениха обсыпали хлебными зернами, чтобы жизнь их была богата..

С хлебом было принято провожать на фронт и встречать солдат с войны.

Роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

Наше поколение живет в мирное время. Но еще живы те люди, кто испытал ужасы войны. что в голодающем городе люди в поисках хотя бы крошки хлеба вскрывали дощатые полы. Между хлебом и жизнью стоял знак равенства. В музее Ленинграда сохранился тоненький ломтик блокадного хлеба. Посмотрите на такой же ломтик. Его выдавали людям на весь день. это был не просто хлеб – это была сама жизнь

В годы войны Муки не хватало, в тесто добавляли отруби, жмых, солод и даже обойная мука. кора деревьев семян лебеды в целях экономии.. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда даже маленький кусочек не выбрасывают.

В дыму ленинградское небо.

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Хлеб – всей жизни голова!

Видео О. Воронец Хлеб всему голова.

знаете как хлеб называется у разных народов и об этом нам расскажет 2 группа Хала -Израиль, Симит (Турция) , Лаваш (Армения), Фокачча (Италия),Бриош багет(Франция), Пумперникель (Германия), Калач (Россия)

Физкультминутка

А вы знаете, как хлеб приходит к нам на стол?

Забежишь в магазин и через минуту выходишь с хлебом. Мы каждый день его видим на столе. Без него мы даже не представляем обед или завтрак. А ведь и в наше время непросто приходит он к нам на стол.

Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.

ИЗ каких злаков делают хлеб: пшеница Рожь, овес, ячмень, кукуруза. просо

Как вы думаете сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку хлеба? Правильно, 120 профессий.

Изготовление хлебе в наст время а основные профессии вы назовете сами. На столах у вас кроссворд. Разгадайте его самостоятельно.

Ключевое слово хлебороб

Кто такой хлебороб - крестьянин, земледелец, выращивающий хлеб

Как пекут хлеб (видео)

В настоящее время очень много споров

Вреден или полезен хлеб? В мире очень много полных людей и считается, что от хлеба полнеют. Он вреден в больших количествах, и при малоподвижном образе жизни. В питании детей продукты из зерновых культур занимают очень важное место.

Так, белки нам дают иммунитет, отвечают за рост организма;

углеводы – энергию,

а минеральные вещества берегут здоровье.

Он еще содержит незаменимые аминокислоты, которые отвечают за работоспособность. В

хлебе содержится фосфор, магний, железо, цинк.

Даже если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления в пищу. Хлеб никогда не приедается, не надоедает – таково его удивительное свойство.

Ребята, а вы знаете, сколько тонн хлеба съедает человек за 60 лет?
Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб.

Хлеб воспевали многие поэты писатели музыканты, художники и об этом нам расскажет 3 группа

 Картины:

Сказки и рассказы : Паустовский «Тяжелый хлеб»

Сказка колобок

К.Д.Ушинский «Хлеб»

Белорусская сказка « Легкий хлеб»

Стихи о хлебе

Пословицы и поговорки про хлеб. Кроме традиций придуманных людьми есть очень много пословиц о хлебе. У вас на столах есть карточки надо собрать пословицу

Многие пословицы о хлебе учат гостеприимству, добрососедству и

взаимовыручке. Вот несколько из них.

Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

Будет хлеб, будет и песня!

Без хлеба куска везде тоска.

Давайте вернемся к теме урока

Объясните смысл пословицы Хлеб - всему голова Хлеб главный на столе, ни один стол, ни богатый ни бедный не обходится без хлеба. Люди выживали ради хлеба

Что нового узнали на уроке?

Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем содержатся почти все питательные вещества, необходимые человеку. И только благодаря кусочку хлеба многие люди смогли выжить в годы ВОВ. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитали и ценили хлеб.

Давайте вспомним стихотворение, которое я прочитала в начале урока. А теперь скажите, чтобы вы сказали такому мальчику?

Снимите очки и захлопните книжку!

Я очень прошу – урезоньте мальчишку!

Остановите! Ему объясните!

Пусть он запомнит на тысячу лет,

Что самое главное в жизни – хлеб!

Если вам понравился урок – нарисуйте улыбку

Если не очень- мордочку без эмоций

Если было не интересно – грустный ротик

Отправим наших колобков на полянку

Классный час: Хлеб - всему голова

для учащихся начальной школы.

Подготовила учитель начальных классов

МКОУ Куликовской ООШ Бондарева Анна Тимофеевна

Цель: прививать любовь к труду; воспитывать бережное отношение к хлебу.

На доске плакат: «Хлеб - всему голова», написаны пословицы о хлебе. Накрыт праздничный стол: каравай, румяные булочки, пирожки, пряники.

В день праздника в зале была устроена выставка хлебобулочных изделий. Это только маленькая часть того, что можно вы­ печь.

    Сообщение темы классного часа.

- ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ

Комовато, ноздревато,

И кисло, и пресно,

И легко, и кругло,

И черно, и бело.

Режут ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят! (Хлеб)

Правильно, ребята.

Хлеб никогда не приедается, не надое­ дает - таково удивительное свойство этого главного продукта питания.

Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В му­ зее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера ломтик хлеба, испеченный 6 тысяч лет назад. . Когда- то очень давно он попал в густой ил, со време­ нем окаменел и так сохранился до наших дней. Вот с каких пор люди едят хлеб!

Профессия пекаря –одна из древних на

земле. Особенно ценился тот пекарь, кото­ рый умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень бога­ тые люди.

Звучит песня «Русское поле», муз. Я.Френкеля, слова И.Гофф.

Дети одеты в русские национальные костюмы, у одного из них в

Руках хлеб-соль.

Они читают стихи.

Если мы хотим кого - то Он на блюде расписном

Встретить с честью и почетом , С белоснежным рушником Встретить щедро , от души , С караваем соль подносим ,

С уважением большим , Поклонясь , отведать просим :

То гостей таких встречаем - Дорогой наш гость и друг ,

Пышным круглым караваем . Принимай хлеб - соль из рук !

(Девочка с хлебом-солью в руках выходит вперед, кланяется и ставит

хлеб-соль на стол).

Сегодня наш классный час посвящен хлебу. Мы расскажем о том, как

хлеб попадает на наш стол, почему о хлебе люди говорят: «Хлеб -

всему голова».

II . Чтение стихотворений.

1. Пышный , мягкий , пропеченный ,

Подрумяненный слегка ,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека . 3. В нем земли родимой соки ,

2. В каждый дом , на каждый стол Солнца свет веселый в нем .

Он пожаловал , пришел , . Уплетай за обе щеки ,

В нем здоровье , наша сила , Вырастай богатырем .

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло,берегло. 4. Не сама собой природа

Хлеб на блюде подает.

Сколько требует ухода

Мать-земля на целый год.

5.В каждый дом, на каждый стол

Хлеб пожаловал, пришел,-

В нем - здоровье, наша сила,

В нем - чудесное тепло.

Много рук его растило

Сохраняло, берегло.

III . «Как хлеб на стол пришел». (Рассказы детей, на доске
картинки). Учитель. Издавна кормит людей матуш­ ка-земля. Во времена, когда люди еще не уме­ ли пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случа­ лось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятав­ шиеся в корзинке несколько зернышек. Слу­ чайно упадут они на землю возле дома - глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен полу­ чалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а спе­ циально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колос­ ки. Сперва - ячменя, потом пшеницы и ржи.

Сегодня на нашем столе, на самом почет­ ном месте, лежит хлеб. Хрустящий, с аппе­ титной корочкой, сдобный. А вспомним, как не просто пришел он к нам. Много людей по­ могало ему в этом: и тот, кто пахал землю, се­ ял, убирал, и тот, кто потом хлеб молол, а по­ том испек. Трудно, тяжело достается хлеб. Потому и говорят часто: «трудный хлеб». Хлеб кормит. Без хлеба нет жизни. Он зани­мает важнейшее место в жизни человека.

IV . Беседа о бережном отношении к хлебу.

Чтецы:

1, На свете я видел хлеба немало.

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом,

Он отдыхал, накрытый холстом.

2. В горнице пахло сильно и сладко,

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка,

Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это
слово - жизнь. В музее истории г. Санкт- Петербурга хранится кусочек
заплесневелого хлеба величиной с мизинец. (Показ фото). Таков был в
зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного
немцами города. А людям надо было работать, нужно было жить,
нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда стра­ ны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зер­ ен. Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе. Она и теперь, эта коллекция, бережно хранится, только сейчас на Кубани, в исследовательском центре.

В дыму ленинградское небо, Блокадного хлеба

Но горше смертельных ран Сто двадцать пять грамм.

Тяжелого хлеба,

Чтецы: 1. В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб - всей жизни голова!»

    Зерна наших дней, светитесь
    Позолотою резной.
    Говорим мы, берегите,
    Берегите хлеб родной.
    Берегите каждый колос
    Наших радостных полей,
    Словно песен тихий голос
    Громкой родины своей!

    Не хотим мы видеть черных

Зерен, выжженных войной,

Пусть сияет нам узорный

Золотистых волн прибой.

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)

Золотой простор бескрайний -

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Хлебное поле большое, как море -

Не сосчитаешь колосьев на нем

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда -

Эта живая награда за труд.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!» (Хором.)

Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы - люди,

Научитесь хлеб беречь!» (Хором.)

Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент- Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас величием труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба несравним ни с чем». А теперь я хочу, чтобы вы послушали сказку «Легкий хлеб» и ответили на вопрос «Бывает ли хлеб легкий?»

Легкий хлеб

(Белорусская народная сказка)

Косил однажды косарь траву на лугу, сел под кустик отдохнуть. Выходит вдруг из леса голодный волк. Волк подошел к человеку и попросил у него хлеба. Понравился волку хлеб, он и говорит:

- Хотел бы я каждый день хлеб есть. Но где мне его доставать?
Подскажи.

    Надо землю вспахать.

    Тогда и хлеб будет?

    Нет, брат, постой. Дождись, пока рожь взойдет, весной вырастет,
    потом зацветет, затем начнет колоситься, потом зреть...

    Ох, - вздохнул волк, - долго же, однако, надо ждать! Нет! Это работа
    больно скучная и тяжелая. Лучше посоветуй, как легче еду добыть...

    Ну, что ж, - говорит косарь. - Раз не хочешь тяжелый хлеб есть,
    поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.

Пришел волк на выгон, увидел коня:

Конь, конь! Я тебя съем.

- Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног
подковы, чтобы не сломать себе зубы об них.

Согласился волк, нагнулся подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы. Перекувыркнулся волк - и бежать. Съесть - то не съел коня, да зато легкого хлеба отведал... и по сей день волк легкого хлеба ищет.

    Скажите, бывает ли «легкий хлеб»?

    Почему вы так думаете?

    Когда за столом вы, ребята, сидите, то помните, кто для вас хлеб
    создает. Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист,
    металлург - народ.

Запомните на всю жизнь: в хлебе - душа родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня и завтра, и всегда, трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас. Святое дело - вырастить хлеб. (Учитель зачитывает данные, записанные на доске).

* Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов
муки первого сорта.

    На выпечку одного батона уходит 1200 зерен.

    Ежедневно в стране выпекается 82000 тонн хлеба.

    В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.

V . Составление правил.

- Что мы можем сделать, чтобы проявить бережное отношение к хлебу?
Ребята напоминают правила, которые должны знать все:

1.Мой руки перед едой.

2.Бери хлеба столько, сколько съешь.

3.Нельзя играть с хлебом.

4.Остатки хлеба отдай птицам.

VI . Работа с пословицами.

- В народе существует много пословиц и поговорок о хлебе. Давайте
их вспомним.

Дети делятся на группы. Каждая группа получает карточки с набором слов, из которых они составляют пословицы.

    группа. Будет хлеб - будет обед.

    группа. Рожь поспела - пора и за дело.

    группа. Хлеба к обеду в меру бери: хлеб драгоценность, им не сори.

    группа. Матушка-рожь кормит всех сплошь, а пшеничка с разбором.

VI . Итог . Послушайте стихотворение СВ. Михал­ кова «Булка». Оно написано давно, но и се­ годня не потеряло своей значимости.

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто.

При всех ее поцеловал.

    Вы кто такой? - спросили дети,
    Забыв на время про футбол.

    Я - пекарь! - человек ответил
    И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

И, взаключении, я сейчас расскажу вам сказку о девоч­ ке, которая наступила на хлеб.

Жила на свете девочка по имени Инге. Бы­ ла она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога прохо­дила через болото. Жалко стало Инге своих на рядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге поступили пи хлеб, как хлеб имеете с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подзе­ мелье у ядовитой старухи - Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Ру­ки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.

Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне», - подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась все грубее.

Однажды эту историю услышала малень­ кая девочка. «Бедная, бедная Инге! - запла­кала она. - Как бы я хотела, чтобы Инге по­ просила прощенья и ей позволили вернуться на землю». Слова эти дошли до самого серд­ца Инге. И она залилась слезами раскаянья.

В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой выле­ тела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и бе­ речь хлеб.

Дети угощаются хлебобулочными изделиями, которые были принесены на классный час.

МБОУ Ершовская средняя общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза Василия Фабричнова
Классный час в 1А классе
Тема: «Хлеб – всему голова»
Дата проведения: 31 октября 2016 года
Классный руководитель Агафонова Лариса Александровна

Цель: Расширить имеющиеся у детей знания о значении хлеба в жизни человека,
помочь учащимся понять, каким трудом достаётся хлеб народу. Воспитывать у
детей уважение к хлебу и людям, растившим его.
На доске написано: «Слава хлебу на столе!» «Слава труду хлеборобов!»
Выставка книг о хлебе, рисунки детей, репродукция с картины И.И.Шишкина
«Рожь».
Диск «Русское поле»
Пословицы, плакат «Берегите хлеб».
­ Вы готовы к разговору?
На вас надеюсь я, друзья,
Вы хороший дружный класс
И всё получится у нас!
­ Отгадайте загадку:
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе,
Ветер его холит, холят степи
Пред гостями он лежит парной,
Серый, белый, чёрный и ржаной. (Слайд)
(Хлеб) (из стих. А.Баянова)
­ А сейчас закройте глазки и вдохните аромат.
Удивителен запах хлеба! Этот запах нам с детства знаком, пахнет хлеб и степью, и
небом, и парным молоком! (Учитель включает песню «Русское поле»)
­Да, поэты, музыканты, художники хлебу славу слагают.
Вот только что вы услышали песню «Русское поле». Музыку к ней написал
композитор Ян Френкель, слова песни Инны Гофф.
Торжественно, величаво звучат слова русскому хлебному полю.
А вот репродукция с картины рус. художника И.И.Шишкина «Рожь». Точно море
шумит и колышется на полотне необъятное ржаное поле. Кажется, что нет конца, и
края этому золотому морю. Уже 100 лет живёт эта картина и волнует людей так же,
1

как и в первый день её создания, потому что она посвящена главному в нашей жизни
– хлебу. И наш классный час сегодня мы посвятим хлебу.
Открывается запись на слайде. Дети читают: « Хлеб­ всему голова!».
Сегодня мы узнаем:
1. Сколько стоит хлеб.
2. Из чего делают хлеб.
3. Кто растит хлеб.
4. Как его растят
5. Зачем нам нужны знания о хлебе, как к нему относиться, как его беречь.

А сейчас я вам расскажу сказку о том, как пришёл к людям хлеб.
Давным­давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом
животных. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего.
Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться.
Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он
упал, потеряв от голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И
вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него
мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус
оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть
их. Эти зёрна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему
сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зёрна и пошёл искать
людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чуде­
колоске.
Каждый день, каждый из нас не меньше трёх раз берёт в руки хлеб, с удовольствием
его ест. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху, порой не замечаем его, не думаем о
нём. Да и стоил хлеб очень дёшево до недавних времён.
(плакат)
­ Скажите­ка, сколько стоит ржаной хлеб? () 16 коп. (80­е годы)
­ Сколько стоит буханка белого хлеба? () 20 коп.
­ Сколько стоят батоны? () 20­25 коп.
Вот какой дешёвый хлеб был в нашей стране.
­ Сколько хлеба вы можете съесть? Сколько захочется.
И мы даже не понимаем, как может быть иначе.
­ В музее революции в г. Москве под стеклом лежит кусочек хлеба в 50 граммов
(показать кусок хлеба). Эта была норма рабочего в 1919 году. Трудно приходилось
тогда молодой Советской Республике. Страна голодала, кулаки (богатые люди)
прятали зерно, убивали самоотверженных людей, которые в деревнях собирали хлеб
для народа. Слайд.
2

Крепла страна. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома
родины.Слайд.
А во время Отечественной войны хлеб выдавали по карточкам. Как дороги
были эти карточки! Потерять их ­ остаться без хлеба на целый месяц. Нормы были
маленькие, хлеб некачественный. Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда.
Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода. Посмотрите,
сколько получали хлеба Ленинградцы во время блокады на день. Рабочие – 250г.,
служащие, дети по 125г. Зимой и того меньше ­ кусок с мизинец (показать эти
кусочки чёрного хлеба). Но людям нужно было работать, выжить назло фашистам.
Живой – Значит Победа! Слайды.
Учитель В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шёл народ в огне сражений,
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
Хором: «Хлеб – всей жизни голова!»
После войны не хватало хлеба 5, 10 лет. И 55 лет назад (в1954г.) началось освоение
целинных земель (непаханых раньше) Нелёгок был труд землепашцев днём и ночью
трудились. (Чтобы испечь 1 буханку потребуется 10000 зёрен.) Слайд.
Учитель: Разве можно найти профессию
Более нужную, более почётную,
Чем профессия хлебороба.
Никогда она не отомрёт, не устареет.
И нет для человека запаха
Более приятного, чем запах свежего хлеба.
Люди сочиняли не только песни, стихи
О хлебе, но и пословицы.
Пословицы (разбор). Слайд.
«Земля – матушка, а хлеб – батюшка»
«Каравай хлеба не свалится с неба»
« У кого хлебушко, у того и счастье».
Игра « Сбор колосков»
Итог занятия:
Вывод: Как должны относиться к хлебу?
1. Мы его должны беречь.
2. За столом брать столько, сколько ты съешь.
3. Доедай свой начатый хлеб.
4. Не кидайся хлебом.
Какие изделия получаются из муки? Но, знаете ли, какой путь проходят эти
изделия, чтобы попасть к нам на стол? (по слайду).
3

На полях пшеница зреет
Хлебороб её лелеет,
Срок придёт, её пожнёт
Зерно на мельницу свезёт
Мельник там муку намелет,
По мешкам её разделит
И в пекарню отвезёт
Пекарь хлеб нам испечёт.
Труд, ребята, уважайте,
Хлеб под лавку не бросайте.
­ Спасибо вам всем, ребята! Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших
домах, тепла, уюта. И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет
свежим ароматным хлебом!
Список источников информации:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Р. И. Зотова “Пекарь – это хорошо!” Москва, “Московский рабочий”,1986 г.
Б. А. Алмазов “Наш хлеб” Ленинград, “Детская литература”, 1985 г.
Сборник “Делу ­ время, потехе – час”. Москва, “Детская литература”, 1986 г.
Э Емельянова «Расскажите детям о хлебе», «Мозаика – Синтез», 2010г.
М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г
А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г
http:// kraushka.ru
4