Как известно существует два кануна Рождества — один католический, который отмечается 24 декабря, а другой православный и празднуют его 6 января. Но и тот и другой является символом усиленной подготовки к одному из важнейших праздников в году — Рождеству.
Обычай отмечать канун Рождества, по преданиям, появился опираясь на историю с Вифлеемской звездой. За несколько дней до рождения Христа волхвам явилась самая яркая звезда, такой знак появляется только тогда, когда на свет появляется царь. Поэтому они решили отправиться в путь, чтобы преподнести Христу дары.
Но это не единственное значение праздника, ведь в основном все праздники имеют языческие корни. Свят-вечер не стал исключением и многие традиции не имеют никакой связи с христианством, сюда можно отнести святочные гадания. итак, согласно преданиям, еще в дохристианский период наши предки отмечали в этот день праздник «Корочуна», или по другому день приветствия солнца. По другим источникам в этот день отмечали канун рождения Кола Сварога. Именно в Свят-вечер, как верили раньше, Земля одаривала людей, растения, животных, в общем все живое, энергией, которая впоследствии способна поможет не только сохранить урожай, но и приумножить его, а животных она оберегает от болезней и способствует хорошему приплоду.
Церковные традиции на Сочельник
Как мы уже упоминали, зимним праздникам предшествовал строгий пост, который заканчивался с появлением первой звезды 6 января. В канун Рождества целый день вся семья питалась праздничной кутьей.
Вечером проводится богослужение с чтением евангелия, рассказом истории о волхвах, молитвами, а также литургия. Однако, если Сочельник припадает на субботу или воскресение, то основная часть богослужения проводится в пятницу вечером, а литургия уже в сам Сочельник.
Если же по каким-либо причинам попасть в храм раньше не удавалось, то разрешалось в этот праздник просто семьей прочитать молитвы и приступать к праздничному ужину. При этом важно было в Свят-вечер надеть все самые новые вещи, если же денег на новое не хватало, то надевали просто чистые. Эта традиция служила символом очищения от грехов и наступления чего-то нового.
Славянские традиции в Свят вечер
Святой вечер в славянской традиции отмечался торжественно, для этого обычно съезжалась вся семья, а хозяйка дома к приходу гостей убирала дом и готовила богатый ужин. Обязательно стелили чистую белую, а лучше новую скатерть, под которую подкладывали немного сена.
Рождественский Дидух
Отдельно стоит отметить об украшении стола. Для этого на стол обязательно ставили праздничную свечу, как символ первой звезды, а также Рождественский Дидух. Проще говоря сноп сена помещали в вазу и торжественно всей семьей вносили его в дом и ставили посреди стола.При чем Дидух готовили еще с лета. Для этого первый сноп пшеницы или хлеба оставляли не обмолоченным. В некоторых селениях отделяли от последнего снопа. Его перевязывали и оставляли до самого кануна Рождества, после чего ему выделяли самое почетное место на столе — посредине.
Внесение Дидуха начиналось с того, что глава семьи брал его в одну руку, а в другой был сноп сена. За ним шел старший сын, у которого в двух руках по снопу сена. Еще во дворе глава семейства приговаривал: «Пусть трусится сено, пусть кормит скотинку. Пусть мягко будет душечкам, пусть мягко будет Святому Дитяти и скотинке на сене лежать!». При этом вместе с сыном разбрасывая сноп сена. А на входе в дом отец кричал: “Святки идут!”, сын отвечал: “Святки пришли!”, а мать продолжала: «Чтим и просим дидуха и вас заглянуть в дом!»
Дидух не убирали вплоть до самого Щедрого вечера, после чего его сжигали, бросая туда старые вещи или одежду, в которой какой-либо член семьи перенес болезнь. Таким образом, наши предки очищались от негативной энергетики ушедшего года.
Праздничный стол на Сочельник
Основным блюдом на Свят вечер была кутья или как она еще называлась сочиво, коливо. Готовили её обычно из вареной пшеницы, ячменя с добавлением меда. Иногда хозяйки сочиво варили еще и с рисом. Трапеза начиналась именно с кутьи.
Причем очередность блюд также строго исполнялась по определенным правилам. Так первыми в ход шли обязательно закуски. После них обычно подавали первое, зачастую борщ, грибной суп или уха. К первому хозяйки обязательно готовили пирожки, ушки или лепешки, их еще называли сочни. Самыми последними подавался десерт. Это рулеты с маком, медовики, пироги, кисель и так далее. Обязательно к этому дню выпекали сладкие пряники.
Вторым обязательным блюдом был узвар, а проще говоря компот из сухофруктов. Зачастую он готовился из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других фруктов. При этом стоит отметить, что все блюда запивались только узваром и ничем другим.
Отдельно стоит отметить 12 блюд, которые обязательно должны были стоять на столе и что они означали:
- кутья готовилась как символ принесенной жертвы и пролитой крови;
- горох считался знаком того, что после упадка человек возрождается снова, как Божья весна;
- капустник — капуста является символом простоты и надежности;
- борщ — так как хозяйка старается приготовить это блюдо из простых продуктов, то это является символом того, что рутинная работа и ежедневная суета воспитывает в нас силу воли. Помимо всего прочего он еще является напоминанием жестокого приказа царя Ирода об уничтожении младенцев;
- голубцы готовились как знак Божьей любви к человеку;
- рыба — издревле именно рыба являлась символом христианства и жертвы Христа;
- вареники — это блюдо являлось символом достатка, которое ждет верующих на небе;
- блины — означали солнце. Готовить блины в этот день скорее исходит от язычества, но сегодня это блюдо стало символом того, что Христос стал символом нового солнца, света;
- каша — стала символом продолжения рода;
- пирожки — символ здоровья и счастья;
- узвар — это символ жизни, которую нам подарил Бог, а также очищения от всего плохого;
- пампушки готовят как напоминание того, что ждет человека после смерти — вечная жизнь.
Стоит отметить, что не обязательно в этот день готовили только эти блюда, самое главное — это, чтобы на столе было 12 постных блюд. Помимо этих рецептов, хозяйки готовили холодец, домашнюю колбасу, свиную голову, кисель, блюда из грибов, мяса, рыбы.
За столом старались вести себя сдержанно и спокойно. При этом вставать из-за стола до окончания трапезы нельзя было. Ни одно блюдо не должно было оставаться нетронутым, каждый, кто сидел за столом должен был отведать хотя бы по ложке от всех блюд. Считалось хорошим знаком, если за столом соберется четное количество людей, если нет, то хозяйка ставила дополнительный набор столовых приборов для усопших родственников.
Колядование в Свят Вечер
После праздничного ужина начиналась самая интересная часть для молодежи — гулянья, куда в частности и входило колядование. Для этого юные парни и девушки собирались около храма или в другом общественном месте. К ним могли присоединиться свободные неженатые мужчины.
Затем выбирали главного, кто руководит колядками — Березу, а также казначея, звездаря, латкового и так далее. Обязательно надевали интересные костюмы и придумывали небольшое представление. В главной роли обычно фигурировала коза, как символ достатка и богатства.
Колядование раньше немного отличалось от того, как это делают сейчас. Раньше не стучали и не заходили в дома как это делается в современном мире. наши предки обычно вызывали хозяев словами “Коляда идет!”. Кто выходил, тому и показывали представление с пением колядок и народных песен. Желали хозяину всего наилучшего в грядущем году. После чего колядующих приглашали в дом и одаривали подарками.
Приметы на Сочельник
- Плохим знаком было, когда в доме засыпали, чтобы этого не случилось, хозяева если и ложились на кровать, то в праздничной одежде, чтобы не заснуть. При этом старшее поколение и состоящие в браке старались из дому не выходить лишний раз — плохая примета, которая не несет ничего хорошего.
- Для свободной девушки и парня было хорошей приметой чихнуть во время праздничного ужина. Девушка в таком случае в грядущем году выйдет замуж, а парень станет хорошим казаком. При этом если такое случится, отцы иногда дарили своим детям подарки: девушкам — теленка, а парням — жеребенка.
- Также хозяева радовались, когда в этот вечер приходили в гости одинокие и неприкаянные люди, это означало, что в грядущем году в семье будет счастье, радость и достаток. Поэтому таких гостей щедро одаривали и угощали.
- Так как в Сочельник готовились к Рождеству, то старались всю еду приготовить к празднику еще до восхода Солнца. Тогда, согласно поверьям, в семье будет достаток и богатство.
- А снежный покров говорил о том, какой урожай будет в наступающем году. Так считалось, что чем больше в канун Рождества снега, тем богаче будет урожай. Если же перед 6 января выпал снег, но к Сочельнику растаял, то это говорит о том, что будет хороший урожай гречки. А вот если иней и сугробы, то это к хлебородию.
- Также следили внимательно и за звездами. Если, к примеру, на небе много звезд, то летом будет много гороха. А если звезд мало, то и ягод будет также не густо. Плохим знаком было и то, если млечный путь был тусклым — это к ненастью.
- На стол хозяева старались не скупиться, ведь чем обильнее будет ужин на Сочельник, тем богаче пройдет и грядущий год.
- Также старались с этого вечера не ссориться и избегать разногласий на весь период праздников. Ведь если с кем-то поссориться или поспорить в эти дни, весь год пройдет в ссорах и разногласиях.
- Нельзя было и охотиться и ловить рыб, иначе весь год пройдет в несчастьях и лишениях.
6 января (24 декабря по старому стилю) каждого года отмечается Рождественский сочельник. В этот день перед Рождеством Христовым, канун, или навечерие праздника, православные христиане готовятся к великому дню.
Рождественский сочельник завершает 40-дневный Рождественский(Филиппов) пост. В этот день проводятся главные приготовления к Рождеству.
Другие названия праздника: Святвечер, Сочевник, Навечерие Рождества Христова, Коляда, Сочельник.
Канун праздника в просторечии называется Сочельником, или Сочевником. Это название происходит от особого кушанья из пшеницы, орехов и меда — сочива.
Традиция есть это блюдо накануне Рождества родилась в память о Данииле и трех отроках, которые, согласно Евангелию, «питались от семян земных, чтобы не оскверниться от языческой трапезы».
История сочельника
В Православной Церкви празднование навечерия Рождества Христова было установлено в IV веке. В V-VIII веках были написаны священные песнопения, которые используются для рождественских богослужений. В тот период в храмах совершались Царские часы. На них было принято возглашать многолетие царю, его дому, всем православным христианам.
Название праздника произошло от слова «сочиво» или «сочни». Оба этих блюда готовились в канун Рождества. Сочиво представляло собой размоченные зерна пшеницы или ячменя, в которые добавлялся сок семян мака, подсолнечника, конопли, горчицы, орехов. Сочни – хлебные лепешки, в которых делали отверстия для глаз и использовали для гаданий. Через маску смотрели на улицу. Считалось, если пройдет хороший человек, то год будет успешным, а если плохой – наоборот.
Что такое сочельник перед Рождеством?
Откуда произошло название данного праздника? Оказывается, от слова «сочиво» — это блюдо, которое готовили специально в этот день для угощения всех домашних. Для этого хозяйка замачивала обваренные зерна злаков (пшеница, ячмень, чечевица, рис) в соке семян (маковом, миндальном или ореховом). Блюдо получалось постным. Масла в него не клали. Допускалось лишь добавление ложки меда, чтобы сделать кушанье более питательным. Иногда его заменяли кутьей. Сочиво люди употребляли в этот день в подражании библейскому пророку Даниилу. Притча эта относится к ветхозаветным временам. Язычник Юлиан Отступник, желая покуражиться над верующими постящимися людьми, приказал все продовольствие на рынке обрызгать кровью животных, принесенных в жертву идолам. Тогда пророк Даниил приказал своим отрокам-послушникам питаться размоченными зернами и сухофруктами. Так верующие смогли избежать принятия оскверненной языческой трапезы.
Традиции и обряды на сочельник
Главные традиции 6 января — готовят 12 постных блюд, основное из которых — кутья; ходят в гости с угощениями; гадают; используют оберег («дидух»).
— В Рождественский сочельник православные христиане посещают богослужения в храмах: всенощное бдение и литургию.
— С самого утра хозяйки проводят тщательную уборку, выкидывают хлам, после чего приступают к приготовлению праздничного ужина. Традиционно к столу подают 12 постных блюд.
— В некоторых домах принято уделять особое внимание оформлению рождественского стола. Хозяйки застилают его новой скатертью, под которую кладут пучок сена – символ яслей. По углам стола размещают денежные купюры и зубчики чеснока, которые символизируют здоровье и благополучие членов семьи. Под стол кладут топор, на который сидящие ставят ноги, чтобы обладать крепким здоровьем и духом. В центре размещают композиции из свечей и еловых веток.
— Трапезу начинают с молитвы, в которой прославляют Христа, просят благополучия и счастья для всех присутствующих. В первую очередь отведывают кутью, после чего приступают к остальным блюдам.
— В канун Рождества в селах молодежь собирается большими компаниями, разукрашивает лица, надевает причудливые костюмы, ходит по домам и поет колядки. Важным атрибутом такого действия выступает Вифлеемская звезда, которую изготавливают из цветной бумаги и лент, а в центр помещают икону. В обрядовых песнях принято прославлять Иисуса Христа, семью хозяина дома. Колядующих одаривают конфетами, выпечкой и деньгами.
— В ночь с 6 на 7 января среди молодежи распространены гадания.
— В Сочельник следует попросить прощения у людей, которых обидели, простить всех своих врагов.
Приметы и поговорки на сочельник
– Какая погода 6 января, таков будет и декабрь.
– Если на Сочельник небо обильно усыпано звездами, то в этом году следует ожидать богатого урожая.
– В навечерие Рождества Христова принято зажигать в доме свечи или растапливать камин, чтобы привлечь в дом благополучие и удачу.
– К праздничному ужину нельзя надевать старую одежду темного цвета, иначе год пройдет в слезах и трудностях.
– За торжественным столом должно присутствовать четное количество людей. Если оно нечетное, то хозяйки ставят один лишний набор приборов.
– В Сочельник необходимо выйти на улицу и посмотреть в небо. Если увидеть падающую звезду и загадать желание, то оно обязательно исполнится.
– Если перед сочельником разыгралась метель – пчелы будут хорошо роиться.
– На праздник на стол с белой скатертью ставили восковую свечу и зажигали ее со словами: «Гори, свеча, праведное солнце, свети душечкам в раю и нам, живым, грей землю-матушку, нашу скотинку, наши нивы». Если огонек горит весело, значит, год будет благополучным и урожайным, если моргает и трепещет – придется затянуть пояса потуже.
– На праздник иней на деревьях – к добрым хлебам.
Что можно есть в Рождественский сочельник
6 января – наиболее строгий день 40-дневного Рождественского поста. Верующим разрешается пить только воду. За трапезу можно приниматься после восхождения на небе первой звезды, после чего дозволяется употреблять в пищу сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. В народной традиции принято подавать к ужину и другие постные блюда.
Что нельзя делать в Рождественский сочельник
Вечером в канун Рождества запрещается работать. В этот праздник нельзя ссориться и выяснять отношения. Не разрешается кушать до появления на небе первой звезды. В этот день нельзя жадничать.
Праздничный ужин
По народному обычаю хозяйки ставят на стол 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. Главным блюдом является кутья (сочиво). Ее варят из цельных зерен риса или пшеницы, с добавлением мака, меда, грецких орехов, кураги, чернослива, изюма. Также на стол подают запеченную рыбу, овощные салаты и рагу, грибной суп, постный борщ, пампушки, пирожки, вареники, голубцы с грибами, соленья. На десерт едят рулеты с маком и орехами, медовики, пряники, ягодные и фруктовые кисели, запеченные с медом и орехами яблоки.
Традиционный рождественский напиток – узвар из сухофруктов и меда. Сочетание на столах кутьи и узвара является символом вечной жизни, рождения и смерти Иисуса. В Сочельник за ужином не употребляют алкоголь.
Как сделать сочиво?
Наши прабабушки знали, что готовить на сочельник. Эти древние рецепты приготовления Рождественских блюд не позабыты. И сегодня любая хозяйка при желании сможет сварить сочиво.
Вот рецепт этого блюда:
– 1 граненый стакан зерен пшеницы.
– 100 г мака.
– 100 г ядрышек грецких орехов.
– 1 или 2 столовые ложки жидкого меда.
– Немного сахара.
Зерна пшеницы положить в деревянную ступку и истолочь пестиком до того состояния, чтобы оболочка зерен отошла. При этом нужно подливать в массу понемногу теплой кипяченой воды. Затем шелуху удаляют, промывая зерна. Пшеницу заливают водой, ставят на огонь и разваривают до готовности. Получается рассыпчатая каша. В деревянной ступке таким же образом растирают мак до появления макового молочка. Добавляют его в кашу, кладут туда мед, сахар и тщательно перемешивают. В конце в массу кладут толченые ядра грецкого ореха. Сочиво готово.
Праздничное богослужение в церкви
В Навечерие Рождества и Богоявления совершается служба, состоящая из Великих (Царских) Часов с чтением Евангелия, краткого последования «Изобразительных», во время которого священнослужители на амвоне читают входные молитвы и облачаются, и великой вечерни с чтением паремий в соединении с Литургией Василия Великого, в Крещенский Сочельник в конце литургии после заамвонной молитвы совершается Великое водосвятие.
Если сочельник (как Рождественский, так и Крещенский) попадает на субботу или воскресенье, то служба Царских Часов с Изобразительными и великой вечерней переносится на пятницу, причём в этом случае литургию к ним не присоединяют (то есть в пятницу литургия не совершается в принципе), в сам сочельник в этом случае служится литургия Иоанна Златоуста (водосвятие в Крещенский сочельник всё равно совершается), а в сам праздник (Рождество или Крещение) в этом случае совершается литургия Василия Великого.
Именины 6 января
Евгения, Клавдия, Иннокентий, Николай, Артем, Сергей.
Русская православная церковь отмечает 6 января Рождественский сочельник — канун Рождества Христова.
Долгий сорокадневный пост предшествует празднику Рождества у православных. Заключительный вечер Рождественского поста (6 января) называется Рождественским сочельником.
Название происходит от церковно-славянского слова сочиво — замоченные в воде зерна пшеницы, чечевицы, гороха и ячменя. Такую пищу, по церковному уставу, полагается употреблять в сочельник. У православных христиан есть обычай не вкушать до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, которая возвестила о рождении Иисуса Христа.
Уже в 4 веке Православная церковь установила, как праздновать навечерие (канун) Рождества Христова. В 5 веке Анатолий, патриарх Константинопольский, затем Анатолий и Софроний Иерусалимские в 6 веке, Козма Маюмский и Иоанн Дамаскин в 8 веке написали для празднества Рождества Христова священные песнопения, которыми Церковь и сейчас прославляет празднуемое событие.
В сочельник служатся царские часы и совершается Литургия святого Василия Великого.
Если сочельник придется на субботу или воскресение, то царские часы совершаются в пятницу, а в сочельник служится Литургия святого Иоанна Златоуста.
На службе в сочельник читается множество отрывков из Евангелия, в которых повествуется о Рождестве Христовом. Читаются пророчества о пришествии Христа из Ветхого Завета. Именно в этот день в церкви можно услышать: «В начале сотворил Бог небо и землю…». Впервые поются и главные песнопения, прославляющие праздник.
Церковный устав предписывает соблюдение поста до конца вечерни. В древней церкви Литургию в Рождественский сочельник служили вечером. Отсюда и пошло правило ожидать первой звезды в этот день. В наши дни служба вечерни соединяется с Литургией и служится утром, поэтому и пост соблюдается до того момента, когда по окончании Литургии и следующей за ней вечерни в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.
Только по окончании Божественной литургии можно вкушать пищу.
Днем в сочельник православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво. Варили сочиво, или кутью, из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя, заправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость будущей блаженной жизни.
Как приготовить сочиво (коливо, кутью) : стакан зерен пшеницы, 100 граммов мака, 100 граммов ядер грецких орехов, одна-три столовые ложки меда, сахар по вкусу.
Зерна пшеницы нужно растолочь в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу.
Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.
Иногда сочиво готовят из риса, но рис следует приготовить особо — стакан риса залить 1,5 стаканов кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно. Для подслащивания лучше использовать только мед.
Пшеничная кутья с медом. Целые зерна лущеной пшеницы или пшеничной крупы залить холодной водой, варить до размягчения и откинуть на дуршлаг. 200 граммов меда развести четырьмя стаканами воды, залить пшеницу, поставить на слабый огонь, довести до кипения и охладить.
Кутья из риса . 500 граммов риса перебрать, промыть, залить холодной водой, довести до кипения, откинуть на сито или дуршлаг и промыть холодной водой. Затем рис снова залить большим количеством холодной воды и варить до готовности, не мешая. Воду слить, рис охладить. Ошпаренный кипятком сладкий миндаль растереть, добавить сахарный песок, размешать, развести небольшим количеством воды и добавить в рис. Все перемешать, добавить 200 граммов вымытого и ошпаренного кипятком изюма, корицу и снова тщательно перемешать. Выложить на большую тарелку и посыпать по вкусу сахарной пудрой. Отдельно подать фруктовый кисель.
Ужин в сочельник — главное событие Рождества. За стол садились с первой звездой, о появлении которой обычно сообщали дети, вбегая в дом с радостными криками. Если день был пасмурный, просто дожидались темноты и садились за стол после торжественной молитвы.
Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем 12 блюд — по числу апостолов, все постные. В память о яслях, в которых родился Иисус, на стол обязательно клали пучок свежего сена. Мясные блюда на стол разрешалось ставить лишь с наступлением 7 января.
Перед самым началом трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем все семейство принималось за трапезу. Основными блюдами в Рождественский сочельник были кутья и взвар из яблок, груш, сливы, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Эти блюда имели символическое значение: кутья — неотъемлемая пища при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении ребенка. Этими двумя блюдами наши предки соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя.
Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: после кутьи подавались закуски (заливное, винегрет, рыба копченая и соленая, икра и селедка, салаты). За закусками следовало отведать чуть подогретый суп: или постный борщ, или солянку (либо рыбную, либо с грибами). К супу — пирожки с грибами и капустой. Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи. Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом. Во время трапезы велась беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей, независимо от их вероисповедания. За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог.
«И зачем ты, мой глупый малыш,
Нос прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу?
Пойдем-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Где свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена елка в углу!»
«Нет, скоро на небе зажжется звезда.
Она приведет этой ночью сюда, как только родится Христос
(Да-да, прямо в эти места! Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа.
И я уже видел в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошел!»
Валентин Берестов
Из столетия в столетие люди старались создать себе картину о том, каков их Бог. Из столетия в столетие вырастали порой грандиозные, глубоко волнующие душу образы Бога, каким мыслил Его человек. В этих образах воплощалось всё самое высокое, самое заветное и дивное, о чем мечтает человеческая душа. И этого Бога великого, всемогущего, торжествующего Бога, человек мог и помыслить и придумать. Но того Бога, Который явился нам в Вифлеемских яслях, человек придумать не мог бы; этот Бог — не мечта, а трагическая реальность; Бога обнищавшего, Бога гонимого, Бога, опозоренного перед лицом всех людей; Бога, от Которого некоторым стыдно, потому что в Нем, по слову пророка Исаии, нет, будто, «красоты и величия», такого Бога человек не придумал бы себе; такой Бог мог только явиться, только Себя открыть людям. И этого Бога мы сейчас встречаем в этой таинственной, трепетной, прозрачной зимней ночи. Бог непостижимый в Своем величии, Бог, сияние Которого слепит очи, рождается среди людей от Девы, от юной хрупкой отроковицы, которая так сумела поверить, так уйти, так углубиться в тайну неба, что Слово Божие стало реальностью земли… Бог рождается, становится человеком для того, чтобы во всем быть нам подобным, чтобы понести на Себе всю тяжесть человеческой жизни, все последствия человеческого отступления от Бога, все следствия человеческой нелюбви, взаимной отчужденности и ненависти. Всё горе земное ложится на Его плечи; и именно ради того, чтобы всё это понести, Он становится одним из нас. Его рождение в Вифлеемской пещере — начало Его крестного пути; бессмертный — входит в область смерти и отдаётся во власть смерти; Он, Который стал человеком, потому что так возлюбил созданный Им мир, что Собой пожертвовал, чтоб этот мир вернулся к радости своей; Он, Который есть любовь, ставшая плотью, будет встречен сначала холодной безразличностью, затем нарастающим отчуждением, ненавистью; будет отвержен, изгнан, убит…
Вот, какой Бог нам открывается, и такого Бога, поистине, человек придумать не мог, ибо такого Бога он себе и не мог пожелать, потому что Господь не только Сам Себя таким являет, но Он требует от каждого из нас, чтоб мы именно такими, как Он, стали через любовь. (Митрополит Антоний Сурожский)
И вот поэтому 6 января — в Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, — последний день Рождественского поста , — мы особенно готовим себя к этой встрече со Христом. Конечно же, положа руку на сердце, признаемся себе, что не совсем хорошо провели мы этот пост, и вовсе не подготовили свое сердце к этой встрече. Но у нас есть еще этот день — день уже полный загадочного явления Спасителя. День, когда мы можем отказаться от веселья, прийти в храм — упасть на колени к святому вертепу со своей тихой молитвой. Это день, когда должно умолкнуть все вокруг в ожидании прихода Младенца Христа.
Значению дня, как наивысшей ступени в подготовке к празднику, соответствует особая строгость поста. И этот день особо выделяется из всех дней подготовки к празднику. Из других двунадесятых праздников навечерие (сочельник) имеет только праздник Крещения Господня, по своему богослужебному строю во всем подобный Рождеству Христову. В этот последний день Рождественского поста и предпразднества, в канун праздника, 6 января, в богослужение включается ряд праздничных песнопений и чтений.
Само название (Сочельник ) происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы).
Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении. И эта традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.
Ужин в сочельник — особое событие Рождества . За стол садились с первой звездой, о появлении которой обычно сообщали дети, вбегая в дом с радостными криками. Если день был пасмурный, просто дожидались темноты и садились за стол после торжественной молитвы.
Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем постные блюда (не разрешаеся вкущать рыбу). В память о яслях, в которых родился Иисус, на стол обязательно клали пучок свежего сена.
Перед самым началом трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем все семейство принималось за трапезу. Основными блюдами в Рождественский сочельник были кутья и взвар из яблок, груш, сливы, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Эти блюда имели символическое значение: кутья — неотъемлемая пища при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении ребенка. Этими двумя блюдами наши предки соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя.
Трапеза должна быть безалкогольной. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей, независимо от их вероисповедания. За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог .
А еще в Рождественскую ночь на подоконник ставили большую свечу. Огонек в окошке свидетельствует о том, что в этом доме ждут Рождения Младенца Христа и Его Пречистую Матерь.
С наступающим Рождеством Христовым
брат и сестра моя!
Слово в Рождественский сочельник
Христос-Спаситель рождается младенцем в моём сердце вместе со мной и возрастает, идёт, ведёт по пути ко спасению к Голгофе, к страданию, к Кресту. Я подхожу и целую Крест и в этот момент чувствую, что я здесь, и Христос здесь, и мы вместе, это одно.
Сегодня сочельник в Православной Церкви. Завтра Рождество. Тот, кто меня слушает, может быть, услышит это уже после того как сочельник пройдёт, и Рождество пройдёт. Но ничего, пусть вернётся назад, к этому моменту, который всегда в себе можно воскресить в своей памяти, в своём сердце и в своём переживании. Итак, вернёмся в момент дня сочельника, дня Рождества Христова.
Рождество Христово — это начало нашего спасения. Благовещение — даже больше чем начало, оно называется главизной нашего спасения по-славянски, то есть, оно как бывозглавляет наше спасение, потому что с этого момента начинается новая вечность для нас. И вот так означает, что всё меняется, рождается Христос на этой земле, и мы рождаемся с ним вместе в новую жизнь. Христос-младенец оказывается в вертепе, в яслях в рождественскую ночь, но одновременно с этим мы можем сказать, что происходит удивительная тайна, таинственное рождение Христа-Спасителя младенцем в нашем сердце. И наше сердце превращается в ясли, наше сердце превращается в пещеру, в вертеп. И наше сердце таинственным образом оказывается в соединении, в сочетании, во внутреннем слиянии с богомладенцем, который рождается в нашем сердце и в нашей душе.
Это не просто символ, не просто сравнение, не просто аллегория — это глубже, это таинственное сочетание на деле. Мы действительно можем ощутить в себе величайшую тайну рождения в себе самих младенца Христа-Спасителя.
Неслучайно получилось так, что Он становится, как все мы, как каждый из нас, младенцем, потому что именно младенец, который развивается, постепенно растёт и превращается во взрослого человека и становится тем, кто Он есть по самому своему заданию — в данном случае Тем, кто пришёл спасти этот мир от ужасов страсти и смерти. И постепенно он становится на путь Того, кто понесёт крест и уже несёт крест на Голгофу, и там распинается, и там страдает, и там умирает за нас, за меня, за каждого из нас.
Я в своём сердце это переживаю, я это чувствую, я это, могу сказать, испытываю в себе самом, потому что это настолько глубоко в жизни человеческой, что нужно только как бы кнопочку нажать — и уже это как бы появляется, совершенно как в телевизоре или в записи, которую я делаю сейчас, потому что это глубочайшая тайна, но она тайна именно потому, что она есть реальность, реальность того, что начинается новая жизнь в человеке, во Христе Иисусе. Христос-Спаситель рождается младенцем в моём сердце вместе со мной и возрастает, идёт, ведёт по пути ко спасению к Голгофе, к страданию, к Кресту. Я подхожу и целую Крест и в этот момент чувствую, что я здесь, и Христос здесь, и мы вместе, это одно. И в этом рождении я чувствую уже воскресение и новую жизнь, и победу, и радость, и счастье, и что самое удивительное — это сочетание всего во единстве по образу и подобию Божественной Троицы. Наступает вечная, святая, священная, богоначертанная, троическая жизнь.
По аудиопроповеди Епископа Василия (Родзянко),
опубликованной на сайте «Предание.ру»
ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ НАВЕЧЕРИЯ
РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
На службе в сочельник читается множество отрывков из Евангелия, в которых повествуется о Рождестве Христовом. Читаются пророчества о пришествии Христа из Ветхого Завета. Именно в этот день в церкви можно услышать: «В начале сотворил Бог небо и землю…». Впервые поются и главные песнопения, прославляющие праздник.
В навечерие праздника в храме читаются Царские часы, вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к рождению Иисуса Христа. Рождественские часы, в отличие от обычных, не присоединяются к другим службам, но представляют собой богослужебное последование, объединяющее 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.. Служится это последование при открытых царских вратах на середине храма, где на аналое полагается Евангелие, пред началом часов износимое священником из алтаря. Уже в этих внешних особенностях совершения часов заключается глубокий смысл, обращающий души и сердца молящихся к духовному содержанию праздника. Открытые царские врата знаменуют открывшееся нам в Рождестве Христовом небо, изнесение Евангелия на средину храма — сошествие Христа Спасителя на землю. Наконец, каждение фимиамом пред Евангелием напоминает о ливане и смирне, принесенных Христу волхвами.
На рождественской вечерне не поется тропарь празднику. Но после отпуста утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней священнослужители выходят на середину храма и пред возжженной свечой славят родившегося Богомладенца — поют тропарь и кондак празднику: «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Дева днесь».
Казалось бы, с этого момента и наступает праздник Рождества Христова. Однако на самом деле это не так. После славления по Уставу положена трапеза, носящая постный характер, на ней не разрешается даже вкушение рыбы. Это то самое сочиво. Его легко можно приготовить самостоятельно, либо дома вкусить простой постной еды (без рыбы).
Тропарь и кондак должны имеют заставить нас внутренне встрепенуться. Праздник еще не наступил, но вот-вот наступит. Этот трепет удивленной души уносит с собой христианин из храма в свою домашнюю церковь.
После возгласа священника слышится чтение покаянных псалмов великого повечерия еще раз свидетельствуя о том, что цель, к которой ведет нас Святая Церковь, состоит в том, чтобы мы встретили Христа, приняли Его в свое сердце и поклонились Ему. Только с пробуждением в наших душах покаянной веры можем мы надеяться, что вместе с волхвами и пастырями благовременно достигнем Божественного явления Христа, Сына Божия.
Заканчивается эта часть великим славословием, начинающимся словами ангельской песни «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Таким образом, душа, пройдя чрез переживания ветхозаветных праведников, находит в своем сердце слова ангельского славословия, которые непосредственно приводят ее к прославлению Родившегося Христа. И как бы в ответ на это раскрываются царские двери и в предшествии свещеносцев священнослужители выходят в притвор храма при пении торжественной и ликующей стихиры: «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, ангели и пророцы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися сущим во тьме и сени седящим, рождейся от Девы».
Предварение праздника до его наступления имеет место во время великого повечерия: трижды отверзаются царские врата; трижды чтение ветхозаветных псалмов прерывается торжественным праздничным пением. Сначала поются стихи «С нами Бог», а затем, после чтения первого и второго Трисвятого, — тропарь и кондак празднику. Эти песнопения являются предварением праздничной радости.
Сочельник — что это такое? Когда начинается сочельник? История сочельника.
Сегодня уже позабыт, к сожалению, великий церковный праздник сочельник. Что это такое, теперь знают единицы. А во времена наших прабабушек его славили более, чем Рождество Христово. Расскажу о том, как готовились к этому дню и как отмечали его наши далекие предки.
Что такое сочельник перед Рождеством? Откуда произошло название данного праздника? Оказывается, от слова «сочиво» — это блюдо, которое готовили специально в этот день для угощения всех домашних. Для этого хозяйка замачивала обваренные зерна злаков (пшеница, ячмень, чечевица, рис) в соке семян (маковом, миндальном или ореховом). Блюдо получалось постным. Масла в него не клали. Допускалось лишь добавление ложки меда, чтобы сделать кушанье более питательным. Иногда его заменяли кутьей. Сочиво люди употребляли в этот день в подражании библейскому пророку Даниилу. Притча эта относится к ветхозаветным временам. Язычник Юлиан Отступник, желая покуражиться над верующими постящимися людьми, приказал все продовольствие на рынке обрызгать кровью животных, принесенных в жертву идолам. Тогда пророк Даниил приказал своим отрокам-послушникам питаться размоченными зернами и сухофруктами. Так верующие смогли избежать принятия оскверненной языческой трапезы. Когда празднуется? Наши далекие предки очень любили сочельник. Когда начинается он, знали все, от мала до велика. Святую традицию его празднования чтили и передавали из поколения в поколение. Примечательно, что много лет назад сочельник отмечался не один раз в год, а несколько. Так, 24 декабря (по старому стилю), или 6 января (по новому) люди праздновали канун (навечерие) Рождества Христова. Именно этот день сегодня и принято называть сочельником. Но также соблюдали данную традицию и накануне Богоявления – 5 января (по старому стилю), или 18 января (по новому), и на Благовещение, и в субботу первой седмицы Великого поста.Сочельник в разных странах Многие государства сегодня отмечают этот большой церковный праздник. Русская православная и греко-католическая церкви чествуют его 6 января (по Юлианскому календарю). С 7 по 19 января — время Святок (когда уже закончился сочельник). Что это такое, знают теперь, пожалуй, только в деревнях. О том, как проводятся эти две святочные недели, будет рассказано ниже. Страны, которые живут по Грегорианскому календарю, отмечают Рождественский сочельник 24 декабря. Примечательно, что название у данного праздника в разных государствах отличается. Так, в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине это Бадняк, или Баднидан, в Словении — Sveti večer, в Болгарии — Бъдни вечер, в Украине – Святвечір. Православный сочельник Известно, что данному празднику предшествует строгий Рождественский пост, который длится с 28 ноября по 6 января. В сочельник у православных принято не есть до первой звезды. Ее появление связано с преданием о Вифлеемской звезде, которая возвестила о рождении святого младенца. Вечером люди на стол не собирали и ужинать не садились. Делать это можно было с появлением на небосклоне первого огонька. После этого наши предки накрывали стол белоснежной скатертью, клали на него пучок сена в память о яслях, где родился Спаситель, и ставили двенадцать постных блюд — по числу учеников Иисуса Христа. Ели сочиво и славили Господа. Святки 7 января — сразу после сочельника — люди праздновали Рождество. А потом начинался период Святок, который так и назвали — «время от звезды до воды», то есть от появления первого огонька на небе в сочельник до освящения воды в Крещение. Само слово «святки» означает «святые, праздничные дни». Издавна на Руси в этот период не играли свадеб, однако время проводили очень весело: в песнях, танцах, гуляниях, переодеваниях и сатирических представлениях.
Как сделать сочиво? Наши прабабушки знали, что готовить на сочельник. Эти древние рецепты приготовления Рождественских блюд не позабыты. И сегодня любая хозяйка при желании сможет сварить сочиво. Вот рецепт этого блюда: 1 граненый стакан зерен пшеницы; 100 г мака; 100 г ядрышек грецких орехов; 1 или 2 столовые ложки жидкого меда; немного сахара. Зерна пшеницы положить в деревянную ступку и истолочь пестиком до того состояния, чтобы оболочка зерен отошла. При этом нужно подливать в массу понемногу теплой кипяченой воды. Затем шелуху удаляют, промывая зерна. Пшеницу заливают водой, ставят на огонь и разваривают до готовности. Получается рассыпчатая каша. В деревянной ступке таким же образом растирают мак до появления макового молочка. Добавляют его в кашу, кладут туда мед, сахар и тщательно перемешивают. В конце в массу кладут толченые ядра грецкого ореха. Сочиво готово.
Как готовились к празднику? Как рассказывалось ранее, строгое воздержание от скоромной пищи предшествовало такому празднику, как сочельник. Когда начинается этот пост, мы знаем — 28 ноября. Пять недель нельзя было употреблять в пищу продукты животного происхождения: мясо, рыбу, молоко, яйца, масло топленое, творог, кефир и сметану. Зато разрешалось все постное: вареная картошечка с солеными грибами или огурцами, пареная репа, каши на воде, постный хлеб, квас. Перед сочельником убирались в доме, стараясь заглянуть во все уголки. А затем жарко топили баню, мылись и меняли одежду. Люди считали, что в чистоте нужно держать и тело, и мысли. Поэтому прежде, чем сесть за праздничный стол, они зажигали свечи у икон в доме и творили благодарственную молитву Господу. Народные приметы на сочельник На праздник на стол с белой скатертью ставили восковую свечу и зажигали ее со словами: «Гори, свеча, праведное солнце, свети душечкам в раю и нам, живым, грей землю-матушку, нашу скотинку, наши нивы». Если огонек горит весело, значит, год будет благополучным и урожайным, если моргает и трепещет – придется затянуть пояса потуже. Вечером смотрели в окошко: если ночь ясная и звездная – лето будет щедро на урожай ягод, а год будет хорош для приплода домашнего скота. Если перед сочельником разыгралась метель – пчелы будут хорошо роиться. Какого числа сочельник? 6 января. Самый разгар русской зимы. Ожидалось, что на дворе в это время будут свирепствовать морозы. Однако не всегда бывает именно так. Неожиданно могла начаться оттепель. И если вдруг случится на праздник капель, значит, не стоит ждать доброго урожая со своего огорода. А вот греча наверняка будет хороша. На праздник иней на деревьях – к добрым хлебам. — Читайте подробнее на FB.ru.