Нагарообразования, отложения и коррозия в системе дизельного двигателя приводят к нарушениям в работе механизма и к ускоренному износу деталей. На степень загрязнения влияют несколько факторов, начиная от состава по фракциям и заканчивая наличием специфических примесей.
Проверка при производстве или закупке всех характеристик делает определение стоимости дизтоплива прозрачным и обоснованным. Чем чище состав, тем ценнее продукт. Одним из важных параметров для анализа является наличие смол.
Осмоление дизтоплива
Во время атмосферно-вакуумной переработки нефти образуются не только парафиновые и нафтеновые, но и непредельные углеводороды, или олефины. Неприятное химическое свойство олефинов заключается в их легкой полимеризации. Если олефинов много, то стабильность топлива уменьшается и нагара образуется больше, чем обычно. Происходит осмоление вещества.
Стандартами регламентируется максимальное количество смол в 100 мл дизтоплива: не более чем 30 мг для зимней марки и 40 мг для летней. Но как оценить не разовый срез, а потенциал продукта на предмет осмоления? По специальным методикам рассчитывают йодное число.
Что такое йодное число
В молекулах непредельных углеводородах полимеризацию провоцирует пара атомов углерода с нестабильной двойной связью. Это же свойство используется и для тестирования склонности к осмолению.
Сначала йодное число, а затем и массовую долю олефинов рассчитывают по одному из двух методов ГОСТ 2070-82. При этом используют эталонные образцы дизтоплива вроде для верификации результата измерений.
В рамках ГОСТ первоначально необходимо определить количество граммов йода, которое присоединится к нестабильной парочке атомов углерода в определенном объеме дизтоплива. Допустимым максимумом считается образование 6 граммов йода на 100 граммов, сезонность марки значения не имеет.
Процесс определения включает обработку дизтоплива спиртовым раствором йода с последующим выделением свободного йода методом титрования. Затем йодное число по формуле пересчитывается в процент олефинов, иначе массовая доля непредельных углеводородов.
Знание — сила
Подобным образом с использованием титрования можно высчитать не менее актуальное кислотное число, указывающее на уровень коррозионной активности топлива. Аналогичный эталонный служит для контроля погрешности измеренного количества кислых соединений в реальной пробе.
Если кислотное число для дизтоплива превысило 5 мг КОН в 100 миллилитрах, целесообразно использовать противокоррозионные присадки. Это уменьшит скорость износа деталей двигателя. Главное — знать точные эксплуатационные характеристики топлива.