Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

» » Какие вопросы чаще всего задают родители? для чего ввели курс орксэ? мы живем в многонациональном государстве и наши соотечественники – представители. Многонациональное государство — наше преимущество Жить в многонациональной стране эссе

Какие вопросы чаще всего задают родители? для чего ввели курс орксэ? мы живем в многонациональном государстве и наши соотечественники – представители. Многонациональное государство — наше преимущество Жить в многонациональной стране эссе

Классный час «Моя родина многонациональная и уникальная»

Цели и задачи :

    воспитание достойных граждан своей страны;

    воспитание толерантного отношения учащихся

    развитие интереса к истории России;

    знакомство учащихся с национальностями народов, проживающих на территории России, с их национальными традициями, культурой и языками.

Оборудование : физическая карта России, аудиозапись песни «Родина моя»

Ход классного часа

Звучит отрывок песни «Родина моя»:

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» -

Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

Учащийся 1 : Россия – это крупнейшее государство мира. Её площадь 17 075, 64 квадратных километров.

Чтобы пролететь над Россией с востока на запад и попасть с берегов Тихого океана к берегам Балтийского моря, самолету потребуется не менее 11 часов. Когда на одном конце России говорят: «Спокойной ночи!», то на другом конце российской земли отвечают: «С добрым утром!» С севера на юг – путь тоже не близкий. От холодного Кольского полуострова до Северного Кавказа нужно добираться на поезде трое суток, и везде можно встретить людей.

Учащийся 2: По последней переписи населения в России проживают более 147 миллионов человек, 80 процентов из них – русские. Всех граждан, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные.

Россия – великое многонациональное государство. На её землях живут более 180 национальностей, народностей, этнических групп. Самый многонациональный район нашей страны – это Северный Кавказ.

В состав России на добровольной основе вошли 89 субъектов Российской Федерации.

Учащийся 3: Это 21 республика: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чеченская Республика, Чувашия.

Учащийся 4 : Это 6 краев: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

Учащийся 5 : Это 10 автономных округов: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

Учащийся 6 : Это Еврейская автономная область. Это 49 областей: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская.

Учащийся 7: Это 2 города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург.

Да, много народов живет в нашей стране, и все они составляют единую и дружную семью. Независимо от численности населения или места проживания нет и не может основных или второстепенных народов. Независимо от национальности все они являются равноправными гражданами России, россиянами. Так об этом записано в Конституции Российской Федерации.

Учитель: Большое спасибо, ребята, за ваш рассказ. А теперь давайте подумаем, зачем объединились народы в одно большое государство?

(ответы учащихся)

Послушайте, пожалуйста, басню Л.Н.Толстого, и тогда, я думаю, вам станет ясно.

«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит».

Зачем же объединились народы в одно большое государство?

(чтобы стать могучей страной, чтобы никто не захотел напасть на них и поработить. А если и случится такое, как, например, во время Великой Отечественной войны, то всем вместе им будет легче справиться с бедой и победить врага.

А чем отличаются люди разных национальностей?

Учащийся 8 : Люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Также отличаются национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, т.е. культурой. Ну и, конечно, своей внешностью, характером.

Учитель : А знаете ли вы, как получилось, что на планете Земля, да и в нашей стране, люди разговаривают на разных языках?

Существует вот какая библейская легенда.

«Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: «Построим себе город и башню, высотою до небес…» Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись постройкой. Но господу не угодно было это. Он посмотрел на город и башню, которые они строили, и сказал: «Вот, один народ и один у всех язык… и не отстанут они оттого, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там языки их так, чтобы один не понимал речи другого».

Господь смешал язык людей, так что они не понимали друг друга и не могли продолжать строительство башни. Поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть «смешение». Затем Бог рассеял людей оттуда по всей земле.

Вот такая легенда.

А теперь вновь вернемся в настоящее.

Итак, у каждого народа свой родной язык. А как же люди между собой общаются?

Действительно, в России люди говорят на 100 национальных языках. Каждый народ говорит на своем языке, совершенно не похожем на язык соседнего. Но они могут прекрасно понимать друг друга, если будут говорить на русском языке.

Статьей 68 Конституции Российской Федерации русский язык признан государственным языком. Он наиболее распространен в России, но не только потому, что русских в стране большинство. Этот язык помогает людям разных национальностей общаться друг с другом.

Русский язык по употреблению занимает третье место в мире.

Сейчас перед вами выступят дети с докладами. Чтобы было проще работать, мы разделим народы таким образом:

Народы Крайнего Севера;

Народы, говорящие на финно-угорских языках;

Народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках;

Народы Сибири и Дальнего Востока;

Народы Северного Кавказа.

(показ на физической карте России)

Учащийся 9 : Уже само название этой группы народов говорит о месте её проживания – Крайний Север России. Суровые условия Арктики, где полгода длится полярная ночь, где температура воздуха, даже летом, не поднимается выше нулевой отметки. В условиях вечной мерзлоты проживают испокон веков чукчи и ненцы. Их относят к малочисленным народам России, так как ненцев насчитывается 34 тысячи, а чукчей и того меньше – всего 15 тысяч. В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении национального языка и культуры народов Севера, улучшения условий жизни людей.

Представьте себя на месте этих народов.

На улице -40. А в жилище, которое называется чум, нет ни то чтобы электрических приборов отопления или водонагревательных батарей, нет даже газовой плиты. Стены дома – это жерди, образующие купол, а сверху на них натянуты шкуры животных. Ими устилают пол, ими укрываются, как одеялами. Посередине жилища горит костер. Вокруг него сидят, лежат, спят люди. К слову сказать, всю одежду и обувь: куртки, брюки, сапожки, чулки, шапки – всё шьют на Севере из шкур оленей. Люди одеты в одежды из меха. Какие уж тут удобства.

Учащийся 10: Машин на Крайнем севере нет. Передвигаются ненцы и чукчи либо на оленях, либо на собачьих упряжках. А есть, чаще всего, приходится строганину – мясо замороженной рыбы, добавляют засушенные травы и замороженные собранные летом ягоды брусники и голубики. Это витаминная добавка к пище. На охоте при забое животных чукчи и ненцы могут есть сырое мясо, немного пьют сырую кровь. Это не дикость, а жизненная необходимость. В сыром мясе и крови содержатся нужные организму человека вещества, спасающие от болезней.

Нелегко им приходится, но при этом они ещё находят в себе силы заниматься творчеством. Из костей животных острыми ножами вырезают различные фигурки. Сначала их использовали как амулеты, обереги, позднее стали украшать ими предметы домашней утвари.

Вырезали мастера и пеликенов – смеющихся человечков, похожих на идолов, которым приписывали чудодейственную силу. Но на самом деле оба народа относятся к православным, а пеликенов дарят друг другу на удачу.

Учащийся 11 : К народам, говорящим на финно-угорских языках, относятся марийцы, удмурты, мордва, ханты, манси, карелы, коми. Они живут на Урале, на севере и северо-востоке России. Все эти народы исповедуют христианство.

Самым многочисленным народом среди них является мордва. Их 1млн.073тысячи. за ними идут удмурты – 747тысяч, марийцы – 644 тысячи. На четвертом месте коми – 336тысяч, на пятом ханты – 22тысячи. Меньше всех численность населения из этой группы у манси – всего лишь 8тысяч.

Мал народ, зато богат традициями. У народа манси есть праздник, который называется медвежий. На улице зима. От снега всё белым-бело. Женщины наряжаются в праздничные малицы, расшитые национальными узорами и разноцветным бисером. Мужчины надевают длинные рубахи, подпоясанные тесьмой и мягкие сапоги из оленьей шкуры. Все готовятся к торжеству.

Корни этого национального праздника уходят в глубину веков.

Когда-то, много лет назад, когда люди ещё не умели добывать огонь, медведь со своим сыном смотрели на них с неба. Молодой отпрыск, желая приключений, вымолил, чтобы отец отпустил его на землю. Отец согласился, но при условии, что сын будет справедлив с людьми и не будет надеяться на его помощь с неба, сам преодолеет трудности. А чтобы тому было легче, дал с собой лук, стрелы и огонь.

Молодой медведь не послушал наставлений отца. Много бед принес он людям. Сначала люди хотели просто проучить его и забрали то, что дал сыну родитель. Это не подействовало. И тогда один охотник убил его.

Вот с тех пор люди и пользуются огнём, луком и стрелами. А перед отцом медведя чувствуют свою вину. Потому каждый год по осени устраивают для него праздник.

Начинается торжество с песен и плясок. Играет ансамбль национальных инструментов, состоящий из кусле, шувыра, тумыра, шушпыка. Затем идет карнавал масок, сделанных из бересты и меха. А заканчивается торжество праздничным столом, главным блюдом которого является оленина, сваренная в большом чугунном котле на костре. Не последнее место занимают и перепечи – пирожки с капустой.

Учащийся 12 : К народам Поволжья и Приуралья, говорящим на тюркских языках, относятся татары, башкиры, чуваши. Это многочисленные нации. Татар 5млн.52тысячи, а башкир – 1млн.35тысяч. оба эти народа исповедуют ислам, а вот чуваши, которых 1млн.773тысячи, хотя и живут рядом, являются приверженцами христианской веры.

Думаем, что будет интересно узнать о проведении такого мусульманского праздника, как Сабантуй.

Сабантуй, или праздник луга, проводится после окончания весенних полевых работ в июне месяце. Как любой праздник, он начинается с приготовления. Для этого юноши седлают своих коней и отправляются собирать по домам подарки для участников состязаний. Хозяйка, чей дом посетит посланец, охотно отдает предметы домашнего обихода или одежду, украшенную национальными узорами.

В день праздника народ собирается недалеко от деревни на широкой открытой местности. Присутствуют все от мала до велика. Каждый старается приодеться и принарядиться. Даже лошадей, которые будут участвовать в скачках, украшают колокольчиками и цветами, вплетают в гривы ленточки.

Над полем возвышается шест с развевающимся на ветру привязанным узорным полотенцем. Это флаг Сабантуя.

Начинается праздник со скачек на лошадях, потом проходят бега, в которых могут состязаться не только взрослые, но и дети. Потом выбирают батыра Сабантуя – победителя среди мужчин в национальной борьбе на кушаках. Ему в качестве подарка дают барана, которого он должен унести на вытянутых поднятых руках. Если ты не богат силой, но зато ловок и смел, можно сразиться в бою мешками, сидя на бревне, или залезть на высокий гладкий столб. Каждый победитель получает свой приз.

А потом начинаются всеобщие народные гулянья с песнями да плясками и, конечно же, с национальными угощениями, среди которых важное место занимают беляши – пирожки с мясом.

В Пензе Сабантуй проводят в центральном городском парке. Собираются и городские жители, и жители ближайших татарских сел и деревень. Всем находится здесь место, каждому рады, любого посадят за стол и угостят.

Как все-таки здорово, когда все вместе, и нет раздора между народами!

Учитель: А теперь послушаем рассказ о народах Сибири и Дальнего Востока.

Учащийся 13 : Сибирь и Дальний Восток занимают алтайцы, ханты, тувинцы, буряты, нанайцы, якуты и другие народы. Исповедуют христианство, но среди тувинцев и бурятов распространен буддизм, можно встретить и шаманов. Бурятов 421 тысяча, якутов 382 тысячи, тувинцев 207 тысяч, алтайцев 69 тысяч, нанайцев 12 тысяч. Среди них и самый многочисленный народ – русские.

Невозможно представить себе народы Сибири и Дальнего Востока без оленей. Как поется в одной из песен: «Пароход – хорошо! Паровоз – хорошо» Самолет – хорошо! А олени лучше!» действительно, сложно было бы преодолеть людям большие пространства, да ещё не на равнинной местности без этих животных. Бегут олени, везут пассажиров и грузы, а бензина не просят, сами себе корм по дороге находят. Именно поэтому оленям в Сибири такое уважение и почет, а к оленеводам особые требования в ловкости и быстроте, силе и смелости.

На праздник оленеводов принаряжаются и олени, и люди. Женщины надевают расшитые национальными узорами шубы кухлянки, а мужчины малицу и яркие сорочки. Олени от возбуждения трясут головами и раздаются над бескрайней белоснежной долиной перезвон колокольчиков. Первое соревнование – гонки. Трудно придется соперникам, да тем более их ни пять, ни десять, а порой целых сто или сто пятьдесят! За гонками идут прыжки через нарты на скорость. Как ни вспомнить тут зайца, да только надеяться приходится на свои ноги. Не забывается и ходьба на лыжах, но только не на таких, как мы катаемся. В Сибири лыжи широкие, чтобы не проваливаться в снег и легче скользить. Финал соревнований – это метание аркана. Аркан – это кожаный длинный ремень с петлей на конце. Его сворачивают кольцами и, выбрав животного, набрасывают на его рога или голову петлю. Без этого навыка не заарканить оленеводу дикого оленя, не пополнить своего стада.

Учащийся 14 : Кому милей олени, а кому и кони. Вот, например, в Якутии более почитают коня. А всё потому, что по старинной легенде, дошедшей до наших дней, первым животным, появившимся на Земле, была лошадь. От лошади, а точнее коня, произошёл полуконь-получеловек. Он-то и стал предком современного человека. Верят в это шаманы и убеждают в этом людей, организуя праздник Иснах.

Проводят этот праздник по окончании долгой и холодной зимы. Для жителей Европейской части России этот праздник по значимости можно сравнить с Новым годом. Собираются люди вместе на большой поляне в круг. В центре круга – костер, а около него – шаман. В руках у шамана кубок с кумысом – кобыльим молоком. Три раза во время чтения шаманом заклинания окропляется огонь кумысом. Всё это делается для того, чтобы боги благословили праздник и труд якутов. После песни шамана начинается танцевальная часть праздника. Якутский национальный танец «Осоухай», очень похожий на русский хоровод, исполняют дети и взрослые – все желающие. А затем приходит время и состязаний: выжимание гири, перетягивания палки, прыжки на оной и двух ногах. Ну и какой праздник без скачек на лошадях!

С этим праздником связаны и многие приметы и традиции. Так, например, нужно заменить всё старое на новое, а старое выбросить или сжечь, чтобы начать новую жизнь. Чем не Новый год?

Кстати, любимые многими из нас пельмени – это национальное блюдо народов Сибири.

Учащийся 15: Северный Кавказ самый многочисленный по национальностям. Там проживают: 899 тысяч чеченцев, 386 тысяч кабардинцев, 270 тысяч черкесов, 78 тысяч балкарцев, 598 тысяч осетинцев, 237 тысяч ингушей, 544 тысяч аварцев и многие другие.

Очень часто их называют горцами, темпераментными людьми, в чьих жилах течёт горячая кровь. Но любой спор в любую минуту готов разрешить совет старейшин, который чтут и уважают от мала до велика. Кавказцы славятся своим гостеприимством, каждого, кто переступает порог их дома, они встречают, как дорогих гостей, и угощают различными яствами. Нигде, кроме Кавказа, вы не найдете такого разнообразия. Не случайно считают кавказскую кухню одной из древнейших в мире. Любят здесь острую, сдобренную приправами пищу – мясо, салаты, необычного вида хлеб, зелень, тушеные овощи, сыры. Тонкий вкус, потрясающий аромат, высокая питательная ценность – вот какие отклики получает пища кавказцев от заезжих гостей. Навряд ли найдется хоть один среди вас, кто ни разу не пробовал шашлыки, суп-харчо. Или такие сладости, как халва, щербет или козинаки.

Кавказ прекрасен не только кухней, но и красотой родной природы. Кто видел восход солнца, освещённые его лучами горы и прилепленные к ним сакли, тот вряд ли это забудет. Неспроста красоту Кавказа воспевал в своих стихах Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Утро на Кавказе»

Светает – вьётся дикой пеленой

Вокруг лесистых гор туман ночной;

Ещё у ног Кавказа тишина;

Молчит табун, река журчит одна.

Вот на скале новорожденный луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч.

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там, и там…

Учитель: Россия, вы убедились сегодня, дружная многонациональная семья равноправных народов. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит свой вклад в общее дело развития России. Поэтому очень важно крепить дружбу и сотрудничество народов России, уважая в то же время национальные чувства каждого из них. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю.

Великая страна – ваш отчий дом, вы её будущие хозяева, а хорошим хозяевам надо знать всё, что делается в их доме.

Песня «Моя Россия» (муз.Г.Струве, сл.Н.Соловьевой)

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички.

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев: Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей.

Для меня Россия – белые берёзы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.


Подобные документы

    Правовое регулирование деятельности политических партий в российском и международном законодательстве. Основные принципы взаимоотношений государства и политических партий в Российской Федерации. Процесс становления многопартийности в государстве.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2016

    Политические партии и их функции. Основные направления, виды и формы взаимоотношений государства и партий. Сущность политической деятельности. Тенденции развития современных политических партий. Роль политических партий России в гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2015

    Возникновение партий в России. Анализ деятельности Государственной думы. Особенности формирования партий и систем в буржуазной России. Создание однопартийной системы в Советском государстве. Партийная система современной РФ. Доминирование "Единой России".

    курсовая работа , добавлен 14.03.2012

    Национальной идея, ее взаимосвязь с национальной идеологией и состояние в современной России. Современный взгляд на национальную идею России. Подмена национальной идеи как основа политических манипуляций. Национализм и национальное государство.

    реферат , добавлен 06.05.2014

    Цели и задачи политических партий на конкретных этапах функционирования государства. История их становления и развития. Программы и установки партий в борьбе за осуществление своих идеалов. Анализ современного этапа многопартийности в Республике Беларусь.

    учебное пособие , добавлен 07.07.2011

    История национальной политики Российской империи нового времени. Стремление к укреплению административно-территориальной целостности государства. Взаимоотношения народов России, Сибири и народов Кавказа. Проблемы веротерпимости в Российской империи.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2009

    Исследование понятия федеративного устройства государства – объединения двух или нескольких государственно-территориальных образований в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Этапы становления российского федерализма.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2011

    Сфера политики как структурный элемент общественной жизни. Институт политических движений и партий, власти и государства. Институциональный подход к сфере политики. Взаимосвязь норм, идеалов, обычаев, традиций, определяющих политическую жизнь общества.

    реферат , добавлен 30.08.2012

    Трансформационные процессы в России в 90-е годы XX-го столетия и их значение. Социализация молодежи в системе политической культуры. Формирование государственной молодежной политики в России. Особенности прогрессивных общественно-политических движений.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2010

    Геополитический потенциал России и факторы обеспечения национальной безопасности государства на современном этапе. Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления. Анализ концепций национальной безопасности России и США, преимущества и недостатки.

Есть такой международный праздник — День Толерантности, он отмечается 16 ноября. К этому дню школам Москвы была разнарядка провести со школьниками занятия на тему «Многонациональное государство — наше преимущество». В одних школах провели круглые столы, в других — классные часы, в третьих устроили конкурсы самодеятельности. Оформляли стенды, рисовали цветки толерантности и ладошки вокруг земного шара, читали стихи с воздушными шарами в руках с надписями «За мир».

Школа, где учится мой сын, приняла участие в районном конкурсе-фестивале «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем!», прошедшем в рамках дня толерантности и недели борьбы с экстремизмом и провели конкурс плакатов «Мы — многонациональная страна», в котором приняли участие ребята 5-7 классов. В старших же классах никаких круглых столов проводить не стали, просто всем задали на дом написать сочинение на тему «Многонациональное государство — наше преимущество».

Получившееся сочинение больше похоже на доклад, его можно читать на классных часах, посвященных одноименной теме. Разумеется, своими словами, а если политическая обстановка в мире изменится (хотелось бы этого), последний абзац нужно изменить.

Многообразие национальностей – наше преимущество

Мы живем в России, самой большой стране в мире, которую населяют разные народы – русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, коми, украинцы, ненцы, удмурты – более ста разных национальностей и народностей. Вряд ли найдется среди нас хотя бы один человек, который никогда в жизни не встречался с представителями не своей национальности. «… Для России … национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие», — написал в предвыборной статье президент России В.В.Путин.

Жить в многонациональной стране и легко, и сложно. Во времена СССР граждан страны воспитывали в духе интернационализма, и когда началась Великая отечественная война, все люди, от мала до велика, встали на борьбу с захватчиков. Благодаря усилиям всех народов Советского Союза была одержана победа, и снова люди увидели мирное небо над головой. Однако после распада СССР стали возникать национальные конфликты, в некоторых из республик появились силы, выступающие за отделение от России, началась Чеченская война. Не обошло стремление отделиться и русских. У некоторых людей в свое время весьма популярен был лозунг «Россия для русских».

Народы нашей страны должны жить в мире. Мы и сейчас время от времени узнаем из новостей, что между людьми иногда вспыхивают национальные конфликты. У нас не всегда вызывает симпатию образ мышления и привычки представителей других национальностей, тем не менее, наши российские проблемы мы должны решать сообща, уважать культуру и традиции других народов, их историю, религию и обычаи. Каждый народ неповторим, у каждого — свой духовный уклад, и это создает неповторимость национальных искусств и ремесел. Живя в одной большой дружной стране, мы способны взаимно обогащать свои культуры. Единообразие в искусстве утомляет, рождает равнодушие, поэтому, чем шире будет культурный обмен между разными народами, тем богаче станет современная культура. Так, невозможно представить литературу России без произведений дагестанского поэта Расула Гамзатова, татарского поэта Мусы Джалиля, чукотского писателя Юрия Рытхэу, абхазского писателя Дмитрия Гулиа.

В последнее время ситуация в мире становится все более напряженной. Существуют силы, пытающиеся ослабить Россию, расколоть наше государство на множество мелких стран. В этих условиях сплочение всего народа является единственным средством противостоять недружелюбных действиям политиков США и Евросоюза. Наша сила в единстве, только когда мы дружны, нам не страшны санкции, наветы и угрозы извне.

Национальные танцы — прекрасный вид искусства для культурного обмена между разными народами. Для тех, кто хочет проникнуться атмосферой Кавказа, подойдет дагестанская лезгинка , ведь для овладения этим танцем нужно только желание и хорошее настроение. А также доброе, открытое сердце — для человека с таким сердцем возможно все.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. История русской культуры немыслима без этнических армян и грузин, греков и татар, украинцев и поляков, немцев и евреев, итальянцев и французов, чей вклад именно в русскую культуру смело можно сопоставить с вкладом этнических русских. Рядом с Андреем Рублевым стоит Феофан Грек, рядом с Бармой и Постником – Аристотель Фиораванти, рядом с Баженовым и Казаковым – Карл Росси, рядом с Иваном Тургеневым и Львом Толстым – Николай Гоголь–Яновский, рядом с Александром Ивановым и Ильей Репиным – Карл Брюллов, Иван Айвазовский, Исаак Левитан и Михаил Врубель, рядом с Сергеем Коненковым – Степан Нефедов–Эрьзя, рядом с Валерием Брюсовым, Иннокентием Анненским, Мариной Цветаевой – Александр Блок, Борис Пастернак и Осип Мандельштам, рядом с Дмитрием Кабалевским и Сергеем Прокофьевым – Исаак Дунаевский, Арам Хачатурян, Альфред Шнитке, рядом с Константином Станиславским и Всеволодом Пудовкиным – Евгений Вахтангов, Всеволод Мейерхольд, Сергей Эйзенштейн. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.

В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. Кто усомнится в том, что такие писатели, как Чингиз Айтматов, Юрий Рытхэу, Фазиль Искандер, Василь Быков, Чабуа Амирэджиби, Геннадий Айги, такие художники, как Таир Салахов, такие артисты и режиссеры, как Резо Габриадзе, Роберт Стуруа, Армен Джигарханян, продолжающие работать в своей национальной культурной среде и культурной традиции, в то же время являются и достоянием русской культуры? А с другой стороны, значительная часть, если не большинство нерусских по происхождению жителей России, идентифицирующих себя с родным народом, гордящихся его культурой и стремящихся ее пропагандировать, в то же время являются носителями русской культуры и общероссийского национального самосознания. Сегодня в России говорят более чем на 150 родных языках, на половине из них в том или ином объеме ведется обучение в школе. Некоторые из них, например татарский, стремятся к тому чтобы обрести все социальные функции, присущие развитому языку – от использования в государственном управлении до издания газет и журналов на этом языке. Функционирование других ограничено – на них ведется преподавание обычно только в начальной школе, они не используются в СМИ, нет театров, где спектакли идут на этих языках, на них не выпускается художественная, а тем более научная литература. Пример, саамский язык на Кольском полуострове, удэгейский на Дальнем Востоке. Но число людей, для которых этот язык – родной, не уменьшается, а увеличивается. Наконец, есть языки, находящиеся на грани исчезновения (а сейчас, возможно, и перешедшие эту грань). Таковы ижорский и водский языки в Ленинградской области, керекский язык на Чукотке. Значительная часть нерусских по своей этнической принадлежности граждан России двуязычна, т.е. они более или менее свободно владеют, кроме родного, и другим языком. Чаще всего этот другой язык – русский, государственный язык Российской Федерации. Но в России не меньше двадцати других языков, используемых, как и русский, в функции языка межэтнического или межнационального общения, хотя и в ограниченном регионе. Например, для многих народов Дагестана, языки которых используются порой в одном – двух аулах и не имеют собственной письменности, таким языком межэтнического общения является аварский язык.

Двуязычие, когда оно становится массовым, может привести к вытеснению родного языка и замене его во всех или почти всех функциях языком межэтнического общения. Например, по данным переписи 1989 г., из людей, считавших себя по национальности нивхами, только 23% назвали родным нивхский язык, да и то 78% из них заявили, что они свободно владеют русским языком. Этот процесс языковой и культурной ассимиляции особенно болезненен, когда родной язык и родная культура систематически не изучаются и вообще ограниченно используются, а степень освоения другого языка и другой культуры тоже ограничена. Мифы и легенды родного народа забыты, а русские сказки и былины в детстве тоже не читались. Получается, что представители данного народа, теряя родной язык и культуру, не осваивая полностью другую культуру и язык, оказываются своего рода маргиналами. Такое явление иногда называют "полуязычием" и "полукультурностью".

Другая острая проблема связана с тем, что если большинство нерусских России (примерно 80%) свободно владеют русским языком, то число русских, владеющих языками других народов, ничтожно мало. В 1989 году из почти 12 миллионов русских, живших в автономных республиках РСФСР (теперь – республики в составе РФ), только 84,5 тысячи, т.е. 0,7%, свободно владели "титульным" языком данной республики (татарским, удмуртским, бурятским и т.п.).

Между тем владение языком и культурой другого народа, способность или по крайней мере готовность посмотреть на мир его глазами есть вообще признак культурного человека. К сожалению, в России разные формы неприятия людей другого этнического происхождения, говорящих на другом языке, т.е. ксенофобии, достаточно широко распространены. Не будем говорить о баркашовцах, "скинхэдах" и других маргинальных группах – они есть в любой стране. Но ведь и вполне, казалось бы, обычные русские люди порой с презрением упоминают о "чурках", "прибалтах", "кавказцах", "хачиках", "азерах". Недаром одним из первых документов, подписанных В.В.Путиным после избрания его Президентом РФ, была программа действий по воспитанию толерантности (терпимости) по отношению к людям другого этнического происхождения, расы, вообще по отношению к тем, кто не похож "на меня".

Многонациональность, многоязычие и многокультурность России – ее богатство, если угодно, фактор ее национальной безопасности.

С другой стороны, мы с вами живем не на необитаемом острове. Россию окружают другие страны и народы со своими культурными особенностями и традициями, своими мифами и легендами, своим языком и литературой. И многие из этих культурных и языковых особенностей вошли как органичная часть в русскую культуру в русский язык. В русском языке есть множество заимствований из иранских, германских, романских, тюркских языков, которые мы давно уже не ощущаем как чужие слова – от иранского слова "собака" до голландского "зонтик". В национальную русскую кухню естественно входят западноевропейские (бульон) и восточные (шашлык, плов) блюда. Нашим детям так же близки Золушка, Мальчик–с–пальчик, Аладдин с его лампой, как Иван–царевич на сером волке или Морозко, ими так же любимы Винни–Пух и Карлсон, как Конек–горбунок и Незнайка.

В социально–политической истории России были различные тенденции. Была и остается тенденция к изоляционизму к противопоставлению России и русских другим странам и народам. Она уходит корнями в убеждение, что мы, русские (или россияне), – народ особый, ни на кого не похожий и превосходящий другие народы по своим заслугам перед мировой историей и культурой, по своим интеллектуальным и моральным качествам. В своем дальнейшем логическом развитии эта точка зрения приводит к идее богоизбранности русского народа. Все же остальные народы и страны по отношению к русским и России – в лучшем случае маргиналы, испорченные капитализмом, буржуазно–демократическими идеями и современной космополитической культурой, а в худшем – потенциальные враги, завидующие России и только и думающие о том, чтобы причинить ей какое–нибудь зло и не дать реализовать свои огромные, но скрытые возможности.