Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

» » Сестра рахили из библии 3 буквы. Ветхозаветные женщины: Лия, Рахиль и Ревекка

Сестра рахили из библии 3 буквы. Ветхозаветные женщины: Лия, Рахиль и Ревекка

Быт 29:6 Он еще сказал им: здравствует ли он? Они сказали: здравствует; и вот, Рахиль , дочь его, идет с овцами.

Быт 29:9 Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль [дочь Лавана] с мелким скотом отца своего, потому что она пасла [мелкий скот отца своего].

Быт 29:10 Когда Иаков увидел Рахиль , дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей.

Быт 29:11 И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал.

Быт 29:16 У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль .

Быт 29:17 Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем.

Быт 29:18 Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль , младшую дочь твою.

Быт 29:20 И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее.

Быт 29:25 Утром же оказалось, что это Лия. И [Иаков] сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня?

Быт 29:28 Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль , дочь свою, ему в жену.

Быт 29:30 [Иаков] вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других.

Быт 29:31 Господь [Бог] узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна.

Быт 30:1 И увидела Рахиль , что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.

Быт 30:2 Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?

Быт 30:6 И сказала Рахиль : судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан.

Быт 30:8 И сказала Рахиль : борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим.

Быт 30:14 Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии [сестре своей]: дай мне мандрагоров сына твоего.

Быт 30:15 Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.

Быт 30:25 После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю;

Быт 31:4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего,

Быт 31:14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?

Быт 31:19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее.

Быт 31:32 [И сказал Иаков:] у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что [есть твоего] у меня, и возьми себе. [Но он ничего у него не узнал.] Иаков не знал, что Рахиль [жена его] украла их.

Быт 31:34 Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них. И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел.

Быт 33:2 И поставил [двух] служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади.

Быт 33:7 подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились.

Быт 35:16 И отправились из Вефиля. [И раскинул он шатер свой за башнею Гадер.] И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны.

Быт 35:19 И умерла Рахиль , и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем.

Быт 48:7 Когда я шел из Месопотамии, умерла у меня Рахиль [мать твоя] в земле Ханаанской, по дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил ее там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем.

Руфь 4:11 И сказал весь народ, который при воротах, и старейшины: мы свидетели; да соделает Господь жену, входящую в дом твой, как Рахиль и как Лию, которые обе устроили дом Израилев; приобретай богатство в Ефрафе, и да славится имя твое в Вифлееме;

Иер 31:15 Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.

Мф 2:18 «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».

Мать Иосифа и Биньямина .

Согласно библейскому рассказу, Иаков встретил Рахиль, когда прибыл в Харан, спасаясь от гнева своего брата Исава ; Иаков полюбил ее с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет. Когда срок истек, Лаван пошел на хитрость и в брачную ночь подменил Рахиль Лией. Когда наутро Иаков обнаружил подмену, Лаван объяснил, что он был обязан выдать замуж старшую дочь раньше младшей, и согласился отдать ему и Рахиль, если Иаков обязуется проработать на него еще семь лет (Быт. 29:4–30). Согласно Библии , Рахиль была «красива станом и красива лицом» (Быт. 29:17), и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» Лию (Быт. 29:30). Однако Рахиль оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра (Быт. 16:2–4), отдала свою служанку Билх у в наложницы мужу; рожденных Билх ой Дана и Нафтали Рахиль считала собственными сыновьями (Быт. 30:1–8). (Мотив бесплодия и позднего рождения ребенка распространен в повествовании о патриархах - см. Сарра , Ревекка .) В конце концов Рахиль забеременела и родила сына, сказав: «Снял (асаф ) Бог позор мой. И нарекла ему имя Иосиф, сказав, Господь даст (иосеф ) мне и другого сына» (Быт. 30:23–24). Рахиль умерла во время вторых родов на пути из Бет-Эля в Эфрат, в Бет-Лехеме ; умирая, она нарекла своего второго сына Бен-Они («сын моего страдания»), однако Иаков дал ему имя Биньямин. Иаков похоронил Рахиль не в семейном склепе в пещере Махпела , а там, где она умерла - у дороги, и воздвиг над ее могилой памятник из камней (Быт. 35:16–21; ср. 48:7). Однако согласно I Сам. 10:2, могила Рахили находится «на пределах Биньяминовых, в Целцахе» (Бет-Лехем и его окрестности находились в уделе Иех уды , а не Биньямина). Законоучители видели это противоречие и считали, что в стих 10:2 кн. I Самуила вкралась ошибка (Быт. Р. 82:10; Тосеф., Сот. 11:11 и др.).

Согласно Аггаде , Иаков похоронил Рахиль при дороге у Бет-Лехема потому, что он предвидел, что изгнанные в Вавилонию (см. Пленение вавилонское) пройдут здесь, и Рахиль будет молить Бога смилостивиться над ними (Быт. Р. 82:10). Могила Рахили у Бет-Лехема упоминается у раннехристианских писателей (например, у Евсевия); самый ранний из еврейских источников, описывающий эту могилу, - «Путеводитель по Иерусалиму» 10 в., обнаружен в Каирской генизе . Еврейские путешественники , начиная с Биньямина из Туделы (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них - большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах. В конце 18 в. вокруг могилы воздвигли здание, которое отремонтировали в 1841 г. на средства, предоставленные

РАХИЛЬ

(млекопитающая, мать-овца; Быт 29:6,28 и др.) - младшая дочь Лавана и вторая жена патриарха Иакова. В первый раз мы встречаем ее имя в свящ. истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии. Свидание Иакова с Рахилью и его последующая жизнь очерчена в кн. Бытия с обычною простотою патриархальных времен. Таково же и следующее за тем повествование о глубокой любви его к ней, - любви, которую не ослабили многие годы; об хитрости, с которою Лаван обманул его, заменивши при выдаче замуж младшую дочь старшею и об верности Иакова к предмету первой своей любви и об его готовности служить Лавану второе семилетие за Рахиль. Сделавшись его женою, она была наказана бесплодием быть может за ту ревнивую неприязнь, которую питала к отверженной Лии (Быт 29:31). Впрочем по прошествии некоторого времени Бог отверз утробу ее и она родила Иакову сына - Иосифа. При отбытии Иакова из Месопотамии, Рахиль унесла с собою и скрыла без ведома мужа идольские изображения своего отца, без сомнения вследствие какого либо суеверия, и когда Лаван настаивал на возвращении оных, она с хитростью избежала обыска (31:34-35), скрывши их под седлом верблюда и сказавши, что не может встать с него по причине обыкновенного женского. После своего трогательного свидания и примирения с Исавом и кровавого события, соединенного с поражением жителей Сихема, и Божественных откровений, полученных им в Вефиле, Иаков отправился в путь из сего последнего места, и вот его возлюбленная Рахиль умерла на пути от родов сына, названного Вениамином, "и погребена на дороге в Ефрафу, т.е. Вифлеем. Иаков поставил над, гробом ее памятник" (Быт 35:18-19). Гробница Рахили была хорошо известна многие столетия после того, как то нам известно из 1Цар 10:2. И доселе еще к ней относятся с большим благоговением как Иудеи, так и мусульмане. Местные Арабы собираются сюда для торжественных молитв во время бездождия. Замужние женщины берут отсюда куски камня и носят их во время беременности. Декан Станлей говорит, что означенная гробница (представленная на прилагаемом при сем рисунке) совершенно сходствует с описанием библейского повествования. Память Рахили сохранялась в ее потомстве и в последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема, благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия (Руф 4:11). Прор. Иеремия, изображая бедствия и пленение Иудеев, представляет Рахиль, как праматерь Израильтян, осиротевшею и безутешно, плачущею о сынах своих, ибо их не стало (Иер 31:15). Евангелист Матфей, указывая в этом печальном событии образ другого печального события, и именно избиения Иродом Вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, - дети Вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет (Мф 2:18).

Библейская энциклопедия, Никифор. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РАХИЛЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РАХИЛЬ
    одна из двух жен Иакова, младшая дочь Лавана, мать Иосифа и Вениамина. Обстоятельства женитьбы на ней Иакова см. в кн. …
  • РАХИЛЬ
    ? одна из двух жен Иакова, младшая дочь Лавана, мать Иосифа и Вениамина. Обстоятельства женитьбы на ней Иакова см. в …
  • РАХИЛЬ в Словаре Кольера:
    в Ветхом Завете, младшая дочь Лавана. Иаков влюбился в нее, как только пришел в Харран, и Лаван согласился отдать Рахиль …
  • РАХИЛЬ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Жена …
  • РАХИЛЬ в словаре Синонимов русского языка.
  • РАХИЛЬ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • РАХИЛЬ (ДРЕВНЕЕВРЕЙСК.) в Значениях имен:
    овца производные - Рахилька, Раха, Раша, Рая, Хиля, Лиля, …
  • ФРЕЙДЛИНА РАХИЛЬ ХАЦКЕЛЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Рахиль Хацкелевна [р.7(20).9.1906, Самотеевичи, ныне Костюковичского района Могилёвской обл.], советский химик-органик, член-корреспондент АН СССР (1958). Член КПСС с 1954. Окончила …
  • ВАРНГАГЕН Ф. ЭНЗЕ, РАХИЛЬ-АНТОНИЯ-ФРЕДЕРИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (ур. Левин-Маркус) — жена предыдущего и сестра поэта Луи Роберта (см. это имя), одна из замечательнейших женщин первой четверти этого …
  • ВАРНГАГЕН-ФОН-ЭНЗЕ, РАХИЛЬ АНТОНИЯ ФРЕДЕРИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (урожденная Левин-Маркус) ? жена Карла Августа В. (см.) и сестра поэта Луи Роберта (см.), одна из замечательнейших женщин первой четверти …
  • РAXЛИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
    Рахлин и Рохлин. Фамилии как будто разные, но смысл у них практически одинаков. Рохлю, разиню, человека неопрятного называли на Руси …
  • РАТНИКОВ в Энциклопедии фамилий:
    Ратник - воин, солдат, вообще человек военный. Ратниками и ратницами на Руси звались и ополченцы, т.е. воины на время. Естественно, …
  • РАХ’ИЛЬ в Библейском словаре:
    (овца) (Быт.29:6,9-12,16-18,20,25,28-31; Быт.30:1,2,6-8,14,15,22,25; Быт.31:4,14,19,32-34; Быт.35:16,19,20,24,25; Быт.46:22,25; Быт.48:7; Руф.4:11; 1Цар.10:2; Иер.31:15; Мат.2:18) — младшая дочь Лавана, любимая жена Иакова и его …
  • Л’ИЯ в Библейском словаре:
    (дикая корова) (Быт.29:16,17,23-25,30-32; Быт.30:9-14,16-20; Быт.31:4,14,33; Быт.33:1,7; Быт.34:1; Быт.46:15,18; Быт.49:31; Руф.4:11) — старшая дочь Лавана и первая из двух жен Иакова, …
  • СКОТ
    (Быт 1:25). В общеупотребительном смысле в Свящ. Писании под названием скота разумеются те же самые четвероногие животные, которые в настоящее …
  • ЛИЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (утвержденная, слабая; Быт 29:16) - старшая дочь Лавана и одна из жен Иакова. Обстоятельства, при которых Лаван обманом при свадьбе …
  • ИАКОВ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Быт 25:26-34 и др.) - патриарх, родоначальник народа Израильского, младший сын Исаака, называемый иначе Израил. Его история излагается в Быт …
  • ВИФЛЕЕМ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (дом хлеба; Быт 35:19, Мих 5:1, Мф 2:1, Руф 1:2), называемый также Вифлеем Ефрафа (Мих 5:2), был столь малый и …
  • МФ 2
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея. Глава 2 Главы: 1 2 3 4 …
  • ИЕР 31 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иеремии. Глава 31 Главы: 1 2 3 4 …

РАХИЛЬ

РАХИЛЬ (רָחֵל , Рахель ) - одна из четырёх праматерей еврейского народа, младшая дочь Лавана, сестра Лии, вторая жена Иакова, мать Иосифа и Биньямина.

Согласно библейскому рассказу, Иаков встретил Рахиль, когда прибыл в Харан, спасаясь от гнева своего брата Исава; Иаков полюбил ее с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет. Когда срок истек, Лаван пошел на хитрость и в брачную ночь подменил Рахиль Лией.

Мауриций Готтлиб. Рахиль

Гробница Юлия II, Рахиль и Лия, 1515,

церковь Сан-Пьетро ин В-иколи.


Иаков и Рахиль у колодца
Холст, масло, 230 х 190 см, 2006 г

Когда наутро Иаков обнаружил подмену, Лаван объяснил, что он был обязан выдать замуж старшую дочь раньше младшей, и согласился отдать ему и Рахиль, если Иаков обязуется проработать на него еще семь лет.

Джакомо д"Антонио де Нигретти Пальма Веккио.

Свидание Рaхили и Иакова.

Согласно Библии, Рахиль была «красива станом и красива лицом», и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» . Однако Рахиль оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра, отдала свою служанку Билх у в наложницы мужу; рожденных Билх ой Дана и Нафтали Рахиль считала собственными сыновьями.

Праматерь Рахиль и праотец Иаков.

Собор Рождества Богородицы

В конце концов Рахиль забеременела и родила сына, сказав: «Снял (асаф) Бог позор мой. И нарекла ему имя Иосиф, сказав, Господь даст (иосеф) мне и другого сына».


Джованни Баттиста Тьеполо. Rachel Hiding the Idols. 1726

Рахиль умерла во время вторых родов на пути из Бет-Эля в Эфрат, в Бет-Лехеме; умирая, она нарекла своего второго сына Бен-Они («сын моего страдания»), однако Иаков дал ему имя Биньямин. Иаков похоронил Рахиль не в семейном склепе в пещере Махпела, а там, где она умерла — у дороги, и воздвиг над ее могилой памятник из камней.


Гробница праматери Рахели - такой она была в XVIII веке.

Согласно Аггаде, Иаков похоронил Рахиль при дороге у Бет-Лехема потому, что он предвидел, что изгнанные в Вавилонию пройдут здесь, и Рахиль будет молить Бога смилостивиться над ними. Еврейские путешественники, начиная с Биньямина из Туделы (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них — большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах.


Гробница Рахели. Конец 19 в.

В конце 18 в. вокруг могилы воздвигли здание, которое отремонтировали в 1841 г. на средства, предоставленные М. Монтефиоре. Во время иорданской оккупации (1948-67) место вокруг могилы Рахили было превращено в мусульманское кладбище. После Шестидневной войны здание было реставрировано израильским Министерством по делам религий и служит местом массового паломничества и туризма.


Наибольшее число еврейских паломников посещает могилу Рахили в новолуние, на протяжении всего месяца нисана и 14-го дня месяца хешвана — в традиционную дату смерти «нашей матери Рахили».


Абель Панн (1883-1963). Рахель

Анна Ахматова

Библейские стихи: Рахиль

И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. Книга Бытия И встретил Иаков в долине Рахиль, Он ей поклонился, как странник бездомный. Стада подымали горячую пыль, Источник был камнем завален огромным. Он камень своею рукой отвалил И чистой водой овец напоил. Но стало в груди его сердце грустить, Болеть, как открытая рана, И он согласился за деву служить Семь лет пастухом у Лавана. Рахиль! Для того, кто во власти твоей, Семь лет — словно семь ослепительных дней. Но много премудр сребролюбец Лаван, И жалость ему незнакома. Он думает: каждый простится обман Во славу Лаванова дома. И Лию незрячую твердой рукой Приводит к Иакову в брачный покой. Течет над пустыней высокая ночь, Роняет прохладные росы, И стонет Лаванова младшая дочь, Терзая пушистые косы, Сестру проклинает и Бога хулит, И Ангелу Смерти явиться велит. И снится Иакову сладостный час: Прозрачный источник долины, Веселые взоры Рахилиных глаз И голос ее голубиный: Иаков, не ты ли меня целовал И черной голубкой своей называл? 25 декабря 1921 М.Шагал. Рахиль прячет терафимы своего отца ***

О Книга Книг! Кто не изведал

в своей изменчивой судьбе,

как ты целишь того, кто предал

свой утомлённый дух тебе?

В чреде видений неизменных

как совершенна и чиста

твоих страниц проникновенных

немеркнущая красота.

Все бездны лет не заглушили

божественно-простой мотив.

Жив образ женственной Рахили,

Израиль-богоборец жив...

Ты вечно новой век за веком,

за годом год, за мигом миг

встаешь - алтарь пред человеком,

О Библия! О Книга Книг!..

Валерий Брюсов

НАША ГЛАВНАЯ ПРАМАТЕРЬ

И ЕЁ ГРОБНИЦА:

1. Внешность

Обе сестры, параллельные образы которых мы сейчас рассмотрим и в сравнении друг с другом охарактеризуем, были очень разными. Незнающим их и в голову не могло бы придти, что это родные сестры. Рахиль, младшая дочь Лавана, была красавицей с живыми темными глазами, с прелестным грациозным станом. Лия, ее старшая сестра, не могла похвалиться внешностью: ни красотой, очаровательностью. Она "была слаба глазами", Бытие 29:16-17 , взор ее был без блеска и огня. От ее слабых, тусклых глаз исходила застенчивость и беспомощность.

2. Кумир

Едва Иаков взглянул на свою кузину Рахиль, как тотчас потерял свое сердце. Так сильно понравилась ему ее очаровательная красота. Он смотрел на внешность. Иаков прошел мимо верного кроткого сердца Лии, даже не потрудясь заглянуть в него! Он видел только Рахиль. Хотя за нее он вынужден был служить целых семь лет, они ему не показались долгими. "И служил Иаков за Рахиль семь лет, и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее", Бытие 29:20.

3. Многоженство

4. Смирение

Пока Рахиль дерзка и надменна в отношении Бога и людей, Лия являет пример сдержанности и смирения. Как тяжко огорчал ее муж своим недружелюбием и холодностью, поскольку вся его сердце иная привязанность и любовь полностью принадлежали ее сестре! Но Лия смиряется и в этой тяжкой доле. Когда она родила первенца, то назвала его Рувимом, " потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой". Второго сына она назвала Симеоном и сказала: " Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон". С рождением третьего сына Левия она ободряется надеждой: "Теперь-то прилепится ко мне муж мой". А с рождением четвертого сына она кротко восклицает: "Теперь-то я восхвалю Господа!" Потому и дает ему имя Иуда", Бытие 29:32:35.

Из значения имени четвертого сына мы можем проследить, как от горечи пренебрежения со стороны мужа Лия приобретала все большее смирение. С появлением первенца она надеется завладеть любовью Иакова через сына. С рождением второго она надеется на уравнивание взаимоотношений и избавление от пренебрежения. С рождением третьего надеется, по крайней мере, на постоянную привязанность мужа. После рождения четвертого сына она полностью отворачивает свой взор от себя и полагается на Господа. Именно эта возрастающая кротость делает ее объектом особенного благословения Бога. Вспомним основной закон Царства Божьего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать! - Иакова 4:6.

5. Настырное упрямство

Пока Лия с течением лет приобретала все большее успокоение и удовлетворение Богом и жизнью, Рахиль становилась все мятежнее и беспокойнее. Увидев, как Бог явно благословил ее сестру Лию и дал ей четырех сыновей, Рахиль вне себя от зависти сказала мужу: "Дай мне детей, а если нет, так я умираю!" Бытие 30:1 . Она совсем не думает о том, что дети есть дар Божий, как повествует Священное Писание.

Кто теперь вам нравится больше? Лия с ее терпеливым смирением, или Рахиль с се настырным упрямством? Лия обрела благословение, Рахиль долгое время никак не могла достичь его и неразумно искала, чем бы помочь себе. Вместо того, чтобы вместе с Иаковом умолять Бога, чтоб Он дал им детей, она пришла к той же злополучной мысли поступить так, как однажды поступила Сарра. Рахиль взяла свою служанку Валлу и дала мужу своему в жены, чтобы принять ее детей как своих собственных. Насколько ее сердце изнемогало, видно из имени, которое она дала второму сыну служанки Валлы: Неффалим. Это значит "моя борьба": "борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла", Бытие 30:8 . Сколько неразумия в тех словах! Чем огорчила се молчаливая тихая Лия? Именно ей должно было бороться против своего чудовищного своеволия и злого упрямства! Тогда это на самом деле можно было бы назвать "борьбой"!

Но Рахиль все-таки изменилась. Когда она увидела, что ее необузданное упрямство не приносит ей успеха, то в сердечной молитве склонилась перед Богом. И мы читаем: "И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее", Бытие 30:22 . Наконец и она научилась устремлять очи на Господа и полагаться только на Него.

Суеверие

Когда Иаков со своим семейством покинул дом Лавана, то "Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее", Бытие 31:19 . Публично Лаван служил истинному Богу, но втайне прилеплялся к идолам. То же самое происходило с Рахилью. Вот здесь и заложена разгадка, почему она не умела просто и по-детски молиться Богу: она надеялась на идолов. Поскольку Рахиль не имела истинной веры, то и застряла в суеверии.

7. Тяжкая жертва

Иаков чрезмерно любил Рахиль, она была его кумиром. Тогда пришел Бог и забрал ее. Едва воссияла радость, что она подарит ему второго сына, как постигло его непоправимо великое горе: она умерла при родах Вениамина. "И умерла Рахиль и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем", Бытие 35:19.

О духовной жизни Рахили более уже ничего неизвестно. Лия прожила еще немалое время в Ханаане и нашла место покоя в пещере, которую купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения. Когда Иаков умирал в доброй старости, насыщенный жизнью, то его последним желанием было, чтобы тело его доставили и Ханаан и похоронили в фамильной пещере для погребения рядом с Лией, погребенной там раньше его: "там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию", Бытие 49:31. И сделано так: "и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре", Бытие 50:13.

Женщина глазами Бога по книгеЭрнста Модерзона Жены Ветхого Завет

ЛИЯ И РАХИЛЬ

1. Внешность

Обе сестры, параллельные образы которых мы сейчас рассмотрим и в сравнении друг с другом охарактеризуем, были очень разными. Незнающим их и в голову не могло бы придти, что это родные сестры. Рахиль, младшая дочь Лавана, была красавицей с живыми темными глазами, с прелестным грациозным станом. Лия, ее старшая сестра, не могла похвалиться внешностью: ни красотой, очаровательностью. Она "была слаба глазами", Бытие 29: 16-17, взор ее был без блеска и огня. От ее слабых, тусклых глаз исходила застенчивость и беспомощность.

Насколько сестры не походили друг на друга внешне, настолько отличались и по характеру. Лия была безропотной, она умела терпеть даже неправду, и спокойно выносила тяжелые обстоятельства. При всем этом она была довольной и благодарной. Рахиль же была дерзкой не только в обращении с людьми, но и по отношению к Самому Богу. Когда что-либо шло не по ее воле, она ссорилась и пререкалась с Ним, если же исполнялось ее желание, то она хотела еще большего! Безобразно обращалась она со своей сестрой.

Образ прелестной Рахили служит нам более примером предостережения и ни в коем случае не является примером для подражания! Но, к сожалению, многие подражают ей! Если бы спросить современных молодых девушек, кого из этих двух сестер они хотели бы походить, то большинство из них без всякой заминки ответили бы в один голос: "На Рахиль!" Она была красавицей, потому что она унаследовала превосходную внешность и потому что в наши дни основное внимание уделяется именно внешности!

Едва Иаков взглянул на свою кузину Рахиль, как тотчас потерял свое сердце. Так сильно понравилась ему ее очаровательная красота. Он смотрел на внешность. Иаков прошел мимо верного кроткого сердца Лии, даже не потрудясь заглянуть в него! Он видел только Рахиль. Хотя за нее он вынужден был служить целых семь лет, они ему не показались долгими. "И служил Иаков за Рахиль семь лет, и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее", Бытие 29:20.

Рахиль полностью завладела его сердцем и его мыслями. Самое опасное в такой любви то, что Господь оттеснен со Своего места, пренебрегаем и забыт. Подобное наблюдается довольно часто: люди, имевшие доброе начало в христианстве, оказавшись в такой ситуации, вскоре охладевают и уходят назад в мир. Остерегайтесь почитания творения выше Самого Творца.

3. Многоженство

Всем известно, как Лаван обманул Иакова. Как должно было больно и тяжело для Лии быть отданной человеку, который любит не ее, а сестру. Не зная и не желая того, через обман Лавана Иаков впал в двоеженство, которое принесло ему много сердечных скорбей и переживаний.

Женская половина человечества должна быть особенно признательной и благодарной Господу за то, что Он избавил их от такого позора и унижения, каковые к примеру мы находим в жизни жен Ламеха. Во многих странах женский пол все еще находится под тяжким гнетом унижения и бесправия.

4. Смирение

Рассмотрим подробнее образ Лии. Хотя в ее внешности ничего привлекательного, сердце ее угодно Богу! Нужно смотреть и ценить людей только с той позиции, с какой рассматривает и ценит их Бог. Мир интересует в основном только внешнее: каково приданое невесты, каков ее род, каковы манеры поведения молодого человека и т.д. Бога интересует совершенно иное.

Пока Рахиль дерзка и надменна в отношении Бога и людей, Лия являет пример сдержанности и смирения. Как тяжко огорчал ее муж своим недружелюбием и холодностью, поскольку вся его сердце иная привязанность и любовь полностью принадлежали ее сестре! Но Лия смиряется и в этой тяжкой доле. Когда она родила первенца, то назвала его Рувимом, " потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой". Второго сына она назвала Симеоном и сказала: " Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон". С рождением третьего сына Левия она ободряется надеждой: "Теперь-то прилепится ко мне муж мой". А с рождением четвертого сына она кротко восклицает: "Теперь-то я восхвалю Господа!" Потому и дает ему имя Иуда", Бытие 29:32:35.

Из значения имени четвертого сына мы можем проследить, как от горечи пренебрежения со стороны мужа Лия приобретала все большее смирение. С появлением первенца она надеется завладеть любовью Иакова через сына. С рождением второго она надеется на уравнивание взаимоотношений и избавление от пренебрежения. С рождением третьего надеется, по крайней мере, на постоянную привязанность мужа. После рождения четвертого сына она полностью отворачивает свой взор от себя и полагается на Господа. Именно эта возрастающая кротость делает ее объектом особенного благословения Бога. Вспомним основной закон Царства Божьего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать! - Иакова 4:6.

Так Лия удостоилась стать матерью Иуды, праотца Иисуса по плоти! Пока в ее сердце гнездились тревожные собственные желания, она не могла достичь этого. Сначала сердце должно было смириться и успокоиться в Господе, и тогда был рожден носитель обетования Божьего.

Подобное происходит и с нами. Господь может использовать нас для Своей непреходящей славы лишь тогда, когда мы уже ничего для себя не ищем. Это относится не только к пресвитерам, диаконам, другим руководителям в церкви, но и ко всем детям Божиим. Только тот, кто предаст себя в полное распоряжение Господу, будет удостоен быть Его орудием. Основное не в том, более ты одарен или менее, все дело лишь в том, полностью ли ты отдаешь себя в распоряжение Господа.

5. Настырное упрямство

Пока Лия с течением лет приобретала все большее успокоение и удовлетворение Богом и жизнью, Рахиль становилась все мятежнее и беспокойнее. Увидев, как Бог явно благословил ее сестру Лию и дал ей четырех сыновей, Рахиль вне себя от зависти сказала мужу: "Дай мне детей, а если нет, так я умираю!"Бытие 30:1. Она совсем не думает о том, что дети есть дар Божий, как повествует Священное Писание.

Вместо того, чтобы смиренно умолять Бога, она с настырным упрямством требует у мужа того, что тот абсолютно не в состоянии выполнить. Упрямо сердце человеческое! Как неблагодарна Рахиль! Разве ей недоступно удовлетворение множества желаний ее сердца? Только одно — единственное желание удовлетворено, и жизнь для нее теряет всякую цену! Какая дерзкая несправедливость здесь: несправедливость по отношению к Богу, несправедливость по отношению к людям!

Кто теперь вам нравится больше? Лия с ее терпеливым смирением, или Рахиль с се настырным упрямством? Лия обрела благословение, Рахиль долгое время никак не могла достичь его и неразумно искала, чем бы помочь себе. Вместо того, чтобы вместе с Иаковом умолять Бога, чтоб Он дал им детей, она пришла к той же злополучной мысли поступить так, как однажды поступила Сарра. Рахиль взяла свою служанку Валлу и дала мужу своему в жены, чтобы принять ее детей как своих собственных. Насколько ее сердце изнемогало, видно из имени, которое она дала второму сыну служанки Валлы: Неффалим. Это значит "моя борьба": "борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла", Бытие 30:8. Сколько неразумия в тех словах! Чем огорчила се молчаливая тихая Лия? Именно ей должно было бороться против своего чудовищного своеволия и злого упрямства! Тогда это на самом деле можно было бы назвать "борьбой"!

Но Рахиль все-таки изменилась. Когда она увидела, что ее необузданное упрямство не приносит ей успеха, то в сердечной молитве склонилась перед Богом. И мы читаем: "И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее", Бытие 30:22. Наконец и она научилась устремлять очи на Господа и полагаться только на Него.

Суеверие

Все грехи Рахили есть доказательство того, что ее отношение к Богу было неверным. Когда наше отношение к Богу чистосердечно, то вес наши поступки будут верны. Основная причина грехов Рахили заключена в том, что она не была свободна от идолов.

Когда Иаков со своим семейством покинул дом Лавана, то "Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее", Бытие 31:19. Публично Лаван служил истинному Богу, но втайне прилеплялся к идолам. То же самое происходило с Рахилью. Вот здесь и заложена разгадка, почему она не умела просто и по-детски молиться Богу: она надеялась на идолов. Поскольку Рахиль не имела истинной веры, то и застряла в суеверии.

И в наши дни многие громко называют себя христианами, но служат всевозможным идолам и поклоняются им. Это или деньги, или честолюбие, или обожествленная красавица, так называемая "гений чистой красоты", или автомобиль новейшей марки, или мода, или... или... или... бесконечно тому подобное. Удалите идолов!

Человеческое сердце, мятежное и непокорное, всегда ищет за что-то уцепиться, на что-то опереться. Кто не отдает себя в полное распоряжение любящему Отцу Небесному, тот в большинстве случаев впадает под власть парализующего страха от разных суеверных призраков: от нелепых птичьих голосов, от несчастных чисел, от цвета кошки, перебежавшей дорогу, и бесчисленного множества подобного!

7. Тяжкая жертва

Когда наше сердце прилепляется к чему-либо земному и тленному, приходит Бог и говорит: "Отдай Мне то, что ты очень любишь!" Тогда рана кровоточит, глаза изливают потоки слез, вся наша внутренность кричит: "Господи! Не Твоя, а моя воля да будет!"

Господь приходит и отрывает от сердца матери единственного ребенка, забирает жену или мужа... Почему же Он поступает так? Потому что любит нас! Потому что Он хочет, чтобы все наше сердце принадлежало лишь Ему одному, так как только Он есть Источник мира и жизни. Только в Нем мы можем обрести наше счастье. Потому Он убирает от нас все то, что стоит между Ним и нами, что отдаляет нас от благо¬словенного общения с Ним. Он желает полного единства с нами и убирает с пути все преграды и препятствия.

Иаков чрезмерно любил Рахиль, она была его кумиром. Тогда пришел Бог и забрал ее. Едва воссияла радость, что она подарит ему второго сына, как постигло его непоправимо великое горе: она умерла при родах Вениамина. "И умерла Рахиль и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем", Бытие 35:19.

О духовной жизни Рахили более уже ничего неизвестно. Лия прожила еще немалое время в Ханаане и нашла место покоя в пещере, которую купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения. Когда Иаков умирал в доброй старости, насыщенный жизнью, то его последним желанием было, чтобы тело его доставили и Ханаан и похоронили в фамильной пещере для погребения рядом с Лией, погребенной там раньше его: "там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию", Бытие 49:31. И сделано так: "и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре", Бытие 50:13.

Позвольте в заключение наставить вас: да не разделяет вас от Бога ничто! Он хочет, чтобы все твое сердце принадлежало у Одному!