Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

» » Когда начнется строительство домов по реновации? Где и как россия будет строить новый авианосец Когда начнется строительство по реновации.

Когда начнется строительство домов по реновации? Где и как россия будет строить новый авианосец Когда начнется строительство по реновации.

В Москве в качестве основного инструмента повышения эффективности расходов используется программно-целевой метод управления бюджетными средствами. Это позволяет концентрироваться на достижении важнейших целей социально-экономического развития города. Всего в столице действует 14 целевых программ, в рамках которых расходуется более 90% бюджетных средств. Конкретные мероприятия по каждому направлению прописываются в адресной инвестиционной программе (АИП). АИП устанавливает распределение расходов бюджета города Москвы, предусмотренных на финансовое обеспечение объектов строительства, реконструкции, технического перевооружения или реставрации на очередной финансовый год и плановый период. Интересно посчитать, какова доля Новой Москвы в общем бюджете города, а заодно посмотреть, что же будет построено на новых территориях в ближайшие годы.

Доли ТиНАО в АИП Москвы в целом и по различным направлениям бюджетного финансирования.

На гистограмме показана доля Троицкого и Новомосковского округов в структуре АИП Москвы. Общая сумма, заложенная на развитие новых округов столицы на период 2012-2018 годов составила 558,6 млрд. рублей или 26,22%. Сразу оговоримся, что эта цифра достаточно условна, так как некоторые мероприятия трудно однозначно отнести исключительно к Новой Москве. Например, мы отнесли к таким расходам запланированные траты на строительство Солнцевско-Калининской линии до станции «Рассказовка», которая разместится на территории поселения Внуковское Новомосковского округа, но при этом большая часть линия пройдет по территории Западного административного округа столицы.

Распределение средств АИП Москвы, выделенных на ТиНАО, по отдельным программам.

Основная масса расходов, 86,57% (483,6 млрд. руб.), приходится на программу развития транспортной системы. Этот факт наглядно демонстрирует, что идеология развития ТиНАО базируется на транспортной составляющей. Поэтому давайте с нее и начнем наш обзор.

Программа «Развитие транспортной системы на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года» предполагает развитие дорожной сети Новой Москвы, сети общественного транспорта и Московского метрополитена.

Строительство станции «Саларьево». Август 2015 года

На строительство новых станций метро в ТиНАО планируется потратить 278,6 млрд. руб. (57,6 % расходов на транспорт). Сюда входит продление трех линий метро до Новомосковского округа. Первая линия, Сокольническая, продлевается от станции «Юго-Западная» до станции «Столбово» в окрестностях поселка Коммунарка. На начальном этапе в 2015-2016 годах были открыты первые станции метро на территории Новой Москвы: «Румянцево» и «Саларьево». В рамках второго этапа от тупиков станции «Саларьево» Сокольническая линия пройдет вдоль дороги «Солнцево-Бутово-Видное» до Коммунарки. Здесь должны появиться станции «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и конечная станция «Столбово». Как , на этой неделе начались подготовительные работы по второму этапу продления Сокольнической линии. Предполагается, что второй этап должен быть завершен в 2019 году. Также в районе станции «Саларьево» будет построено одноименное депо. Однако, указанные в АИП сроки окончания работ по строительству депо (2016 год), очевидно, соблюдены не будут, так как на данный момент его возведение еще не начиналось.

Вторая линия, которая придет на новые территории — Солнцевско-Калининская. На ней в 2017-2018 годах планируется открытие участка от станции «Раменки» до станции «Рассказовка». Линия пройдет вдоль Мичуринского проспекта и Боровского шоссе, преимущественно по территории Западного административного округа Москвы. Непосредственно на территории Новой Москвы появятся две станции: станция «Говорово» на границе поселения Московский и района Солнцево вблизи строящегося жилого комплекса «Татьянин Парк» и «Рассказовка» на территории поселения Внуковское. Напомним, что на прошлой неделе МГ станции «Рассказовка» и оценила степень ее готовности.

Еще одна линия должна прийти в Новую Москву от станции «Улица Новаторов» так называемого «Третьего пересадочного контура». На этой ветке непосредственно на территории ТиНАО до 2020-го года должны появиться станции «Мосренген», «Мамыри», «Коммунарка» и «Столбово», причем последняя будет иметь пересадку на одноименную станцию Сокольнической линии. К 2024 году, согласно планам Правительства Москвы, эта линия должна быть продлена еще дальше вдоль Калужского шоссе — до станции «Десна» c промежуточными станциями «Сосенки» и «Воскресенское».

Согласно АИП, на станциях «Рассказовка», «Саларьево», «Столбово», «Сосенки», «Коммунарка», «Мосренген», «Мамыри» и «Десна» запланировано также строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).

Что касается наземного транспорта ТиНАО, какого-то его существенного развития в рамках адресной инвестиционной программы до 2018 года не запланировано. Единственный объект — автобусный парк в городе Троицк, строительство которого должно быть завершено в 2019 году. Таким образом, можно констатировать, что известные проекты линий скоростного трамвая, которые планировались вдоль автомобильных дорог, до 2018 года за счет средств городского бюджета в жизнь воплощаться не будут.

Зато на развитие автомобильных дорог в Новой Москве будет потрачено в общей сложности 202,7 млрд. рублей. На сегодня уже завершена реконструкция улицы Александры Монаховой в Коммунарке (поселение Сосенское) с ее продлением в район Южного Бутова, реконструкция автодороги от Киевского до Калужского шоссе (улица Адмирала Корнилова), реконструкция автодороги от деревни Рассказовка до города Московский, реконструкция развязки Киевского шоссе с МКАД.

В настоящее время идут работы по самому масштабному (хотя и не самому дорогому) проекту реконструкции главной магистрали Новой Москвы — Калужского шоссе на участке от МКАД до Московского малого кольца. Реконструкция разбита на три этапа, причем первый, до деревни Сосенки, завершится к концу этого года, а в середине сентября мэр Москвы Сергей Собянин для движения отдельные участки первого этапа реконструкции. Весной 2017 года должны также завершиться работы по реконструкции развязки Калужского шоссе и МКАД. По заявлениям руководителей города, целиком реконструкция Калужского шоссе закончится в 2018 году.

Магистраль «Солнцево-Бутово-Видное» — самая дорогая дорога Новой Москвы

Полным ходом идут работы по строительству первого этапа еще одной автомобильной дороги — «Солнцево-Бутово-Видное» (от Киевского до Калужского шоссе). Проектирование и реализация второго этапа (от Калужского шоссе до улицы Поляны в Южном Бутове) намечено на 2016 — 2019 годы. Причем реализация только этих двух этапов делает строительство магистрали «СБВ» самым дорогим автодорожным проектом на территории Новой Москвы.

Также сегодня уже ведутся работы по реконструкции автодороги «Боровское шоссе — Киевское шоссе — деревня Ботаково» через деревни Рогозинино и Верховье (окончание работ заявлено в 2016 году), строительство развязки на улице Рабочая в поселении Первомайское (окончание — 2017 год), реконструкция и строительство первого этапа автодороги «М-3 Украина — город Московский — деревня Сосенки — деревня Ямонтово» (окончание анонсировано на 2017 — 2018 годы), строительство подходов к эстакаде на 33 километре Киевского направления МЖД в поселении Кокошкино (завершение намечено на 2017 год), Варшавского шоссе на участке от проектируемого проезда №728 до обводной дороги на город Подольск (завершение в 2019 году). Помимо этого, за счет иных средств идет строительство эстакад на пересечении с путями железной дороги (Кокошкино, Крекшино, Щербинка), а также строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) по территории ТиНАО.

Дополнительно до 2018 года запланировано начало работ по следующим объектам:

  • Строительство (2016-2017, объявлен конкурс на выбор подрядчика)
  • Строительство и реконструкция автомобильной дороги «М-3 Украина — город Московский — деревня Сосенки — деревня Ямонтово», 2 этап (2016-2018, объявлен конкурс на выбор подрядчика)
  • Реконструкция и строительство автомобильной дороги Варшавское шоссе — деревня Андреевское — деревня Яковлево (2018-2020)
  • Реконструкция автодороги от Минского шоссе до Боровского шоссе (Внуковское шоссе) (2017-2019)
  • Строительство автомобильной дороги «МКАД — поселок Коммунарка — аэропорт Остафьево», три этапа (2018-2021)
  • Реконструкция и строительство автомобильной дороги от М-3 «Украина» — деревня Середнево — деревня Марьино — деревня Десна (2016-2018)
  • Проектирование и строительство улично-дорожной сети на территории АДЦ Коммунарка, 1 этап (2016-2019)
  • Строительство автомобильной дороги «Остафьевское шоссе» (2017-2019)
  • Строительство автомобильной дороги от деревни Ботаково до Калужского шоссе (2017-2019)
  • Строительство автомобильной дорога Марьино — Саларьево, 1 этап (2017-2019)
  • Строительство автомобильной дороги Марьино — Саларьево, 2 этап (2019-2020)
  • Строительство автомобильной дороги «Воскресенское — Каракашево — Щербинка» (2018-2019)
  • Реконструкция и строительство автомобильной дороги Калужское шоссе — деревня Яковлево (2018-2019).

Строительство поликлиники в поселении Сосенское. Август 2016.

Второй по величине статьей затрат, согласно АИП, является здравоохранение (28,3 млрд рублей или 5,1% расходов на ТиНАО). Основную часть средств, а именно 19,1 млрд. рублей, планируется направить на строительство больницы с родильным домом в поселке Коммунарка (поселение Сосенское). Ранее МГ , что работами по проектированию нового медицинского центра займется концерн «МонАрх». Также запланировано строительство детско-взрослых поликлиник на 320 посещений в поселениях Воскресенское (2016 год) и Филимонковское (2020 год), детско-взрослых поликлиник на 750 посещений в поселениях Сосенское (2017-2018 годы), Первомайское (2018 год) и городском округе Щербинка (до 2020 года), реконструкция и строительство амбулатории в поселках Мосрентген и поселении Щаповское. В Щербинке, а также поселениях Внуковское, Московский, Киевский и городе Троицк должны должны быть построены (или уже построены) подстанции скорой медицинской помощи суммарно на 86 машиномест.

Надо отметить, что в АИП отображены объекты, которые строятся за счет средств городского бюджета. Поликлиники, возводимые застройщиками в рамках инвестиционных контрактов, а также объекты здравоохранения, финансирование строительства которых осуществляется из других бюджетов (например, федерального), в этот перечень не попали. Это же замечание касается и раздела «Образование».

На развитие образования на территории Новой Москвы из бюджета города в ближайшие годы планируется направить 14,7 млрд. рублей. Запланировано строительство детских садов суммарно на 3025 мест, а также строительство новых и реконструкция существующих школ в поселениях Новофедоровское, Краснопахорское, Киевский, Сосенское, Внуковское, Московский, Рязановское, Филимонковское, Щербинке, Воскресенском и городе Троицк.

Чуть больше, чем на образование (17,9 млрд. рублей) будет направлено на развитие коммунально-инженерной инфраструктуры ТиНАО. Из этой суммы большая часть (14,2 млрд. рублей) пойдет на проектирование и строительство инженерной инфраструктуры на территории административно-делового центра в Коммунарке.

В рамках программы «Безопасный город» будет построено большое количество пожарных депо — 16 единиц. На это планируется потратить 5,8 млрд. рублей.

Из значительных расходов, заложенных в АИП, также нужно отметить на территории административно-делового центра в Коммунарке (окончание работ — 2017 год) и выделение 4,1 млрд. рублей для .

Примечательно, что по программам «Спорт Москвы», «Развитие индустрии отдыха и туризма» расходов на Новую Москву в адресно-инвестиционной программе столицы на 2015-2018 не запланировано. Видимо предполагается, что финансирование этих направлений будет происходить за счет средств муниципалитетов и частных инвесторов. Например, ранее анонсировались планы по созданию на деньги инвесторов двух больших тематических парков - «Глория Парк» в поселении Московский и «Парк Героев» в Роговском поселении.

Самые большие опасения вызывает фактическое отсутствие финансирования новых округов из бюджета столицы по программе «Культура Москвы». Очевидно, что создание новых музыкальных школ, детских культурно-развивающих центров и других культурных учреждений не является инвестиционно-привлекательным и в то же время непосильно для местных бюджетов. Недостаток подобных объектов остро ощущается в большинстве поселений Новой Москвы, и жители не раз поднимали эту проблему.

Обзор сделан на основании АИП в редакции Постановления Правительства Москвы от 12 июля 2016 г. N 413-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 30 сентября 2015 г. N 630-ПП»).

На этой неделе московская реновация 2017 года снова стала одной из главных тем ведущих российских СМИ. Столичная мэрия утвердила и обнародовала стартовые площадки для реновации. Данное решение было принято на заседании Президиума Правительства Москвы по теме реновации столичного Жилфонда. В нашей новой статье мы разберемся – какие кварталы определены для стартовых площадок под строительство новых домов по программе реновации 2017 года и когда начнут переселять первые пятиэтажки?

В ходе вышеназванного заседания Правительства Москвы столичный мэр Сергей Собянин сообщил, что на сегодняшний день определено 210 стартовых площадок для строительства первых многоквартирных домов.

При выборе мест для новых кварталов, столичная мэрия исходила из , что жители пятиэтажек , будут переселяться в непосредственной близости от их старого жилья. Что является одной из базовых гарантий московского Правительства жителям «Хрущевок» – участникам программы реновации.

Стартовые площадки находятся в 75 районах Москвы. По предварительным подсчетам на них планируется построить более 3-х млн. кв. метров жилья, которое обеспечит около 119 тысяч москвичей новыми квартирами. Таким образом, стартовые площадки позволят снести около 560 пятиэтажек, в программу реновации 2017 года.

На сегодняшний день построено уже 12 домов и рабочие завершают благоустройство территории в новых кварталах по утвержденным ранее стандартам. Необходимо отметить, что руководитель столичного Департамента градостроительной политики Сергей Левкин сказал о планах мэрии заселить эти дома в коце 2017 – начале 2018 года. Далее в вновь построенные 47 домов москвичей из “Хрущевок” переселят в 2019 году, а к 2020-2021 годам планируется подготовить дома еще на 151 площадке.

По словам Сергея Левкина в новых домах все подъезды будут оборудованы и системами пожарной безопасности. Современное жилье будет энергоэффективным, что должно позволить снизить каммунальные платежи. Также на первых этажах новых домов планируется разместить продуктовые магазины, аптеки и центры досуга.

Адреса 12-ти первых домов, построенных для реновации

По информации, размещенной на официальном сайте Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, первые 12 новых домов для реновации построены по следующим адресам:

  • Дмитровское ш., д. 74, корп. 1
  • Бескудниковский бульвар, д. 11, к. 1
  • Бескудниковский бульвар, д. 13
  • Бескудниковский бульвар, д. 5
  • Бескудниковский б-р, д. 3
  • Дмитровское шоссе, д. 68
  • Щелковское шоссе, д. 74
  • 5-я Парковая ул., д. 62 Б
  • ул. Красных Зорь, д. 59Б
  • ул. Гжатская, д. 16, корп. 1
  • проспект Вернадского, д. 61, корп. 3
  • проспект Вернадского, д. 69

Поддерживаете ли вы программу реновации 2017 года?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Как выбирали стартовые площадки для реновации?

При выборе стартовых площадок чиновники из столичной мэрии принимали во внимание мнение местных жителей и возможность начать строительство новых кварталов в самые короткие сроки.

Наряду с этим важными критериями для выбора той или иной территории стала возможность переселить максимальное количество жителей из сносимых «Хрущевок» с соблюдением требований к этажности домов и плотности застройки стартовых площадок.

Кроме того, учитывались возможность обеспечить новые дома всеми необходимыми коммуникациями, а также близость от узлов общественного транспорта и другой социальной инфраструктуры.

Наконец, при выборе стартовых площадок для строительства новых домов в рамках реновации 2017 года московское Правительство исходило из , данных жителям пятиэтажек. В данном случае – нахождение нового дома или стартовой площадки под его строительство в том же районе, что и пятиэтажки, включенные в программу.

Список стартовых площадок реновации 2017

С полным списком стартовых площадок для строительства новых многоквартирных домов по программе реновации 2017 года можно ознакомиться на официальном сайте Правительства Москвы по ссылке – https://www.mos.ru/city/projects/renovation/. Адресные ориентиры стартовых площадок реновации размещены на интерактивной карте.


На нашем сайте вы можете ознакомиться с двумя адресными перечнями кварталов:

  • в границах которых планируется осуществить проектирование, строительство «стартовых» многоквартирных домов и начало «волнового переселения» граждан в такие дома в течение 2017 – 2019 годов;
  • в границах которых планируется начать проектирование и (или) строительство «стартовых» многоквартирных домов в течение 2017 – 2019 годов и обеспечить «волновое переселение» граждан в такие дома в течение 2020 – 2021 годов.

Скачать два данных списка стартовых площадок можно по единой ссылке ниже:

Где построят первые дома по программе реновации?

Презентация “Стартовые площадки для программы реновации”


Летом 2017 года было сделано несколько серьезных заявлений относительно строительства больших для ВМФ России. В первую очередь это заявление заместителя главкома ВМФ России Виктора Бурсука о планах передачи флоту до 2025 года двух универсальных десантных кораблей (УДК) отечественной постройки. Кроме того, в июле 2017 года Владимир Путин подписал указ об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года. Эти основы устанавливают в качестве ориентира сохранение ВМФ РФ второго места в мире по совокупному боевому потенциалу и, в частности, предусматривают развитие авианесущих кораблей.

В том же месяце, во время авиасалона МАКС-2017, заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил о возможной разработке в интересах ВМФ РФ авианесущего корабля с самолетами вертикального взлета и посадки.

Учитывая инерционность и длительность процессов в военном судостроении, выбор вариантов возможного развития событий на самом деле довольно ограничен. К сожалению, оставшиеся нереализованными амбициозные планы начала 2010-х годов по строительству нового сухого дока в Кронштадте и переносу производственного комплекса Адмиралтейских верфей на остров Котлин значительно уменьшают диапазон для возможного маневра.

Фактически мы имеем ситуацию, когда ни одна из верфей не способна реализовать такой проект, как строительство авианосца, в одиночку. Те или иные ограничения - по спускаемому весу, по максимальной массе блоков, по квалифицированному персоналу, по защите от погодных и климатических условий - присутствуют везде.

Реализуемые сегодня ограниченные планы модернизации некоторых верфей позволят организовать строительство универсальных десантных кораблей, но не атомного авианосца.

В частности, известный проект модернизации Северной верфи в Санкт-Петербурге, которая должна получить новую стапельную плиту с крытым эллингом, обеспечит строительство на этом предприятии кораблей водоизмещением до 25 тыс. т при спуске на воду. Стапель такого класса способен обеспечить постройку УДК, но не авианосца.

При этом для строительства крупнотоннажных кораблей класса УДК к проекту всё равно придется привлекать широкую кооперацию предприятий.
Здесь можно отметить, что полным набором специалистов для строительства таких объектов сегодня обладает разве что верфь «Хантингтон Ингаллс» в США, сегодняшний американский монополист по строительству авианесущих кораблей, и, с оговорками, китайский судостроительный завод в Даляне. Все остальные вынуждены отдавать на сторону значительные объемы работ.

Исходя из сказанного выше, в лучшем случае условия для постройки авианосца в России сложатся не ранее середины следующего десятилетия, при этом, скорее всего, корабль придется строить по частям.

Фактически отечественная промышленность будет вынуждена повторять опыт британцев, которые кооперировали усилия всей отрасли при строительстве авианосцев типа «Куин Элизабет». Корабль стыковали на верфи посекционно, но для этого, помимо всего прочего, необходим новый построечный сухой док либо серьезная модернизация бассейна Севмаша - корабль, более крупный, чем «Викрамадитья», просто не пройдет в имеющиеся ворота бассейна, хотя места там достаточно.

Что строить

Исходя из сегодняшней ситуации с судостроительными мощностями и существующих планов по их модернизации, можно предположить, что первый универсальный десантный корабль российской постройки будет заложен не ранее 2019 года, и если всё пойдет по плану, то постройка его систершипа начнется в 2021–2022 годах. Опрошенные автором военные специалисты исключили возможность создания для этих кораблей самолета вертикального взлета как минимум в ближайшие годы.

Последней разработкой такого рода в нашей стране был известный самолет Як-141. Люди, обладавшие ключевыми компетенциями в этом проекте, сегодня в лучшем случае пребывают на пенсии. Даже если предположить, что эта разработка уже началась и имеет приоритет в финансировании, ожидать первого полета подобной машины нового поколения раньше 2025–2026 года вряд ли можно.

При этом вероятность того, что этому проекту будет отдан приоритет, достаточно невысока - и у морской авиации, и у воздушно-космических сил есть более срочные проблемы.

Таким образом, учитывая прозвучавшие ранее заявления представителей военного ведомства и известные потребности флота, скорее всего, для ВМФ будет строиться УДК стандартным водоизмещением в пределах 25 тыс. т, классической авианосной архитектуры со сквозной полезной палубой и надстройкой по правому борту, рассчитанный на эксплуатацию авиагруппы из 20–25 вертолетов среднего класса. Не исключено, что потребности ВМФ заставят придать этому кораблю противолодочный потенциал, предусматривающий повышение скорости хода по сравнению с десантными вертолетоносцами и наличие оборудования, обеспечивающего взаимодействие в рамках поисково-ударных групп. Такой шаг будет вполне оправдан, учитывая активность подводных лодок стран НАТО и их союзников у российского побережья.

Строительство такого корабля, помимо всего прочего, даст опыт, необходимый в случае принятия решения о постройке авианосца, и, кроме того, позволит нарастить экспортный потенциал отрасли - авианесущими кораблями подобного класса сегодня интересуются многие страны.

Мечты о большом авианосце

Необходимость сохранения в составе флота единственного на сегодняшний день российского авианосца «Адмирал Кузнецов» сегодня не подвергается сомнению в руководстве страны и Вооруженных сил, и от того, будет ли в принципе сохранен этот корабль, зависит и решение о возможности постройки замены для него. Необходимость расходов на его глубокую модернизацию на сегодняшний день, однако, представляется сомнительной - ее цена может превысить 60–70 млрд рублей, что, учитывая возраст корабля, нецелесообразно: эта сумма составит большую часть возможных затрат на новый авианосец, который должен прослужить не менее 40–50 лет, в то время как срок службы «Кузнецова», по имеющейся оценке, может быть продлен не более чем на 10–15 лет.

Это решение, к сожалению, запоздало. Ставить корабль на модернизацию было необходимо году в 2008–2009-м и завершать ее в 2013–2014-м. С тех пор объем работ вырос, при этом состояние корабля не слишком улучшилось. В этих условиях самым целесообразным решением является ремонт «Кузнецова», который позволит продлить его срок службы без чрезмерных затрат, и одновременно завершение разработки проекта нового авианосца, который мог бы хотя бы войти в строй к тому моменту, когда «Кузнецов» будет списан.

При этом российский рассматривает авианосец как необходимый элемент морской мощи на океанских театрах военных действий. Понимание роли и возможностей авианосцев у наших моряков было всегда, но корабли данного класса регулярно оказывались не в фаворе у политиков. По иронии судьбы сегодня, когда взгляды моряков и руководства стали ближе, вопросы заключаются в экономике.

Оценивая перспективы постройки авианосца в России, можно отметить, что существует несколько надежных признаков, которые позволят посторонним наблюдателям увидеть подготовку к строительству подобного корабля. Среди них - сооружение крупнотоннажного дока с кранами большой грузоподъемности, которые позволят работать с секциями массой несколько тысяч тонн, и строительство нового большого плавучего дока, способного заменить известный док ПД-50 - единственный на сегодняшний день в России, способный принять корабли этого класса.

В целом материальные признаки подготовки к строительству крупных кораблей действительно являются и наиболее заметными, и наиболее надежными.

Учитывая сегодняшнее состояние отечественного судостроения, мечты о строительстве подобных кораблей без серьезных вложений в отрасль сравнимы с мечтами о реализации собственной космической программы без строительства космодрома.

На прошлой неделе Сергей Собянин признал отказ мэрии от планов по объединению желтых Калининской и Солнцевской линий в новую ветку метро - Калининско-Солнцевскую. Новость прошла практически незамеченной, хотя мэр Москвы впервые объявил, что «Третьяковскую» и «Деловой центр» соединять не будут, поскольку строительство новых станций парализует центр города.

«Участок Солнцевской линии от „Парка Победы“ до „Делового центра“, продленный до „Рассказовки“, мы не планируем соединять с участком Калининской линии от „Третьяковской“ до „Новоксино“, - заявил мэр в эфире телеканала ТВЦ. - Хотя на Генплане эти две ветки должны были соединиться. Но поскольку эта связка намечалась в самом центре города, а рытье там огромных котлованов на глубине с прокладкой коммуникаций может парализовать всю центральную часть города».

СМИ слова Собянина . The Village выяснил, как отменяли участок подземки, который власти обещали последние десять лет, и есть ли еще у москвичей шанс увидеть новые станции в центре.

Соединить желтую ветку обещали последние десять лет

Названия станций центрального участка желтой ветки, тогда еще просто продленной Калининской, утверждал Юрий Лужков в 2008 году, хотя в тот момент между «Третьяковской» и «Деловым центром» планировалось сразу пять остановок. В 2011 году, когда уже началось строительство новой ветки метро, Солнцевской, их число сократили и подготовили архитектурную концепцию трех станций - «Волхонки» (с переходом на «Кропоткинскую»), «Плющихи» (с переходом на «Смоленскую») и «Кутузовского проспекта», который позднее переименовали в «Дорогомиловскую». К открытию их готовили в 2015-м - сразу после открытия первого участка Солнцевской линии, чтобы объединить две желтые ветки в одну.

Строительство участка неоднократно откладывали. Согласно обещаниям пятилетней давности, озвученным главой Депстроя Андреем Бочкаревым, Калининскую и Солнцевскую линии должны были соединить на рубеже 2018–2019 годов. При этом глава ведомства подчеркивал, что центральный участок ветки - один из самых сложных в московском метростроении из-за большой глубины залегания и плотной застройки районов, под которыми нужно провести метро. По этим же причинам в центре Москвы новых станций не открывали уже несколько десятилетий. По словам чиновника, от проекта отказались еще в советское время, но теперь, несмотря на все сложности, проектирование участка завершается и его наконец готовы реализовать.

Позднее сроки запуска объединенной ветки перенесли на 2020 год, а летом 2017-го тот же Бочкарев заявил , что участок до сих пор проектируют и строительство ветки начнется только после 2021–2022 года, когда полноценно запустят Большую кольцевую линию. Тем не менее несколько месяцев спустя мэрия согласовала Адресную инвестиционную программу до 2020 года, которая предусматривала финансирование на соединение «Третьяковской» и «Делового центра». Закончить все работы рассчитывали до конца 2023 года.

С начала прошлого года «Волхонка», «Плющиха» и «Дорогомиловская» уже не встречались в планах подземки. В августе заммэра Марат Хуснуллин пояснил , что город не отказался от метро между «Третьяковской» и «Деловым центром», но решение по его строительству окончательно не принято. А уже в октябре Бочкарев затруднился сказать , есть ли у центрального участка Калининско-Солнцевской линии будущее. СМИ, освещавшие пресс-конференцию чиновника, об этом также не написали.

На проект уже потратили более 6 миллиардов рублей

Согласно Адресной инвестиционной программе, общая стоимость метро от «Третьяковской» до «Делового центра» оценивалась в 45,7 миллиарда рублей. Причем, по данным на январь 2018-го, на проект объединения желтой ветки уже успели потратить 6,3 миллиарда рублей, из которых миллиард - в 2017 году. Еще 5,5 миллиарда рублей планировалось выделить за 2018–2019 годы.

Тендеры по центральному участку Калининско-Солнцевской линии встречаются на сайте госзакупок с 2013 года, когда на строительство станций и перегонных тоннелей собирались выделить 30 миллиардов рублей. В 2017 и 2018 годы «Мосинжпроект», выступающий генподрядчиком по новым станциям московского метро, закупал полушпалы для этого участка и выделял деньги на охрану строительных площадок.

В Transparency International отметили, что изыскательные работы могут составлять до 20 % от стоимости всего проекта, поэтому 6 миллиардов рублей до начала полноценного строительства - это разумные деньги. При этом власти действительно могут потратить миллиарды на проектирование, а потом не строить метро - никаких санкций за это нет.

«Это вопрос эффективности управления. Можно было и раньше предугадать, возможно ли строительство этой ветки. Еще с советских времен было понятно, что очень сложно строить. Если поэтому сейчас отказываются, странно, что деньги потратили впустую. Но это не вопрос коррупции», - подчеркнула юрист Transparency Екатерина Петрова.

Отказ от проекта не окончательный, но рассчитывать москвичам не на что

Как теперь будут обозначаться части Калининско-Солнцевской линии, которые на схемах выделяются единым желтым цветом и восьмым номером (Солнцевская - 8А), пока не ясно. В марте на сайте мэрии Калининскую и Солнцевскую линии всегда называли отдельно друг от друга, хотя еще в феврале встречалось единое название.

Тем не менее в стройкомплексе Москвы заявили The Village, что речи о полном отказе от объединения желтой ветки не идет. По заверениям ведомства, проект просто отложили, поскольку современные технологии строительства не позволяют его реализовать, не создавая серьезных неудобств горожанам.

Сам Собянин, отвечая на вопросы горожан в эфире ТВЦ, не увидел поводов для огорчений: скоро должна полностью открыться Большая кольцевая линия, которая соединит Солнцевскую линию со всеми остальными. При этом о центральном участке желтой ветки градоначальник высказался так, будто на протяжении последних лет у мэрии и не было никаких планов, не говоря уже о тратах на проектирование.

«Ни в советское время, ни сейчас проект мы не реализуем. Но тогда не было и Солнцевской линии, продления, второй-то части не было! А мы ее сейчас построили, поэтому граждане и задают вопрос: „А нельзя ли соединить две ветки?“ Теоретически это было бы неплохо, но технически маловозможно», - сказал Собянин.

Из слов мэра, стройкомплекса и Хуснуллина становится понятно, что власти решили покончить с обещаниями и теперь готовы вернуться к вопросу соединения «Третьяковской» и «Делового центра» только после 2023 года, однако теперь проект с тем же успехом смогут откладывать десятилетиями.

В подготовке материала помогали Лев Левченко, Алена Дергачева и Кирилл Руков

НА МЕСТЕ ПЕРВОЙ СНЕСЕННОЙ ХРУЩЕВКИ НАЧНУТ СТРОЙКУ ЧЕРЕЗ ГОД

Сергей Иванович, первую отселенную по программе реновации пятиэтажку в Восточном округе столицы уже снесли. Когда на этом месте начнут строить новый дом?

По стартовой площадке на улице Константина Федина сейчас разрабатываются необходимые документы для оформления градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ). Только после этого Московский фонд реновации объявит конкурс на выбор компании для проектирования этого дома.

Во втором полугодии 2019 года на площадке начнется строительство новой многоэтажки.

В список стартовых площадок реновации добавят 40 новых адресов

- Когда будут ломать остальные отселяемые дома?

Сейчас жильцы переезжают из 16 старых домов. Снос в скором времени может начаться в доме № 3 на улице Константина Федина. Он находится в 20 метрах от первой снесенной хрущевки.

- В каких районах могут появиться дополнительные стартовые площадки для новых квартир переселенцев?

Пока в списке 256 адресов для новостроек реновации. Это более 3,6 миллиона квадратных метров жилья. До конца 2018 года появятся еще порядка 40 площадок. Из них 20 адресов утвердим уже в конце сентября - начале октября. Это участки на северо-востоке - в Бабушкинском, Бутырском районах, Южном Медведкове , на юге - Нагатинский Затон, на юго-западе - район Академический. На западе - Бутово, Коньково, Фили-Давыдково . В Троицком округе - в Троицком, в поселениях Рязанское, Первомайское. После расширения списка на стартовых площадках по всей Москве можно будет построить уже до 4,1 - 4,5 миллиона квадратных метров жилья.

Свободных земельных участков в Москве уже практически не осталось. При этом площадки под новые дома подбираем так, чтобы они находились в том же районе, где и отселяемые пятиэтажки, максимально близко к ним. Еще учитываем, чтобы не пришлось переносить много коммуникаций, сносить строения, чтобы освободить участок. Новые дома должны быть обеспечены транспортной инфраструктурой - дорогами, метро, маршрутами наземки, а также социалкой - детсадами, школами, поликлиниками. Кварталы реновации сделаем комфортными, красивыми, доступными, без каких-то ограничений для жителей.

В РАЙОНАХ ПЯТИЭТАЖЕК «СИТИ» НЕ ПОЯВИТСЯ

Многих волнует, сколько этажей будет в новостройках в районах реновации. Не придется ли переезжать в одинаковые высотные башни, сделанные по типовым проектам?

У нас не получатся типовые проекты, поскольку нужно учесть необходимые для переселенцев метры жилой площади. Мы будем строить новые дома для жителей конкретных сносимых пятиэтажек с тем набором 1-, 2-, 3-комнатных квартир и той площади, которые им нужны. Например, в одной новостройке однушки могут отличаться по жилой площади от 19,5 до 23 квадратных метров. Такие проекты и будем разрабатывать. Большинство из них получатся индивидуальными. Высота новых домов - до 17 этажей. Но при этом в районе могут быть архитектурные доминанты - одно-два высотных здания. Не волнуйтесь, в кварталах реновации «Сити» не появится.

Хватит ли в Москве строителей для программы реновации? Может быть, пригласите специалистов из регионов России или зарубежья? Например, китайских строителей?

Без специалистов не останемся. Метро ведь раньше не строили с такой скоростью, как сейчас, но справляемся. Имеющегося кадрового ресурса строительных организаций достаточно. При необходимости для реновации подтянутся из регионов России и ближнего зарубежья и проектировщики, и изыскатели, и строители.

Как будут следить за качеством новостроек с учетом новых стандартов по благоустройству и по отделке квартир?

Система контроля уже действует. За качеством будем следить на всех этапах: от контроля на этапе разработки, согласования и утверждения проекта планировки территории до проведения проверки и оформления заключения о соответствии.

Мы будем проверять соответствие документов СНиПам, ГОСТам и правилам. На стройке проконтролируем материалы, наличие сертификатов, технологию производства работ, квалификацию специалистов. Кроме того, специальное подразделение Мосстройнадзора будет заниматься именно качеством строительства домов программы реновации.

Подчеркну, во время разработки градостроительной документации будем проводить публичные слушания. На них жители смогут по каждому проекту высказать свои замечания.

- Если новоселы обнаружат недоделки, куда обращаться?

В первую очередь - в штаб по переселению, который работает в этом же или соседнем новом доме. Ни одно замечание не останется без внимания. Но для каждой недоделки есть свой срок устранения. Например, для замены сантехники потребуется чуть больше времени (так как ее необходимо закупить, привезти и установить), чем просто подклеить обои или поправить плинтус.