Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

Стройка, монтаж, ремонт - Информационный портал

» » Расходы на содержание автотранспорта. Учет затрат по эксплуатации автомобильного транспорта

Расходы на содержание автотранспорта. Учет затрат по эксплуатации автомобильного транспорта

Кроме основных отраслей - растениеводства и животноводства, - в сельскохозяйственных организациях есть вспомогательные производства, которые должны обслуживать основное производство. К вспомогательным производствам относятся: ремонтные мастерские, грузовой автотранспорт, машинно-тракторный парк, ремонт зданий и другие. Учет затрат по вспомогательным производствам ведется на синтетическом счете №23 "Вспомогательные производства". По отношению к балансу этот счет активный, по назначению и структуре - операционный, калькуляционный. Внутри счета 23 открываются субсчета:

  • 23-1 "Ремонтные мастерские";
  • 23-2 "Ремонт зданий и сооружений";
  • 23-3 "Машинно-тракторный парк";
  • 23-4 "Автомобильный транспорт";
  • 23-5 "Энергетическое производство (хозяйство);
  • 23-6 "Водоснабжение";
  • 23-7 "Гужевой транспорт";
  • 23-8 "Прочие вспомогательные производства".

Субсчет 23-4 предназначен для обобщения информации о затратах на содержание и эксплуатацию грузового, легкового, пассажирского автотранспорта и автомобилей специального назначения. В затраты по эксплуатации автотранспорта не включают расходы на оплату труда грузчиков, экспедиторов и других работников, занятых на перевозке грузов. При исчислении себестоимости тонно-километров (машино-дней) из общей суммы затрат исключают расходы по работе автомобилей для нужд самого автопарка. Затраты по перевозке работников к месту работы и обратно на расстояние более 3 км (в одном направлении) при отсутствии общественного транспорта относят на себестоимость продукции, работ, услуг.

Затраты по эксплуатации грузового автомобильного транспорта группируются в накопительной ведомости учета работ этого транспорта, записи в которой производят на основании путевых листов и товарно-транспортных накладных. Учет затрат по автотранспорту рекомендуется вести раздельно с учетом специализации автомобилей. Для этого к счету 23 "Вспомогательные производства" субсчета "Автомобильный транспорт" открываются отдельные аналитические счета:

  • · грузовой автотранспорт;
  • · специализированный автотранспорт (тягачи, автокраны, пожарные и т.д.);
  • · пассажирский автотранспорт (автобусы, грузовые машины, переоборудованные для перевозки людей);
  • · легковой автотранспорт.

В затраты по эксплуатации грузового автотранспорта относят стоимость нефтепродуктов, суммы амортизационных отчислений по транспорту, затраты на ремонт, технические расходы, восстановление шин, стоимость обтирочного материала, спецодежды, затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды водителей и т.д.

При учете затрат могут использоваться следующие статьи:

  • · Оплата труда с отчислениями на социальные нужды.
  • · Содержание основных средств.
  • · Работы и услуги.
  • · Организация производства и управления.
  • · Прочие затраты.

В статье "Оплата труда с отчислениями на социальные нужды" учитывают суммы оплаты труда шоферов, других работников, обслуживающих автотранспорт, а также суммы начисленного резерва на отпуска. По этой же статье отражают отчисления в Федеральный бюджет для взносов, Пенсионный фонд, на социальное и медицинское страхование работников, занятых на эксплуатации и обслуживании автотранспорта.

В составе данной статьи учитывают также расходы, связанные с восстановлением износа автомобильных шин. Сюда списывают расходы по вулканизации авторезины, наложению протектора и прочим работам по ее ремонту и восстановлению. На эту же статью списывают стоимость авторезины при замене износившейся записью со счета 10 "Материалы", субсчет 5 "Запасные части". На эту же статью относят стоимость израсходованных на работу автотранспорта нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо и т.д.). Расход их отражают по фактической себестоимости приобретения.

По статье "Работы и услуги" учитывают выполненные для автотранспорта работы и услуги других вспомогательных производств, а также сторонних организаций.

Статья "Организация производства и управления" выделена для учета затрат по содержанию цехового персонала гаража и других общегаражных расходов, которые предварительно накапливаются постатейно.

По статье "Прочие затраты" учитывают списание мелкого инвентаря, спецодежды, спецобуви, другие расходы, не вошедшие в предыдущие статьи.

В связи с тем, что вспомогательные производства выполняют работы и услуги для всех отраслей организации, счет 23 закрывается среди операционных счетов в первую очередь. Работа по закрытию счета 23 сводится к следующему. По каждому виду вспомогательных производств определяются:

  • · фактические затраты;
  • · цеховые расходы, подлежащие распределению;
  • · отклонения цеховых расходов, подлежащих списанию, от сумм этих расходов, распределенных в течение года по плановому проценту;
  • · калькулирование фактической себестоимости единицы работ и услуг;
  • · калькуляционная разница на единицу работы;
  • · отнесение калькуляционных разниц на счета потребителей услуг.

Субсчет "Автомобильный транспорт" закрывается после исключения из общего количества выполненных работ суммы, относящейся к уже закрытым счетам и работ по самообслуживанию.

Калькуляционные разницы распределяются на те счета, которые к данному моменту еще не закрыты. При этом следует иметь в виду, что отклонения не всегда списываются на те счета, на которые в течение года относились затраты по автотранспорту. Например, суммы отклонений, отнесенные к перевозке уже израсходованного горючего, списываются прямо на затраты по растениеводству, минуя счет "Топливо".

Распределение затрат по автотранспорту производится ежемесячно по потребителям услуг пропорционально объему работ в тонно-километрах и их плановой себестоимости с корректировкой в конце года до уровня фактических затрат. При этом затраты по пассажирскому транспорту и по специальным машинам относятся на потребителей услуг пропорционально количество машино-дней и их плановой себестоимости (кредит счетов "Грузовой автотранспорт", "Специальный автотранспорт", "Пассажирский автотранспорт").

В связи с указанным объектом калькуляции по автотранспорту являются тонно-километры и работа машины. Калькуляционными единицами являются 10 т/км и 1 машино-день.

Перед определением себестоимости услуг автомобильного транспорта затраты необходимо уменьшить на стоимость оприходованного отработанного масла, шин, пригодных к использованию (кредит счета "Автотранспорт").

Распределение отклонений по потребителям услуг производится в специальном расчете. По грузовому автотранспорту по отношению общей суммы отклонений к количеству тонно-километров, принимаемых в расчет, устанавливают коэффициент, по которому общую сумму отклонений распределяют по потребителям. Количество тонно-километров, принимаемых в расчет (за исключением уже закрытых счетов и работ по самообслуживанию), распределяют лишь на те счета, которые к данному моменту еще не закрыты.

После распределения калькуляционных разниц аналитический счет "Автомобильный транспорт" закрывается и в заключительном багаже остатка не имеет.

1. Какие расходы на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля принимаются в целях налогообложения, а какие – нет.

2. В каком порядке учитываются расходы на ГСМ, ТО, страхование служебного автомобиля и другие для расчета налога на прибыль и при УСН.

3. Как документально подтвердить расходы на содержание служебного автомобиля.

Большинство организаций и предпринимателей в своей деятельности не обходятся без транспортных расходов на доставку товара, на служебные поездки сотрудников и т. д. При этом каждый руководитель решает «транспортный вопрос» по-своему, исходя из потребностей и возможностей бизнеса. В этой статье предлагаю рассмотреть вариант использования служебного автомобиля, принадлежащего организации или ИП и используемого в хозяйственной деятельности . А точнее, разберем порядок учета расходов, связанных с эксплуатацией служебного автомобиля, для целей налогообложения. Как известно, использование автомобиля, а тем более интенсивное, — процесс довольно затратный, поэтому важно понимать, какие из этих затрат уменьшают налоговую нагрузку, а какие нет.

Расходы на ГСМ

Расходы, которых невозможно избежать в процессе эксплуатации автомобиля, конечно, это расходы на ГСМ. При расчете налога на прибыль расходы на содержание служебного транспорта, к которым относятся и расходы на ГСМ, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При применении УСН с объектом «доходы – расходы» налогоплательщик также имеет право учесть расходы на бензин, поскольку расходы на содержание служебного транспорта прямо поименованы в закрытом перечне расходов при УСН (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы для целей налогообложения должны быть подтверждены документально. Поэтому основанием для принятия к учету расходов на бензин для служебного авто служат подтверждающие документы: путевые листы, чеки АЗС, приказ об использовании служебного автомобиля и установлении норм расхода топлива (или другой аналогичный локальный документ, который закрепляет порядок расчета израсходованного топлива).

Частый вопрос, с которым сталкиваются налогоплательщики: по каким нормам нужно рассчитывать расходы на ГСМ, чтобы принять их к налоговому учету. В НК РФ прямо не установлена обязанность нормировать расходы ГСМ для служебного транспорта, учет по нормам предусмотрен только для компенсаций сотрудникам за использование личного транспорта. Кроме того, Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» содержит нормы расхода ГСМ, обязательные для применения только автотранспортными организациями. На основании этого, можно сделать вывод, что налогоплательщик вправе самостоятельно разработать и утвердить нормы расхода ГСМ, при этом он может использовать нормы Минтранса (Письма Минфина РФ от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Самый безопасный вариант – учитывать расходы на ГСМ по нормам Минтранса, однако он не всегда самый выгодный. Поэтому если Вы приняли решение учитывать расходы на бензин по самостоятельно разработанным нормам, максимально приближенным к фактическому расходу, обратите внимание на обоснование этих норм (техническая документация к автомобилю, официальная информация производителя транспортного средства, контрольный замер расхода топлива и т.д.). Применяемые нормы, их обоснование и порядок расчета расходов на ГСМ необходимо закрепить в приказе руководителя и учетной политике для целей налогообложения.

Технический осмотр

Прохождение технического осмотра является необходимым условием эксплуатации автомобиля в соответствии с законодательством РФ (ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Поэтому есть все основания отнести расходы на техосомтр к расходам на содержание служебного транспорта и, соответственно, включить их в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль и УСН . Документами, подтверждающими расходы на проведение технического осмотра, могут служить копия диагностической карты, талона технического осмотра, чек ККТ, платежное поручение или другой документ об оплате услуг оператора технического осмотра. Если по результатам ТО выявлены нарушения, то расходы на их устранение также могут быть учтены для целей налогообложения.

Расходы на ремонт автомобиля

Расходы на ремонт служебного автомобиля учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). В случае применения УСН расходы на ремонт автомобиля также уменьшают налогооблагаемую базу (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ремонт может осуществляться либо своими силами (ремонтного отдела, специалиста по ремонту) либо силами сторонней организации. Каких-либо ограничений по способу проведения ремонта НК не содержит, главное, чтобы в наличии были документы, подтверждающие понесенные расходы. Если ремонт осуществляется сторонней организацией, то необходим договор на ремонт автомобиля, акт выполненных работ, калькуляция или смета затрат. Если ремонт выполняется своими силами, то подтверждением расходов могут служить смета затрат, накладные на внутреннее перемещение материалов (лимитно-заборные карты). Кроме того, обязательным условием учета расходов при УСН является их оплата, поэтому к числу подтверждающих документов добавятся платежные поручения, чеки ККТ или квитанции об оплате.

Расходы на мойку

Несмотря на то, что без мойки эксплуатация автомобиля теоретически возможна, расходы на мойку могут быть учтены в составе расходов на содержание служебного транспорта для расчета налога на прибыль , о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 20.06.2006 № 03-03-04/1/530. Аналогичный вывод можно сделать и относительно учета расходов на мойку при применении УСН . Особое внимание при этом нужно обратить на подтверждающие документы. Если оплата происходит в безналичном порядке, то проблем с подтверждением возникнуть не должно: платежное поручение, акт об оказанных услугах. Однако чаще всего водители рассчитываются за услуги мойки наличными, в этом случае необходимо проконтролировать наличие чека ККТ и правильно оформленного товарного чека или квитанции (если станция автомойки ). Товарный чек и квитанция должны содержать обязательные реквизиты первичных документов (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), кроме того квитанция, выдаваемая взамен чека ККТ, должна отвечать требованиям, предъявляемым к бланкам строгой отчетности (п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»). Лучше с этими требованиями ознакомить сотрудников, эксплуатирующих автомобиль, чтобы они проверяли правильность оформления документов на месте.

В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик имеет право учесть расходы на платную автостоянку служебного автомобиля в составе расходов, связанных с его содержанием (Письмо Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/404). Таким образом, есть основания учитывать расходы на автостоянку и для расчета налога при УСН . Подтверждающие документы и порядок их оформления в данном случае будут аналогичны рассмотренным в предыдущем пункте.

Расходы на страхование автомобиля

Для отражения в налоговом учете расходов на автострахование большое значение имеет вид страхования: обязательное (ОСАГО) или добровольное (КАСКО).

При расчете налога на прибыль уменьшить налогооблагаемую базу можно на расходы как по обязательному, так и по добровольному страхованию служебного автомобиля (п. 1 ст. 263 НК РФ). Расходы на добровольное страхование служебного транспорта от угона и ущерба учитываются в сумме фактических затрат по договору страхования (Письмо Минфина России от 20.02.2008 № 03-03-06/1/119). А расходы по обязательному страхованию могут быть приняты к налоговому учету только в пределах установленных законодательством РФ тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ). В настоящее время тарифы по договорам ОСАГО установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Расходы по договору страхования служебного автомобиля учитываются в целях расчета налога на прибыль в периоде фактической оплаты страховой премии. Однако если срок страхования охватывает несколько отчетных периодов, а оплата произведена одним или несколькими разовыми платежами, то к налоговому учету такие расходы нужно принимать равномерно в течение всего срака действия договора страхования. Сумма расходов, принимаемая в отчетном периоде, будет рассчитываться пропорционально количеству дней действия договора страхования в этом отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).

При УСН учесть в налоговых расходах можно только выплаты по договору обязательного страхования ОСАГО (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), поскольку выплаты по договорам добровольного страхования не входят в закрытый перечень принимаемых расходов. При этом расходы по договору ОСАГО уменьшают налогооблагаемую базу по налогу при УСН в том же порядке, что и для расчета налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), то есть в пределах тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. Страховая премия по договору ОСАГО принимается к учету единовременно в момент оплаты, независимо от срока действия договора; равномерное списание в расходы не допускается (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Штрафы ГИБДД

С одной стороны, штрафы за нарушение Правил дорожного движения не являются необходимым условием эксплуатации служебного транспорта, но, с другой стороны, при интенсивном использовании автомобиля штрафов ГИБДД сложно избежать даже самому опытному водителю. Более того, затраты на оплату «штрафных» квитанций могут достигать весьма значительных сумм. Как же быть: принимать или не принимать такие расходы? Ответ однозначный – штрафы ГИБДД не учитываются ни для расчета налога на прибыль , ни для расчета налога при УСН .

Во-первых, штрафы прямо указаны в числе расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ), а также они не входят в закрытый перечень расходов, учитываемых при УСН. Во-вторых, расходы принимаются к налоговому учету при условии их обоснованности, то есть экономической целесообразности (п. 1 ст. 252 НК РФ). Очевидно, что расходы на оплату штрафов ГИБДД не являются обоснованными, поскольку они не направлены не осуществление приносящей доход деятельности.

Итак, мы рассмотрели основные расходы, которые возникают у налогоплательщиков в связи с эксплуатацией служебного автомобиля. Сейчас предлагаю подвести итог, какие расходы можно учесть для целей налогообложения, а какие нельзя.

Расходы Налог на прибыль УСН
1 Расходы на ГСМ Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
2 Расходы на технический осмотравтомобиля Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
3 Расходы на ремонт автомобиля Учитываются
(пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ)
Учитываются
(пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
4 Расходы на мойку Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
5 Расходы на услуги платной стоянки Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
6 Расходы на страхование ОСАГО
(п. 1 ст. 263 НК РФ)
(п. 2 ст. 263 НК РФ)
Учитываются в пределах тарифов, установленных законодательством РФ
(пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
(п. 2 ст. 346.16 НК РФ)
7 Расходы на страхование КАСКО Учитываются
(п. 1 ст. 263 НК РФ)
Не учитываются
(п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
8 Штрафы ГИБДД Не учитываются
(п. 2 ст. 270 НК РФ)
Не учитываются
(п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

Таким образом, большинство затрат на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля, используемого в хозяйственной деятельности, уменьшают налогооблагаемую базу. В этом состоит главное преимущество использования собственного автомобиля перед, например, размер которой лишь частично включается в налоговые расходы.

Как Вы считаете, выгодно ли использовать служебный автомобиль?

Какие расходы на его содержание самые значительные?

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты:

1. Налоговый кодекс РФ

2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»

5. Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»

Кодексы, Федеральные законы и Постановления Правительства РФ размещены на http://pravo.gov.ru/

6. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

7. Письма Минфина РФ

С документами финансового ведомства Вы можете ознакомиться на официальном http://mfportal.garant.ru/

"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 19

Хотя автомобиль и признается средством передвижения, а не роскошью, обходится он владельцу недешево. Расходы на содержание служебного автотранспорта включают в себя:

  • оплату труда водителей и другого персонала, занятого обслуживанием служебных автомобилей (с отчислениями на социальные нужды);
  • стоимость горючего и смазочных материалов (ГСМ), запасных частей, ремонта и технического обслуживания служебного автотранспорта;
  • страхование автотранспорта;
  • платежи по договорам аренды автотранспорта;
  • компенсацию за использование для служебных поездок личных автомобилей.

Первичные документы по учету автотранспортных расходов

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти бумаги служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Напомним: первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации; для документов, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, установлены определенные обязательные реквизиты.

Формы путевых листов для строительных машин, легковых и грузовых автомобилей утверждены Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78. Эти формы в обязательном порядке применяются специализированными и автотранспортными предприятиями. Что касается остальных организаций, то они могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы на ГСМ (Письмо Минфина России от 20 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/129). Документ должен содержать все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, а именно:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенного расхода. Путевой лист, как правило, выдается на один день или смену. Он оформляется ежемесячно только в том случае, если это позволяет организовать учет отработанного времени и расхода горюче-смазочных материалов.

В путевом листе обязательно должна отражаться информация о конкретном пути следования автомобиля для подтверждения факта его использования в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции. Согласно указанному Письму Минфина России путевой лист, не содержащий такой информации, не подтверждает понесенные налогоплательщиком расходы по использованию ГСМ.

Если организация использует самостоятельно разработанный путевой лист, его форма должна быть приведена в учетной политике.

Порядок признания расходов при определении облагаемой базы по налогу на прибыль

Расходы на содержание служебного автотранспорта должны соответствовать критериям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Согласно указанной норме расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщиков. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, под документально подтвержденными - затраты, удостоверенные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание

Расходы на эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание автотранспорта, а также на поддержание его в исправном состоянии относятся к расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). Приобретение ГСМ и запасных частей для служебного автотранспорта учитывается в составе материальных расходов. Расходы на ремонт рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были понесены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

При определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля необходимо учитывать Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (руководящий документ Р 3112194-0366-03) <1>. В указанном документе приведены базовые нормы расхода топлива и смазочных материалов для зарубежных легковых автомобилей в расчете на 100 км.

Указанные Нормы имеют статус постоянных, вновь разрабатываемые и устанавливаемые для автомобилей нормы действуют как временные до их введения в качестве постоянных, при переутверждении или при дополнении с учетом развития структуры автопарка.

Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по формуле

Q = 0,01 x H x S x (1 + 0,01 x D),
н s
где Q - нормативный расход топлива, л;
н
H - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля,
s
л/100 км;
S - пробег автомобиля, км;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка
или снижение) к норме, %.

В целях исчисления налога на прибыль при отнесении расходов на покупку бензина для служебных легковых автомобилей к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, следует руководствоваться вышеуказанными Нормами (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Кроме того, ФНС России в Письме от 29 марта 2006 г. N ГИ-6-17/337@ сообщила базовые нормы расхода топлива, разработанные для ряда иномарок Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта по Методике определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте, утвержденной ФАДС Минтранса России.

При отсутствии в указанных документах базовой нормы расхода топлива для отдельных моделей легковых автомобилей она определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании технической документации, а также информации изготовителя и утверждается приказом руководителя организации.

Организации, которые не являются специализированными автотранспортными предприятиями, могут разработать свои собственные нормы по расходованию ГСМ, поскольку гл. 25 НК РФ прямо не предусматривает нормирование расходов на горюче-смазочные материалы для целей налогообложения прибыли исходя из норм, утвержденных Минтрансом России. Применение норм при расчете расходов, связанных с ГСМ, должно быть экономически обоснованно в соответствии с требованиями, установленными п. 1 ст. 252 НК РФ, и зафиксировано в учетной политике для целей налогообложения. Нормы должны применяться в течение не менее одного календарного года.

Необходимыми условиями включения оплаты ГСМ в состав расходов являются наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих суммы затрат на приобретение ГСМ, и производственная направленность эксплуатации имущества (например, путевой лист с указанием маршрута следования, подписанный уполномоченным представителем организации, чеки ККМ, товарные чеки, авансовые отчеты).

Необходимо учитывать, что в состав расходов должны включаться только фактически израсходованные горюче-смазочные материалы. Кассовый чек на их приобретение свидетельствует только о произведенном платеже и о фактическом получении ГСМ.

В соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета на балансовом счете 10 "Материалы" (субсчет "Топливо") учитывается наличие и движение ГСМ, предназначенных для эксплуатации транспортных средств. Так как данные ГСМ на склад организации не поступают, можно рекомендовать учитывать их на субсчете "Топливо (ГСМ) в баке". Включать суммы, фактически израсходованные на ГСМ, в состав расходов надо на основании справки-расчета, которая позволяет определить стоимость израсходованного топлива. При этом могут быть использованы подтвержденные данные о фактическом пробеге автотранспортного средства за отчетный период и нормы расхода топлива, самостоятельно утвержденные организацией (например, на основании технических характеристик автотранспортного средства).

Пример 1 . Водитель представил в бухгалтерию чеки, накладные и счета-фактуры на оплату ГСМ и запчастей для автомобиля, принадлежащего организации и используемого в процессе производства. Согласно этим документам на ГСМ израсходовано 11 092 руб., на запчасти - 16 048 руб., всего на сумму 27 140 руб., в том числе НДС - 4140 руб. Стоимость запчастей, использованных при ремонте, составила 12 000 руб. с НДС.

Д 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - К 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - 27 140 руб. - оплачены подотчетным лицом ГСМ и запчасти;

Д 10 - К 60 - 23 000 руб. - отражена стоимость приобретенных ГСМ и запчастей;

Д 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - К 60 - 4140 руб. - учтена сумма НДС, предъявленная поставщиками;

Д 20 "Основное производство" - К 10 - 12 000 руб. - списана стоимость запчастей, использованных на ремонт;

Д 20 - К 10 - 9400 руб. - списана стоимость ГСМ;

Д 19 - К 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС" - 4140 руб. - принят к вычету НДС.

Оплата стоянки и мойки автотранспорта

Если организация пользуется услугами платных автостоянок, то оплата производится, как правило, наличными через подотчетное лицо. Наличные денежные средства выдаются подотчетному лицу из кассы в соответствии с правилами бухгалтерского учета согласно Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации <1>.

<1> Утвержден Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 40.

Издержки на оплату услуг платных автостоянок при наличии оформленных в соответствии с требованиями бухгалтерского учета первичных оправдательных документов (кассовых чеков, бланков строгой отчетности, товарных чеков, авансовых отчетов подотчетных лиц и т.п.) организация может отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, как затраты на содержание служебного автотранспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Необходимо обратить внимание на обязательное указание в первичных учетных документах марки и номера автомашины, времени стоянки. Аналогично принимаются к учету расходы на мойку автотранспорта.

Компенсация за использование личного автотранспорта

Если с согласия работодателя и в его интересах работник использует свое личное имущество, ему выплачивается компенсация, а также возмещаются расходы, связанные с использованием имущества (ст. 188 ТК РФ). Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, составленным в письменной форме.

Согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных автомобилей причисляются к расходам на содержание служебного автотранспорта и относятся в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в пределах норм, установленных Правительством РФ. Условия и порядок выплаты таких компенсаций разъяснены Письмом Минфина России от 21 июля 1992 г. N 57.

Необходимо также учитывать следующее. Основанием для выплаты компенсации является приказ руководителя предприятия, в котором указана сумма компенсации (в зависимости от интенсивности использования), а также документы, подтверждающие наличие у работника личного автомобиля, в частности копия технического паспорта личного автомобиля (если работник управляет по доверенности - соответствующие документы).

Компенсация выплачивается работнику, когда его личный автомобиль используется в производственной (служебной) деятельности, связанной с постоянными служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями. Компенсация выплачивается один раз в месяц, и ее сумма не зависит от количества календарных дней в месяце. За время отсутствия работника на рабочем месте (отпуск, командировка, больничный лист и т.п.), когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается.

При выплате сотрудникам такой компенсации оформляется определенный пакет документов:

  • трудовой договор;
  • заявление работника на выплату компенсации;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • приказ руководителя;
  • расчет суммы компенсации с указанием марки топлива и его расхода на 100 км для соответствующей марки автомобиля;
  • справка о стоимости 1 л топлива на АЗС и суточном пробеге автомобиля;
  • табель учета рабочего времени сотрудников, использующих личный автотранспорт в служебных целях;
  • ведомость на компенсацию транспортных расходов.

Нормы расходов организаций на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством или реализацией, установлены Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92. Этим документом предусмотрены выплаты в следующих размерах:

  • 1200 руб. в месяц - по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно;
  • 1500 руб. в месяц - по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см.

Предельные нормы расходов организаций в связи с выплатой таких компенсаций, предусмотренные упомянутым Постановлением Правительства РФ, установлены в целях формирования расходов налогоплательщиков-организаций при исчислении налога на прибыль организаций и не могут быть применены для исчисления других налогов иными категориями налогоплательщиков.

В размерах компенсаций, установленных законодательством, уже учтено возмещение полного объема возникающих в процессе эксплуатации затрат (износ, ГСМ, техническое обслуживание, ремонт). Поэтому указанные издержки не могут быть включены в состав расходов.

В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц компенсации, выплачиваемые организацией работникам за использование личного транспорта в пределах норм, установленных законодательством РФ. Согласно п. 1 ст. 238 НК РФ эти компенсации не облагаются и единым социальным налогом, также в пределах установленных норм. Однако, поскольку нормы эти законодательно не установлены, в настоящее время освобождается от налогообложения вся сумма компенсаций.

Не придется начислять и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, ведь согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объект и база для начислений страховых взносов соответствуют объекту налогообложения и налоговой базе по ЕСН.

Расходы на содержание арендуемых автомобилей

Существует два вида аренды транспортных средств: с экипажем и без него.

Договор аренды транспортного средства с экипажем. По такому договору арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). Такой договор заключается в письменной форме, в нем должна быть определена сумма арендной платы и стоимость услуг по управлению автомобилем.

На арендодателя возлагаются следующие обязанности:

  • поддерживать транспортное средство в надлежащем состоянии, включая проведение как капитального, так и текущего ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 636 ГК РФ);
  • страховать:

транспортное средство,

ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией (ст. 637 ГК РФ),

ответственность за вред, причиненный третьим лицам (ст. 640 ГК РФ).

Арендатор, в свою очередь, несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и оплату сборов (ст. 636 ГК РФ). Арендатор также обязан возместить арендодателю убытки, причиненные в случае гибели или повреждения транспортного средства (ст. 639 ГК РФ).

Начислять и уплачивать налоги тоже входит в обязанность арендатора. Суммы, которые арендатор выплачивает членам экипажа, облагаются ЕСН, за исключением налога в части выплат в ФСС РФ (п. 3 ст. 238 НК РФ).

Если договор не содержит специальных условий, то на сумму вознаграждения не начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 22 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации <1>; п. 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний <2>).

<1> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 765.
<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 184.

Если организация арендует транспортное средство у физического лица - резидента, не являющегося предпринимателем, или у физического лица - нерезидента для перевозки груза по маршруту, проходящему через территорию Российской Федерации, налог на доходы физических лиц должен быть удержан арендатором (ст. 226 НК РФ). Арендодатель самостоятельно исчисляет и уплачивает сумму НДФЛ, если он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ). При этом он имеет право на профессиональный вычет в соответствии со ст. 221 Кодекса.

Транспортный налог уплачивает лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, за исключением автотранспортных средств, приобретенных до 30 июля 2002 г., права на которые переданы на основании доверенности (ст. 357 НК РФ).

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций <1> для учета арендованных основных средств используется забалансовый счет 001 "Арендованные основные средства". При принятии арендованного автомобиля на учет составляется акт приемки-передачи основного средства.

Пример 2 . Организация заключила гражданско-правовой договор с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, арендовав у него легковой автомобиль для служебных поездок. Согласно договору стоимость автомобиля - 100 000 руб., ежемесячная арендная плата - 18 000 руб. Арендодатель также оказывает услуги водителя за 10 000 руб. в месяц.

В данном примере исходим из предположения, что договор не содержит условия о начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Ежемесячно в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, включается сумма затрат по договору в размере 28 000 руб. Эта же сумма - база для начисления НДФЛ. А вот ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются только на оплату услуг водителя - 10 000 руб.

В бухгалтерском учете организации делаются проводки:

Д 001 - 100 000 руб. - принят автомобиль на забалансовый учет;

Д 20 "Основное производство" - К 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 28 000 руб. - начислено вознаграждение по договору;

Д 20 - К 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - 6468 руб. - начислен ЕСН на сумму вознаграждения;

Д 69 - К 69 - 3929 руб. (28 000 руб. x 14%) - уменьшена сумма ЕСН на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

Д 76 - К 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 3640 руб. (28 000 руб. x 13%) - удержан НДФЛ с суммы вознаграждения;

Д 76 - К 50 "Касса" - 24 360 руб. (28 000 руб. - 3640 руб.) - выплачено вознаграждение.

Договор аренды транспортного средства без экипажа. По такому договору арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Расходы на содержание арендованного транспортного средства, издержки, возникающие в связи с его эксплуатацией, несет арендатор. В его обязанности входит также страхование транспортного средства, своей ответственности и ответственности за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием. Арендатор же обязан поддерживать транспортное средство в надлежащем состоянии, проводить капитальный и текущий ремонт (ст. ст. 644 и 646 ГК РФ).

Арендатор может сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без него, заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды (ст. 647 ГК РФ).

При выплате вознаграждений по договору аренды с физическим лицом арендатор выступает в роли налогового агента по НДФЛ. Арендная плата не облагается ЕСН, поскольку является выплатой, производимой в рамках гражданско-правового договора, предмет которого - передача в пользование имущества.

Транспортный налог уплачивается так же, как и при аренде с экипажем, т.е. лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Расходы на обязательное страхование гражданской ответственности

Для целей исчисления налога на прибыль расходы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций (п. 2 ст. 263 НК РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному страхованию признаются в качестве расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов. Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора. Таким образом, указанные расходы в налоговом учете признаются в том же порядке, что и в бухгалтерском.

На основании п. п. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" владелец транспортного средства обязан не позднее пяти дней после возникновения права владения им за свой счет страховать в качестве страхователя риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Пример 3 . Организация заключила со своим сотрудником договор аренды транспортного средства без экипажа сроком на год. В этом же месяце был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, годовой взнос по которому составил 8400 руб. В страховом полисе в списке лиц, допущенных к управлению автомобилем, указан и арендодатель. Автомобиль оценен сторонами в 100 000 руб.

Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации <1> затраты, понесенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, списываются в порядке, устанавливаемом организацией (например, равномерно), в течение периода, к которому они относятся. Договор страхования заключен сроком на 12 месяцев, поэтому уплаченная организацией страховая премия учитывается предварительно на счете 97 "Расходы будущих периодов" с последующим равномерным списанием в течение указанного срока в дебет счета 20 как расход по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 <2>).

<1> Утверждено Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н.
<2> Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.

Для отражения расчетов со страховой компанией по договору страхования используется счет 76, субсчет 1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию". Расходы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств арендатор несет в силу закона и в собственных интересах, поэтому, несмотря на то что арендодатель (собственник автомобиля) указан в страховом полисе в качестве лица, допущенного к управлению автомобилем, сумма страховой премии не является его доходом.

В бухгалтерском учете организации делаются проводки:

Д 001 - 100 000 руб. - отражена на забалансовом счете стоимость арендуемого автомобиля;

Д 76-1 - К 51 "Расчетный счет" - 8400 руб. - перечислена страховая премия по договору обязательного страхования гражданской ответственности;

Д 97 - К 76-1 - 8400 руб. - отражена в составе расходов будущих периодов сумма страховой премии;

Д 20 - К 97 - 700 руб. (7200 руб. : 12 мес.) - списана часть расходов будущих периодов.

Пример 4 . Организация взяла в аренду легковой автомобиль у своего работника, который занимает место водителя. Сумма арендной платы, определенная договором, составляет 10 000 руб. Арендованный автомобиль оценен в 100 000 руб. На основании распоряжения руководителя сотруднику возмещены расходы по уплате транспортного налога в сумме 400 руб.

Водитель оказывает услуги по управлению автомобилем в порядке исполнения им служебных обязанностей, вознаграждением за которые является ежемесячная заработная плата, следовательно, заключенный с водителем договор аренды является договором аренды транспортного средства без экипажа.

В бухгалтерском учете арендная плата, уплачиваемая организацией, в силу п. 11 ПБУ 10/99 должна быть отнесена к прочим внереализационным расходам. В целях налогообложения прибыли этот расход не учитывается, поскольку может быть отнесен к выплатам в пользу работников, перечисленным в п. 29 ст. 270 НК РФ. В данной ситуации сумма компенсации сотруднику учитывается при определении бухгалтерской прибыли и не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Возникает постоянная разница, которая приводит к образованию постоянного налогового обязательства.

На сумму компенсации уплаченного сотрудником транспортного налога организация обязана начислить взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Предположим, что ставка взносов для указанной организации составляет 1,2%.

В бухгалтерском учете организации делаются проводки:

Д 001 - 100 000 руб. - поставлен на забалансовый учет автомобиль в оценке, определенной договором аренды;

Д 20 - К 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" - 10 000 руб. - отражена сумма арендной платы;

Д 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" - К 73 - 400 руб. - отражена сумма компенсации транспортного налога, возмещаемого сотруднику;

Д 99 "Прибыли и убытки" - К 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" - 96 руб. (400 руб. x 24%) - отражено постоянное налоговое обязательство;

Д 91-2 - К 69 - 5 руб. (400 руб. x 1,2%) - начислены взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму возмещения транспортного налога;

Д 73 - К 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ" - 1352 руб.- удержан налог на доходы физических лиц;

Д 73 - К 50 - 9948 руб. - выплачены сотруднику сумма арендной платы и компенсация.

Признание убытков от хищений и порчи арендованного имущества

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" на предприятии проводится обязательная инвентаризация имущества, в ходе которой проверяется и документально подтверждается наличие, состояние и оценка имущества. В целях налогообложения прибыли убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены, учитываются при расчете налогообложении прибыли на основании пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Пример 5 . В организации похищен автомобиль, арендованный у индивидуального предпринимателя по договору аренды транспортного средства без экипажа. При заключении договора аренды по соглашению сторон автомобиль был оценен в сумму 100 000 руб. Решением суда водитель организации признан невиновным.

В бухгалтерском учете организации делаются проводки:

Д 001 - 100 000 руб. - принят на забалансовый учет полученный в аренду автомобиль;

Д 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 100 000 руб. - списан похищенный автомобиль;

Д 60 - К 50 - 100 000 руб. - выплачена арендодателю стоимость утраченного автомобиля;

Д 91-2 - К 94 - 100 000 руб. - признан убыток от хищения арендованного автомобиля.

Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). По заявлению работника возмещение производится путем удержаний из заработной платы. В целях налогообложения прибыли потери от аварий учитываются при расчете налога на прибыль на основании пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Пример 6 . По вине водителя предприятия в результате аварии поврежден арендуемый предприятием автомобиль стоимостью 100 000 руб. Ремонт автомобиля произведен работниками предприятия. Затраты на ремонт составили:

  • 10 000 руб. - заработная плата работников с начислениями в государственные социальные внебюджетные фонды;
  • 2500 руб. - стоимость использованных запчастей (без НДС).

Среднемесячная заработная плата водителя составляет 5000 руб.

В бухгалтерском учете организации делаются проводки:

Д 26 "Общехозяйственные расходы" - К 70, 69 - 10 000 руб. - начислена заработная плата работникам и произведены отчисления в социальные нужды по ремонтным работам;

Д 26 - К 10 "Материалы" - 2500 руб. - списана стоимость использованных запчастей;

Д 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" - К 23 "Вспомогательные производства" - 12 500 руб. - отражена сумма причиненного в результате аварии ущерба;

Д 73 - К 84 - 5000 руб. - отнесена на виновное лицо сумма причиненного материального ущерба;

Д 70 - К 73 - 5000 руб. - удержана из заработной платы работника сумма причиненного ущерба;

Д 91-2 - К 94 - 7500 руб. - признан убыток от аварии арендованного автомобиля.

Н.Ш.Шустрова

Генеральный директор

аудиторской фирмы

член Палаты

налоговых консультантов

Производственные процессы автотранспортного и любого другого предприятия резко отличаются друг от друга. Автотранспорт не имеет дела с сырьем; предмет его труда - груз - поступает на транспорт извне в готовом виде, и никаких новых продуктов при этом не создается. Но, как и любая отрасль материального производства, он создает новые стоимости. Изменение потребительной стоимости автотранспортного предмета труда вызывается материальным изменением его положения в пространстве. Новые стоимости создаются в результате прибавления к первоначальной стоимости автотранспортируемого предмета стоимости его транспортировки.

Затраты автотранспорта на выполнение перевозок грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспедиционных услуг, выраженные в денежной форме, представляют собой себестоимость перевозок, работ, услуг. Себестоимость является обобщающим показателем, отражающим все стороны производственной деятельности автотранспорта, характеризующим эффективность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Она непосредственно отражается на уровне прибыли автотранспорта: чем ниже себестоимость, тем больше прибыль.

Все виды затрат, которые требуются автотранспорту для выполнения перевозок грузов и пассажиров, относятся на себестоимость. Бухгалтерия должна так организовать учет себестоимости автомобильных перевозок, чтобы можно было своевременно получить отчетные калькуляции, в которых отражаются все отклонения от нормативных расходов на перевозки. Объектами учета затрат на производство являются материальные, трудовые и финансовые ресурсы, израсходованные на осуществление транспортного процесса, работ и услуг. Объектами калькулирования себестоимости автомобильных перевозок, работ и услуг является продукция, изготовленная в результате осуществления производственного процесса. Учет производственной и хозяйственной деятельности внутренних подразделений базируется на оперативно-техническом, статистическом и бухгалтерском учете. Основанием для учета выполнения финансовых заданий является первичная документация, оформляемая по автоколоннам, бригадам и отдельным автомобилям. Фактические затраты подразделений относятся непосредственно на их счета и отражаются в аналитическом учете расходов на перевозки так, чтобы данные бухгалтерского учета стали непосредственной основой для оценки работы подразделений.

Основными моментами организации как грузовых, так и пассажирских перевозок являются: установление деловых (договорных) взаимоотношений между транспортными предприятиями и клиентурой, составление плана перевозок и его выполнение, организация линии и учет работы.

В любом случае наличие у предприятия своего или арендованного автотранспорта предполагает следующую схему формирования затрат:

  • - расход нефтепродуктов;
  • - расходы на проведение текущего ремонта автотранспортных средств;
  • - затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
  • - амортизация основных средств;
  • - прочие затраты.

Основными калькуляционными статьями затрат на автомобильные перевозки являются следующие:

  • - основная и дополнительная заработная плата водителей и кондукторов с отчислениями на социальные нужды, топливо,
  • - смазочные и эксплуатационные материалы, износ и ремонт автомобильных шин, эксплуатационный ремонт и техническое обслуживание автомобилей,
  • - амортизационные отчисления, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Учетная политика автотранспорт пассижиров устанавливает следующие способы ведения бухгалтерского учета.

  • - определение выручки от реализации продукции (работ, услуг). Как один из вариантов выручка от реализации продукции (работ, услуг) может определяться по мере отгрузки ее покупателю и предъявления ему расчетных документов.
  • - порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам. Первоначальная стоимость основных средств (с учетом расходов по доставке и установке), принадлежащих предприятию, погашается путем начисления амортизации по нормам, установленным законодательством. Предприятие на основании сводной ведомости амортизационных отчислений отражает в бухгалтерском учете ежемесячно начисляемую амортизацию по видам основных средств.
  • - износ нематериальных активов относится на себестоимость услуг ежемесячно по нормам, рассчитанным исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы износа устанавливаются в расчете - 10 лет.
  • - оценка производственных запасов. Определение себестоимости материальных ресурсов (за исключением нефтепродуктов), списываемых в производство, осуществляется по учетной стоимости (на основании материальных отчетов) плюс (минус) отклонения от фактической стоимости поступивших материальных ресурсов. Себестоимость нефтепродуктов, списываемых в производство, определяется по расчету: остаток нефтепродуктов по фактической стоимости на начало месяца плюс приход их по фактической стоимости минус остаток (согласно материальным отчетам) на начало следующего месяца.
  • - расходы будущих периодов. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в отчетности как расходы будущих периодов, подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) либо списываются за счет других источников в течение срока, к которому они относятся.
  • - резервы предстоящих расходов и платежей.
  • - группировка и списание затрат на производство осуществляется в соответствии с действующим планом счетов.
  • - механизированный учет затрат по счетам 20 "Основное производство" и 26 "Общехозяйственные расходы". Прямые расходы, связанные непосредственно с производством продукции (работ, услуг), а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, отражаются в конечном итоге на счете 20 "Основное производство". Косвенные расходы переносятся на счет 20 "Основное производство" со счета 26 "Общехозяйственные расходы".
  • - признание прибыли от реализации продукции (работ, услуг). Выручка от реализации продукции (работ, услуг) и признание соответствующей прибыли возникают по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
  • - учет образования и использования фондов специального назначения. Указанные фонды могут образовываться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия: фонд накопления формируется за счет нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет; фонд потребления формируется за счет нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет и фонда накопления. Используется этот фонд на различные социальные мероприятия, компенсацию удорожания стоимости питания в столовой, дотации на питание и другие предусмотренные законодательством расходы.
  • - использование резервного капитала. Предприятие может из средств нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет создавать резервный капитал и за счет его покрывать убытки прошлых лет.
  • - учет текущего ремонта зданий и основных средств. Предприятие включает фактические затраты в себестоимость продукции (работ, услуг) по мере производства ремонта.
  • - распределение косвенных (накладных) расходов. Общехозяйственные расходы по видам перевозок распределяются пропорционально отработанным авточасам на линии, если иное не предусмотрено законодательством.
  • - форма бухгалтерского учета журнально-ордерная.
  • - инвентаризация имущества и обязательств. Предприятие проводит инвентаризацию основных средств и нематериальных активов, материальных ценностей и денежных средств 1 октября ежегодно.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные бухгалтерские документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • - наименование документа (формы);
  • - код формы;
  • - дата составления;
  • - содержание хозяйственной операции;
  • - измерители хозяйственной операции (натуральные и денежные);
  • - наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.

Учет затрат ведется калькуляционным методом: косвенные расходы учитываются на счете 26 и распределяются пропорционально валовому доходу (выручке от реализации работ, услуг) включаются в состав затрат основного производства, учитываемого на счете 20 "Основное производство". Издержки в части реализованных товаров относятся в дебет 44 счета.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). В расходы на содержание включают стоимость ГСМ, масел и запчастей, оплата услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и т.д. И компенсацию расходов за пользование личного автомобиля в служебных целях. Ниже мы подробнее рассмотрим указанные расходы.

Расходы на ГСМ

Расходы на покупку бензина для служебных машин включаются в состав прочих расходов (подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Причем про нормы топлива в этом подпункте ничего не говорится. В кодексе лишь сказано, что фирма имеет право уменьшить налогооблагаемый доход на расходы, связанные с содержанием служебного транспорта.

Налоговики настаивают, что при определении обоснованности произведенных затрат на покупку топлива для служебного автомобиля надо руководствоваться Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации 29 апреля 2003 г. (Р3112194-0366-03). Здесь указано, сколько литров топлива обычно расходуют на 100 км пробега.

Однако в письме Минфина России от 15 марта 2005 г. № 03-03-02-04/1/67 чиновники заявили, что указанные нормы применять не обязательно. Ведь условие, которому должны соответствовать расходы на покупку топлива, прописано в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. А именно, затраты должны быть экономически обоснованны и подтверждены оправдательными документами. Это означает, что при расчете налога на прибыль Нормами Минтранса России руководствоваться не обязательно. То есть руководителю фирмы достаточно издать приказ, указав в нем, сколько бензина, какой марки необходимо приобрести для служебного автомобиля. Этот документ и будет свидетельствовать, что расходы экономически обоснованны.

Однако проблема в том, что в данном вопросе чиновники Минфина непоследовательны. В более позднем письме от 4 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/223 они заявили, что при расчете налога на прибыль все-таки необходимо учитывать нормы Минтранса России. И это письмо минфиновцы направили в ФНС России. Так что наверняка налоговики воспользуются указанным письмом.

Если вы не захотите с ними судиться, то лучше последовать их разъяснениям. Впрочем, всегда можно сослаться на мартовское письмо Минфина и списывать топливо в том количестве, что установлено приказом руководителя организации. В этом случае, даже если налоговики будут упорствовать, штрафы и пени вам не грозят. Ведь письменные разъяснения налогового законодательства, данные чиновниками, освобождают организацию от ответственности. На этом настаивает пункт 3 статьи 111 Налогового кодекса РФ.

Те же, кто не захочет ссориться с налоговиками, должен будет руководствоваться нормами по расходу топлива, утвержденными Минтрансом. Достаточно знать марку автомобиля. В этом случае списать на расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход, можно лишь то количество бензина, которое предусмотрено в разрешительном документе Р3112194-0366-03 для этой машины.

Однако в указанном документе Минтранса есть нормы не для всех марок автомобилей. Если это так, то следует обратиться к нормам, которые были разработаны Минтрансом совместно с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта для автомобилей иностранного производства. ФНС России обнародовала эти нормы в письме от 29 марта 2006 г. № ГИ-6-17/337@.

В отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены ни в одном из перечисленных выше документов, при определении норм расхода топлива налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письмо Минфина России от 4 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/223). То есть на основании этих документов фирма должна разработать собственные нормы расхода топлива, указав их в приказе директора. Кроме того, можно обратиться в Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта, который разработает нормы именно для служебных машин организации.

Теперь поговорим о том, какими документами следует подтвердить расходы на горюче-смазочные материалы. Это чек контрольно-кассовой машины АЗС, где приобретался бензин и путевой лист. Обратите внимание: одного чека ККТ недостаточно для списания затрат в целях расчета налога на прибыль. Чек АЗС подтверждает лишь факт оплаты и служит основанием для оприходования бензина (но при условии, что в чеке указано количество приобретенного топлива). А вот факт использования бензина надо подтвердить путевым листом. Унифицированная форма этого документа утверждена Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Отметим, что она носит обязательный характер только для автотранспортных организаций (письмо Минфина России от

Что касается остальных организаций, то они могут разработать свою форму путевого листа. При этом в нем должны быть все реквизиты, которые являются обязательными для первичных документов. Они приведены в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Об этом Минфин России заявил в письме от 16 марта 2006 г. № 03-03-04/2/77.

Собственную форму путевого листа следует утвердить в качестве приложения к приказу об учетной политике организации.

Добавим, что в письмах Минфина от 3 февраля 2006 г. № 03-03-04/2/23 и от 16 марта 2006 г. № 03-03-04/2/77 чиновники указали, что первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенных затрат, например, расхода ГСМ. И если путевой лист отвечает этим требованиям, его можно составлять раз в месяц или квартал.

Теперь несколько слов о том, как заполнять путевой лист. В листе нужно указывать информацию о маршруте следования и все пункты движения служебной машины (письмо Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-0304/1/129). Иначе как подтвердить, что автомашина была использована именно в служебных целях. Такая информация является обязательной, поскольку отражает содержание хозяйственной операции. То есть формулировки в путевом листе типа «поездки по городу» или «по заданию организации» недопустимы. Документы, которые содержат подобные записи, не подтвердят расходы организации. Добавим, что по-прежнему необходимо указывать показания спидометра и расход топлива. Без этих данных учесть затраты на ГСМ для целей налогообложения вряд ли удастся.

Расходы на технический осмотр

Каждое основное средство должно проходить технический осмотр в ГИБДД. Без уплаты государственной пошлины не производится техосмотр машины. А без техосмотра эксплуатация машины запрещена. На этом настаивает пункт 11 Правил дорожного движения РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090). Иными словами, чтобы иметь возможность эксплуатировать автомобиль, без таких расходов никак не обойтись.

Расходы на техосмотр следует учитывать в составе расходов на содержание служебного транспорта. Отражать их при расчете налога на прибыль позволяет подпункт 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Документальным подтверждением расходов могут быть чеки ККТ, платежные поручения, счета-фактуры и другие документы, отражающие факт оплаты техосмотра.

Расходы на покупку «зимней» резины

Если каждая из покрышек даже в комплекте с колесным диском стоит не более 10 000 руб., то расходы на их покупку можно признать на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. А если стоимость шины превысит указанный предел? Нужно ли включать в этом случае такую дорогостоящую резину в состав основных средств, ведь шины эксплуатируются несколько сезонов? Нет, этого делать не нужно. Ведь сама по себе шина является лишь деталью автомобиля и не может использоваться как отдельное средство производства. А значит, не подпадает под определение основных средств, которое приведено в пункте 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ. Поэтому независимо от стоимости и срока службы зимние шины в состав основных средств в налоговом учете не включаются.

Таким образом, стоимость зимних шин относится на прочие расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход.

Затраты на мойку автомобиля

В состав расходов на содержание служебного транспорта включаются и затраты на его мойку (подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Против этого не возражает и Минфин России в письме от 20 июня 2006 г. № 0303-04/1/530.

Теперь несколько слов о том, какими документами подтвердить подобные расходы. Порядок подтверждения расходов в налоговом учете определяет пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. В нем сказано, что при налогообложении можно учесть даже те расходы, которые лишь косвенно подтверждаются документами.

Если оплата была произведена по безналичному расчету, то по итогам отчетного периода фирма и организация, осуществляющая мойку транспорта, подписывают акт об оказании услуг. Однако, как правило, водители обычно рассчитываются на мойках наличными. В этом случае подтверждать расходы будут кассовый или товарный чек. При этом в нем обязательно должно быть написано, за что деньги приняты - за услуги по мойке автомобиля. Кроме того, лучше будет, если в товарном чеке будет указана марка автомобиля и ее государственный номер. На этом настаивают, скажем, столичные налоговики в письме УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2006 г. № 20-12/29007.

Обратите внимание: учесть для налога на прибыль можно расходы на мойку не каждого автомобиля. Речь идет не только о том, что транспорт должен быть служебным. Организация еще не должна исполнять чужие обязанности по содержанию автомобиля. Объясним, что имеется в виду. Если автомобиль является собственностью организации, то она обязана содержать свое имущество. Об этом сказано в статье 210 Гражданского кодекса. Когда машина используется по договору аренды, то все зависит от предмета договора. Например, при заключении договора аренды транспортного средства с экипажем (то есть с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации) все расходы по содержанию машины ложатся на арендодателя (ст. 634 Гражданского кодекса РФ). А вот в случае аренды автомобиля без экипажа - на арендатора (ст. 644 Гражданского кодекса РФ).

Поэтому если компания арендует автомобиль и одновременно пользуется услугами арендодателя по управлению и технической эксплуатации, то она не может уменьшить налогооблагаемую прибыль на затраты по мойке автомобиля. Эти расходы должен нести арендодатель. Для компании они будут необоснованными (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Плата за хранение автомобиля на платной стоянке

Расходы по оплате услуг по хранению автомобиля фирмы на стоянке можно учесть при расчете налога на прибыль. Для этого нужно выполнить условия, предусмотренные статьей 252 Налогового кодекса РФ. То есть расходы должны быть экономически оправданны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Следовательно, если автомобиль используется в деятельности компании, и у фирмы нет места для его стоянки, то расход можно учесть. Также можно списать затраты на автостоянку и в том случае, когда ваш сотрудник отправляется в командировку на служебном автомобиле. Подтверждать расходы будут контрольно-кассовый чек либо квитанция за парковку автомобилей (письмо Минфина России от 27 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/404).

Компенсация за использование личных автомобилей

Расходы на выплату компенсаций за использование личного транспорта сотрудников для служебных поездок принимаются для целей налогообложения в пределах норм. Они установлены постановлением Правительства от

В указанном постановлении установлено, что при применении упрощенной системы налогообложения указанные нормы используются для определения расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов. В настоящий момент применяются следующие нормы:

(рублей в месяц)

легковые автомобили с рабочим объемом двигателя: - до 2000 куб. см включительно 1200 - свыше 2000 куб. см 1500 мотоциклы 600 Обратите внимание: из письма Минфина России от 21 июля 1992 г. № 57 следует, что суммы за износ, горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание, ремонт и страхование автомобиля уже вошли в компенсацию. То есть учесть их в расходах нельзя. Об этом же говорится в Письме УФНС России по г. Москве от 20 сентября 2005 г. № 20-12/66690.

Более того, в письме Минфина России № 57 сказано, что компенсации начисляются раз в месяц и не зависят от числа календарных дней в месяце. То есть за время, когда сотрудник отсутствует на работе (отпуск, командировка, болезнь и т.п.) и автомобиль простаивает, выплаты не положены. Таким образом, компенсацию нужно еще скорректировать с учетом отработанных дней. В письме же МНС России от 2 июня 2004 г. № 04-2-06/419@ оговаривается, что компенсация за использование личного транспорта считается экономически обоснованным расходом лишь в случае, если работа сотрудника связана с постоянными разъездами и это отмечено в его должностной инструкции.

Закон не запрещает предприятию, которое выплачивает сотрудникам компенсации за использование личных автомобилей в служебных целях, устанавливать на эти машины зимние шины. Однако истраченные на покрышки деньги не удастся исключить из налогооблагаемого дохода. По крайней мере, на этом настаивают чиновники. По их мнению, все эксплуатационные расходы заложены в сумму компенсации (см., например, письмо Минфина России от 16 мая 2005 г. № 03-03-01-02/140). Многие фирмы находят из этой ситуации следующий выход. С работником заключают договор аренды автомобиля без экипажа. В этом договоре указывают, что все расходы по содержанию машины несет арендатор. Впрочем, арендатор обязан нести эксплуатационные расходы по автомобилю, арендованному без экипажа, даже в том случае, когда в договоре об этом ничего не сказано (ст. 646 Гражданского кодекса РФ).

Кроме того, чтобы расходы на компенсацию за использование личного транспорта в служебных целях принимались при исчислении налога на прибыль, необходимо, чтобы они были надлежащим образом оформлены. То есть на предприятии должны присутствовать организационно-распорядительные документы, в частности приказы о выплате сумм компенсации, документы, свидетельствующие о наличии транспортного средства, документы, подтверждающие использование личного транспорта в служебных целях.