: 73°23′19″ с. ш. 55°12′56″ в. д. / 73.38861° с. ш. 55.21556° в. д. / 73.38861; 55.21556 (G) (Я) Ма́точкин Шар - пролив, отделяющий Северный остров Новой Земли от Южного и соединяющий Баренцево море с Карским морем . Маточкин Шар достаточно глубок (около 12 м), имеет якорные стоянки (лучшая у мыса Бараньего) . Берега высокие, местами обрывистые. Длина около 100 км , ширина в наиболее узкой части около 600 м. Покрыт льдом большую часть года. На берегу в летнее время располагались давно не существующие промысловые посёлки Маточкин Шар и Столбовой .
Этот пролив (его еще называют Матшар) прорезает горную область архипелага. Здесь высота висячих ледников доходит до одного километра.
С военной точки зрения пролив весьма интересен. Карское море всегда имело у полярных капитанов дурную славу. Открытое в северо-восточной части, оно почти заперто с юго-западной. Стоит подуть северо-восточным ветрам – и Карское море сразу же превращается в ледяной мешок. Ветер загонял в него миллионы тонн льда. А выйти этому льду некуда. Путь на запад преграждает «русский Гибралтар», а на юг– материк. И горе кораблям, которые попадают в этот ледяной мешок. Каждый опытный полярный капитан знает, что выбраться отсюда проще и удобнее через Матшар, чем, например, через Карские Ворота. Вот тут-то, на выходе из центрального новоземельского пролива, и должны были ждать немецкие подлодки советские арктические караваны.
В годы Первой мировой войны Адмирал-штаб Кайзерфлота не планировал в здешних водах охоту германских субмарин на русские суда или на транспорты стран Антанты. В те дни предполагалось, что немецкие экипажи будут здесь пережидать непогоду или ждать прихода очередного конвоя от Британских островов. Именно с этой целью и была создана в проливе тайная база. Действовала ли она в 1917–1918 годах, когда Русский Север был включен в зону неограниченной подводной войны, – установить пока не удалось. Однако известно, что ее осмотрел и, скорее всего, расконсервировал экипаж крейсера «Комет», который летом 1940 года успешно прошел по Севморпути на Тихий океан. После «исчезновения» его из поля зрения советской разведки в Печорском море гитлеровский экипаж занимался гидрографическими работами и сбором плавника у острова Колгуев – официально для подкрепления трюмов и бортов (на случай сжатия корпуса корабля льдами). Кроме того, они обнаружили на острове Колгуев крупные запасы гуано – прекрасного азотно-фосфорного удобрения. В те дни экипаж крейсера выполнил несколько «шуточных» десантов и проверил крутизну склонов Колгуева. Старший на борту «Комет» капитан-цур-зее фон Эйссен за время бесконтрольного плавания у Новой Земли успел посетить безымянный пролив между Новой Землей и Землей Франца-Иосифа, а также западную часть новоземельского пролива Маточкин Шар.
О роли безымянного пролива, как уже упоминалось чуть ранее, в Матшаре нацисты осмотрели районы побережья, где больше всего скопилось плавника, так необходимого для строительства будущих секретных баз на арктическом побережье, в том числе и на острове Междушарский, и проверили крутизну берегов новоземельского пролива. В результате проведенной разведки было выявлено большое количество плавника сибирских пород, которые ежегодно приносило сюда течением Карского моря.
После приема на борт советских лоцманов немцы сделали первую попытку выйти в Западную Арктику. Но она оказалась неудачной. Сквозь льды «Комет» сумел пройти только до мыса Голотечный, затем ему пришлось вернуться назад.
Но основной задачей десантников Эйссена было расконсервирование тайной базы кайзеровского флота. Эта база чем-то напоминала базу на ЗФИ.
Вот как, уже в 1960-е годы, описал ее полковник В., дважды побывавший там.
Под мощным скальным козырьком, далеко выступающим над проливом, был сооружен бревенчатый причал, для надежности прикрепленный к скале несколькими металлическими тросами. Хорошо заметная дорожка вела к небольшой ремонтной мастерской, где на просмоленной деревянной площадке хранилось примерно два десятка запасных лодочных аккумуляторов типа «МАК» с латексной сепарацией корпусов. У подножия площадки, в воде, просматривались еще с десяток таких же аккумуляторов. Рядом с причалом в специальной выгородке стояла динамомашина, которая, скорее всего, когда-то обеспечивала зарядку батарей подлодок. Видимо, она же приводила в действие моторы небольшой мастерской и двух 6-литровых компрессоров, а также обеспечивала освещение всей базы. В работоспособности динамомашины наши солдаты убедились после некоторого колебания, опасаясь, что ее включение может вызвать подрыв всей пещеры. Однако взрыва не произошло, а машина уверенно загудела. Неяркий «дежурный» свет разогнал полумрак пещеры и открыл еще несколько выложенных камнем выгородок. Здесь стоял 12-цилиндровый V-образный дизель сил на 350–400, подобный тем, что в предвоенное время были распространены на германских железных дорогах, а также были устроены небольшие склады с соляркой и продовольствием.
На этом полковник В. всегда прекращал свой весьма интересный рассказ. И только его сын часто вспоминал о необычных конфетах во вместительной металлической банке, которые отец привез после одной из командировок. Даже одна такая конфета обеспечивала двух-, а то и трехдневное бодрствование съевшего ее взрослого человека.
Поиск карты города, села, области или страны
Позволяет: изменять масштаб; измерять расстояния ; переключать режимы отображения - схема, вид со спутника, гибрид. Применяется механизм Yandex-карт , он содержит: районы, названия улиц, номера домов и др. объекты городов и крупных сел, позволяет выполнять поиск по адресу (площадь, проспект, улица+номер дома и др.), например: "ул. Ленина 3", "гостиницы Маточкин Шар" и т.п.
Если Вы что-то не нашли, попробуйте раздел спутниковая карта Google: Маточкин Шар или векторную карту от OpenStreetMap: Маточкин Шар .
Ссылку на выбранный Вами объект на карте можно отправить по e-mail, icq, sms или разместить на сайте. Например, что бы показать место встречи, адрес доставки, расположение магазина, кинотеатра, вокзала и т.п.: совместите объект с маркером в центре карты, скопируйте ссылку слева над картой и отправте адресату - по маркеру в центре, он определит указанное Вами место.
Для изменения масштаба используйте колесо прокрутки "мыши", ползунок "+ -" слева, или кнопку "Увеличить" в левом верхнем углу карты; чтобы посмотреть вид со спутника или народную карту - выберите соответстующий пункт меню в правом верхнем углу; что бы измерить расстояние - щелкните линейку справа внизу и наносите точки на карте.
Архангельская область - Маточкин Шар: интерактивная карта от Яндекс. Векторная схема и фото со спутника - с улицами и домами, дорогами, адресным поиском и прокладкой маршрутов, измерением расстояний, возможностью получить ссылку на выбранный объек на карте - что бы отправить адресату или разместить на сайте.
Маточкин Шар
Маточкин Шар
пролив между о. Северный и о. Юж. Новой Земли; Ненецкий ао. Помор, термин шар - "пролив" , Маточкин - по впадающей в этот пролив р. Маточка, а ее название может быть возведено к помор, названию Новой Земли Матка .
Географические названия мира: Топонимический словарь. - М: АСТ . Поспелов Е.М. 2001 .
Ма́точкин Шар
пролив между Сев. и Юж. о-вами Новой Земли . Назван по впадающей в прол. р. Маточка (шар по-поморски – "пролив"). Соединяет Баренцево и Карское моря . Длина ок. 98 км, наим. ширина 0,6 км, наим. глубина 12 м. Берега высокие, местами обрывистые. Б.ч. года покрыт льдом.
Словарь современных географических названий. - Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .
Ма́точкин Шар
пролив между Северным и Южным островами Новой Земли, соединяющий Баренцево море с Карским. Дл. ок. 98 км, наименьшая шир. 0, 6 км, наименьшая глуб. 12 м. Берега высокие, местами обрывистые. Бо́льшую часть года покрыт льдом.
География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .
Пролив между Сев. и Юж. о вами Н. Земли. Соединяет Баренцево и Карское моря. Длина 98 км, наименьшая ширина ок. 0,6 км, наименьшая глубина 12 м. Большую часть года покрыт льдом … Большой Энциклопедический словарь
МАТОЧКИН ШАР, пролив между Северным и Южным о вами Новой Земли. Соединяет Баренцево и Карское моря. Длина 98 км, наименьшая ширина ок. 0,6 км, наименьшая глубина 12 м. Б.ч. года покрыт льдом. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
Сущ., кол во синонимов: 2 полигон (10) пролив (24) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
У этого термина существуют и другие значения, см. Маточкин Шар (значения). Координаты: 73°15′ с. ш. 55°00′ в. д. / 73.25° с. ш. 55° в. д. … Википедия
Пролив между Северным и Южным островами Новой Земли. Соединяет Баренцево и Карское моря. Длина 98 км, наименьшая ширина около 0,6 км, наименьшая глубина 12 м. Большую часть года покрыт льдом. * * * МАТОЧКИН ШАР МАТОЧКИН ШАР, пролив между Сев. и… … Энциклопедический словарь
Пролив между Северным и Южным островами Новой Земли. Соединяет Баренцево и Карское моря. Берега высокие, местами обрывистые. Длина около 100 км, ширина (в наиболее узкой части) около 0,6 км. Глубина около 12 м. Большую часть года покрыт… … Большая советская энциклопедия
Маточкин Шар - Sp Mãtočkino sąsiauris Ap Маточкин Шар/Matochkin Shar L RF tarp N. Žemės salų … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė
Маточкин Шар - пролив между о. Северный и о. Юж. Новой Земли; Ненецкий ао. Помор, термин шар пролив, Маточкин по впадающей в этот пролив р. Маточка, а ее название может быть возведено к помор, названию Новой Земли Матка … Топонимический словарь
Пролив, отделяющий северный остров Новой Земли от южного и соединяющий Северный с Карским морем. Пролив, от мыса Столбового до мыса Выходного, имеет в дл. 83 в., по изгибам же 95 в., ширина западного устья 7 в., а восточного, у мыса Бык, 4 в.;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Маточкин Шар - Маточкин Шар, пролив между Северными и Южным островами Новой Земли. Соединяет Баренцево и Карское моря. Длина 98 км наименьшая ширина около 0,6 км, наименьшая глубина 12 м. Большую часть года покрыт льдом … Словарь "География России"